Сибирь / Эксклюзив 31 мая 2013 г. 12:38

Министр образования Новосибирской области В.Никонов: "Новосибирская область должна стать "инновационным хабом"

Министр образования Новосибирской области В.Никонов: "Новосибирская область должна стать "инновационным хабом"

- Владимир Алексеевич, расскажите, пожалуйста, на какой стадии находится проект по созданию в Новосибирской области Центра образования, исследований и разработок?

- В настоящее время разработана концепция создания в Новосибирской области Центра образования, исследований и разработок(ЦОИР) и технико-экономическое обоснование проекта. Документы подписаны губернатором, возглавляющим рабочую группу, и отправлены на согласование в те федеральные министерства, которые работали над проектом: Минобрнауки, Минэкономразвития, Минсвязи и Минрегион. Также подготовлен проект постановления правительства РФ, которое носит достаточно общий характер и ставит перед ведомствами задачи по реализации проекта.

С нашей точки зрения, создание ЦОИР произойдет в три этапа.

Первый и второй этапы – это 2013 и 2014–2015 гг., когда мы формируем некоторые, на наш взгляд, недостающие звенья инновационной экосистемы региона и запускаем их в работу. По большому счету, и об этом говорится в концепции, все предпосылки для развития Новосибирска как ЦОИР уже сложились, в том числе в последние годы, когда мы целенаправленно занимались созданием инфраструктуры, системы поддержки инноваций, привлечением общественного внимания к этой сфере, если угодно – созданием моды на инновации, особенно среди молодежи.

Концепция предусматривает несколько инструментов, которые могут быть полезными, чтобы этим развитием управлять и его координировать. В частности, мы говорим о том, что для того, чтобы образование, наука активнее интегрировались в инновационное предпринимательство, необходимо создать "Технологический институт". Звучит громко, но, на самом деле, он будет создан не с нуля. У нас уже два года работает целевая контрактная межвузовская магистратура по инжинирингу, на основе которой и будет создан новый институт. Тем более что новое законодательство позволяет реализовывать программы подготовки кадров на сетевой основе, когда используются ресурсы нескольких организаций, чтобы реализовать, быть может, одну программу подготовки.

Задача – опираясь на лучшие достижения подготовки кадров НГУ, НГТУ, СибГУТИ, возможно, каких-то управленческих структур и даже зарубежных вузов, возможности Академпарка, сформировать круг ученых и инженеров-конструкторов мирового уровня, которые смогут обеспечить подготовку специалистов по исследовательскому, инженерному и управленческому профилям. Речь идет не только о магистратуре, но и об аспирантуре, и о дополнительном образовании. Это не просто подготовка кадров, она будет строиться особым образом. Мы подбираем те организации, те предприятия, которые уже имеют проекты инновационного развития, и кадры мы готовим для реализации этих проектов. Допустим, компания понимает, что у нее есть проект по созданию новой технологии, нового продукта, но не хватает специалистов, чтобы его запустить. Тогда мы берем этот проект в разработку и помогаем его поддержать кадрами. С первого дня обучения магистрант является сотрудником этой организации и встроен в работу над этим проектом, одновременно формируя необходимые компетенции. Получается, что этот институт, кроме того, что он занимается образованием, приходит к экспертизе инновационных проектов, которые целесообразно поддержать в кадровом отношении. И дальше институт помогает формировать эти проекты развития, в том числе и проекты-локомотивы.

Запустить Технологический институт мы должны уже в этом году. Сложности здесь особой нет, потому что магистратура работает уже два года, деньги на это дело в бюджете предусмотрены. Осталось зарегистрировать автономное учреждение, которое и будет формировать консорциум вузов, включая, быть может, и зарубежные.

Этот же институт работает и с потенциальными заказчиками.

- Какие еще элементы инновационной экосистемы должны быть построены на первом этапе проекта?

- Второе направление, о котором мы говорим – это Фонд технологического превосходства. Задача этой структуры – содействовать формированию перспективных проектов на посевной и предпосевной стадии, оценивать экономическую эффективность инновационных проектов, заниматься их сопровождением и так далее. На наш взгляд, научный и промышленный потенциал Новосибирска вполне способен быть источником решений технологического превосходства.

Понятно, что этот результат может быть достигнут не завтра, а в перспективе 5-7 лет, но такие проекты должны появиться и задача фонда – заниматься экспертизой тех наработок, которые есть, трендов технологического развития, чтобы, в конечном счете, тоже начать выстраивать определенные направления. Соответственно, для решения этих задач фонд будет обладать и финансовыми ресурсами.

Еще одна задача фонда – выстраивать отношения с крупными корпорациями, в наибольшей степени заинтересованными в том, чтобы находиться на переднем крае технологического развития.

- Отцы-основатели Apple, однако, компьютер в гараже собрали…

- Все не так просто. В гараже-то в гараже, но если бы этим занимались только те, кто кроме гаража ничего не имеет, никакой Apple не было бы. Нынешние реалии таковы, что разработчик должен иметь или поддержку крупной компании (организации), или людей, которые готовы с нуля раскручивать какую-то очень перспективную тему.

Третья структура, которая должна появиться – это организация, которая займется текущим управлением реализацией проекта ЦОИР. В ее задачи будет входить инициирование и разработка региональных программ инновационного развития, содействие развитию региональных кластеров, взаимодействие с технологическими платформами, институтами развития и другими "внешними" по отношению к Новосибирской области субъектами инновационной системы и так далее. То есть это организация, которая должна хорошо ориентироваться в российском поле инновационной деятельности и позиционировать регион как своего рода "инновационный хаб". Это инструменты, которые нам нужны на старте.

- Какой объем средств, и из каких источников будет направлен на развитие центра?

- Реализация проекта ЦОИР до 2015 года основана на уже существующих и действующих инструментах и программах поддержки инновационной деятельности, как федеральных, так и региональных.

В технико-экономическом обосновании проекта это все собрано, оценено, там видно, какой объем средств необходимо направить на развитие ЦОИР.

В целом на реализацию программы в 2013–2015 гг. планируется направить около 40 млрд рублей. С точки зрения финансирования программа развития ЦОИР сопоставима с программой развития Советского района, которая тоже не копеечная – на ее реализацию только из регионального бюджета до 2018 года планируется направить около 10 млрд рублей. От этой программы мы, кстати, ни в коей мере не отказываемся и готовы ее реализовать.

Одним словом, когда все вместе собрали, получилось, что средств не так уж и мало и что, вообще говоря, проблема не в деньгах, а в координации, эффективности их использования, исключении процессов дублирования и так далее.

- Каким видится развитие ЦОИР после 2015 года?

- Мы полагаем, что в 2016–2020 годах ЦОИР выйдет на проектную мощность, что в конечном счете позволит реализовать некоторые проекты территориального развития, в том числе создания наукоемких производственных зон, реализация проектов технологического превосходства.

На этот же период приходится и реализация проекта Агротехнопарка, а также межвузовского технопаркового комплекса – "Универпарка".

Также должна быть разработана программа стратегического развития ЦОИР до 2030 года.

- О проекте "Универпарка" говорилось и год назад, и успело сложиться впечатление, что речь идет просто о межвузовском кампусе…

- Действительно, на начальном этапе обсуждения высказывалась идея о том, чтобы с участием субъекта РФ построить новые общежития, потому что многие вузы сетовали: студенты к ним не идут, поскольку жить негде. На мой взгляд, это было попыткой компенсировать снижение числа абитуриентов – конкуренция между вузами усилилась по демографическим причинам – эта волна на спаде и в ближайшие годы их число будет уменьшаться, а это означает и уменьшение числа бюджетных мест, да и внебюджетных тоже. Соответственно, усилилась и конкуренция между вузами.

Однако Новосибирской области не слишком интересно просто в каком-то месте поставить много общежитий и создать условия для развлечения студентов, чтобы им удобно было пиво попить и так далее. Мы заинтересованы в том, чтобы действительно начались процессы, связанные с совершенствованием образования, его ориентированностью на потребности нашей экономики, которой мы пытаемся придать направление наукоемкости, инновационности и так далее. Следовательно, ядром "Универпарка" должно стать что-то вроде технопарка.

По большому счету, если строить общежития, то это должны быть общежития для старших студентов, магистрантов, аспирантов – то есть для наиболее готовых к творчеству, готовых к работе категорий. Соответственно, в "Универпарке" должны быть созданы условия для активной работы вуза в научной инновационной сфере. А уже потом вокруг этого что-то должно выстраиваться, строиться.

В конечном счете, участники проекта с этим подходом согласились. Вопрос в том, что концепция должна превратиться в проект, с понятными источниками финансирования, просчитанный, с этапами реализации и так далее.

Вот этого, к сожалению, пока нет.

На годичном собрании высшей школы губернатор Василий Юрченко отметил, что реализацию этого проекта нельзя начинать в чистом поле, потому что для этого нужно сначала огромные деньги вложить, подводя туда инженерную инфраструктуру. Поэтому та территория, которая сначала была городом предложена и "на ура" ректорами принята – речь идет о площадке в районе Горского жилмассива – она, на самом деле, проблемная. Там нет ни дороги, ни канализации, никаких инженерных сетей, более того, эта территория затапливаемая. Раз так, это потребует еще и создания дамбы, обустройства набережной и так далее. Хотя внешне это удобно – участок хорошо расположен логистически, большая часть вузов расположена относительно недалеко… Поэтому сейчас вопрос стоит о том, как общую идею, общую концепцию привязать к реальным процессам, которые могут быть запущены. В концепции ЦИОР эта идея прописана, и в конечном счете она должна появиться в проработанном виде где-то в 2015 году.

- К Технологическому институту это никак не привязано?

- Возможно, это, действительно, должен быть кампус технологического института, поскольку это межвузовская магистратура. Идея такая есть, и она выглядит разумно, но, опять же, это должно быть "привязано" к конкретной территории, притом что межвузовская магистратура пока что локализована в Академпарке. Поэтому это, скорее всего, задача, которая должна быть решена к новому этапу бюджетного планирования, то есть после 2015 года.

В 2016-2017 гг., вполне возможно, появятся новые программы и новые ресурсы, которые и будут ориентированы на это. В принципе, мы же обсуждали эту идею в общих чертах с представителями Минобрнауки РФ и они сказали, что да, это интересно и в любом случае над этим надо работать, потому что фонд общежитий, который сейчас есть, и морально, и физически устарел.

По большому счету, такая страна, как наша, без этого не может организовать образование. Во-первых, потому, что всегда приезжают учиться люди из других городов, регионов, и, во-вторых, весь мир так делает. Скажем, во время поездки в Бостон, где я был с представителями наших вузов, на примере MIT и других ведущих университетов США можно было убедиться, что качественное образование – это глобальный бизнес. МИТ имеет годовой доход $3,6 млрд, более 100 млрд рублей. Это шестая часть ВРП Новосибирской области. Один хозяйствующий субъект. То есть это не просто социальная сфера, это самая настоящая экономика. Университетов в США не один и не два, они, по сути, учат весь мир, и, соответственно, привлекают очень большие деньги на ту территорию, где они находятся, хотя и не фиксируют прибыль.

Поэтому, да, этот проект не имеет на сегодня точных очертаний, но он нашел свое место в концепции ЦОИР.

Многие скажут – это то же самое, что вы всегда и делали. Это правда, но не вся.

По большому счету, нужна живая система интеграции всех элементов инновационной системы, причем и горизонтальной, и вертикальной. Поэтому все элементы, которые усиливают интеграцию между наукой и образованием, между образованием и производством, производством и наукой – это и есть элементы ЦОИР.

Инструменты, обеспечивающие реальную интеграцию всех, кто может работать на инновации – это и есть проект создания центра

- На Ваш взгляд, качество подготовки нынешних студентов и школьников соответствует поставленным задачам?

- Ситуация непростая, потому что в образовании, как и во всех других сферах, мы наблюдаем несоразмерную дифференциацию. У нас есть люди, на мой взгляд, очень развитые и с высоким потенциалом и большим талантом среди студентов, которые стремятся освоить всевозможные курсы не только того вуза, в котором они учатся, но и пробуют себя во всевозможных программах - летних и зимних школах технопарка, "Лаврентьевском прорыве" и так далее. Это показывает, что современная молодежь, когда она мотивирована и получает правильное образование, находит ту среду, в которой она может начать действовать и работать. Тогда и результаты могут поражать.

Но есть и полная противоположность. Это люди, которые пришли в вуз либо переждать время, не призваться в армию, либо просто продлить свое детство, и пришли они не за знанием и профессией, а пришли за дипломом.

Это, конечно, крайне осложняет деятельность вузов как таковых, даже их рефлексию, потому что порой им трудно понять, на что ориентироваться в самооценке.

Вузы сегодня в известной степени избалованы, скажем так, не очень притязательным рынком с позиции спроса. Зачем пытаться учить лучше, если и так набегают абитуриенты? Если они и так приносят какие-то деньги? Да, хочется, чтобы зарплата была больше, но, в принципе, и так живем. Но на самом деле это не безвыходная ситуация, и я считаю, что сейчас надо со средней школы работать над тем, чтобы дать молодежи раскрыть свои способности и реализовать их в качественном образовании. На это направлена и система специализированных классов, и работа с одаренными детьми, и другие проекты.

- Но чтобы процесс не просто шел в заданных рамках, но развивался, действительно порождал нечто новое, должен быть выше именно средний уровень – школьников, выпускников, студентов…

- В силу ряда причин система общего образования развивалась таким образом, что и поддержка, и лучшие ресурсы оказались сконцентрированы в определенной группе образовательных учреждений. У кого-то даже появилась мысль, что осознанно формировалась некая "сфера элитного образования". Я с очень большим сомнением это все воспринимаю и думаю, что на общем фоне ухудшения ситуации находили то, чем можно отчитаться: "Посмотрите, какая у нас школа!", не сильно отвлекаясь на остальное. Был проведен анализ вплоть до каждой школы, и все стало очевидно. Огромная дифференциация в результатах работы образовательных учреждений. Конечно, тому есть и объективные причины. Недофинансирование шло, люди уходили, молодежь не шла, и качество педагогов где-то ухудшалось, но не тех, которые в системе все-таки остались, несмотря ни на что, а тех, кто потом приходил. Потому что, как только сфера становится малопривлекательной, в ней начинаются процессы деградации.

Я бы не хотел, чтобы сложилось впечатление, что этот упрек адресован педагогам. На самом деле, не им. Речь идет о том, и мы были вынуждены это признать, что прежняя система управления образованием не была заряжена ни на достижение результата, ни на правильное понимание результата. Если раньше была жесткая вертикаль – достигалось это путем постоянного инспектирования, муштры и так далее, то потом мы же демократизировали школу, как и все общество, и вообще признали, если посмотреть современный закон "Об образовании" – академическую свободу школы. Это, может быть, и правильно, но тогда надо по-другому строить управление, чтобы, не попирая эту академическую свободу, тем не менее, сориентировать всю систему для работы на высокий результат. Не просто блестяще выучить два десятка людей, но именно обеспечить высокий средний уровень. Понятно, что это не произойдет сразу, но план действий у нас есть. Во-первых, отдавая муниципалитетам определенные ресурсы, сейчас мы заключаем с ними соглашения, в которых четко прописано, что они должны обеспечить. Причем мы стараемся уйти от того, чтобы просто уцепиться за какие-то формальные показатели и начать выдавливать результаты в виде показателей – количества отличников, средний балл ЕГЭ и т.п. Мы говорим о мониторинге, мы говорим о рейтинге муниципальных систем. Причем деньги должны распределяться не так, что кто многого достиг, тот много и получит – нет, мы понимаем так, что, конечно, нужно поощрять тех, кто обеспечил высокий результат, но еще лучше – создавать условия для тех, кто готов быстро двигаться вперед.

Задача эта комплексная, один из ее аспектов – повышение потенциала педагогического сообщества, а это значит – переподготовка кадров, повышение квалификации, привлечение в школы талантливой молодежи. Не секрет, что многие учителя, особенно на селе, преподают предметы, которые как специалисты не изучали, и это, естественно, сказывается на качестве преподавания.

Чтобы ситуацию изменить, нужна переподготовка кадров – это курс объемом 500 часов. Когда его проходить? Значит, нужно организовать дело так, чтобы тот учитель, который заинтересован в получении, по сути, еще одной специальности, мог это сделать.

Мы не против, наоборот. Вот, например, в Германии при проведении конкурсов учитывается, если претендент может преподавать два, а лучше три предмета. Не обязательно смежных. Но у него должна быть квалификация по двум-трем предметам, тогда он ценен в школе.

Очень многое сегодня зависит от руководителя школы, сегодня нужно ставить перед ними конкретные задачи – он должен нести ответственность за достижение результата, поэтому со следующего учебного года директора школ переводятся на так называемый эффективный контракт.

Кроме того, сейчас стоит задача создания областной службы методического сопровождения, тем более что два года работы по отдельным проектам в образовании сформировали очень мощный костяк специалистов, которые могут не только сами управлять или преподавать, но и обучать коллег.