Эксклюзив 7 июля 2010 г. 15:16

Губернатор Томской области В.Кресс: "Инновации были, есть и будут приоритетным направлением развития региона"

Губернатор Томской области В.Кресс: "Инновации были, есть и будут приоритетным направлением развития региона"

            - Виктор Мельхиорович, в регионе несколько лет назад были определены так называемые "золотые проекты" развития территории. Кризис несколько откорректировал планы по их реализации, но сейчас в экономике наметились некие тенденции стабилизации. "Золотых проектов" стало меньше? Можете назвать те направления, которые Вы для себя определяете, как приоритетные в развитии региона?

            - Мы даже в кризисный год 2009 год не отказались от наших "золотых проектов" развития региона: освоения нефтегазового правобережья реки Обь, сохранения памятников деревянной архитектуры в областном центре, развития "Томска университетского" и так далее. Просто во время финансового кризиса в условиях жесткой экономии государственных и частных средств некоторые проекты мы вынуждены были чуть "приморозить".

            Однако для нас всегда приоритетом было и есть все, что касается инноваций. Сейчас говорят – "модернизация, технологическое переустройство российской экономики"… А мы – томичи - интуитивно уже несколько лет называли этот процесс по-другому – инновационным развитием региона. Это было и есть приоритетным направлением развития Томской области.

            Сейчас наши усилия сконцентрированы в направлении присвоения региону статуса Центра науки, образования, исследований и разработок. Это может стать логичным продолжением уже пройденного областью пути по созданию инновационных разработок томскими предприятиями, по строительству инновационной инфраструктуры, по созданию технико-внедренческой зоны (ТВЗ). Где-то мы опережаем своих коллег из других российских регионов; у кого-то учимся; но территорий, которые всерьез стали задумываться о необходимости модернизации и технологического обновления, в России не так уж много.

            Я уверен, что сегодня создание инновационного центра "Сколково", специальных условий налогообложения участников этого проекта обязательно приведет к прорыву в инновационном развитии страны, если это будет экстерриториальный проект, который сможет взаимодействовать с другими инновационно продвинутыми регионами. В числе таких регионов я без ложной скромности могу назвать Томск, Новосибирск, Пермь.

            В Сибири есть мощный инновационный потенциал у Иркутска, Красноярска. Уже сейчас регионы-лидеры инновационного развития начали понимать, что им надо, с одной стороны, конкурировать, с другой - взаимодействовать. Пока мы с новосибирцами конкурируем за право быть инновационной столицей Сибири, доказываем на федеральном уровне, что наш проект лучше, побеждает кто-нибудь третий, например, Калуга.

            В части инновационного продвижения мы должны представлять Сибирь в целом, а не только каждый отдельно взятый регион, т.к. наука и инновационный процесс не могут развиваться в каких-то административных или территориальных рамках. Достижению этой цели будет служить межрегиональная "Ассоциация инновационных регионов России". Меморандум о ее создании был подписан в мае в Томске в ходе XIII Инновационного форума "Innovus".

            Таким образом, инновации – это первый и один из главнейших приоритетов развития Томской области, взгляд в будущее.

            Но не менее важно для будущего нашего региона и другое направление, которое связано с добычей полезных ископаемых. Иногда, когда в государственной политике упор делается на инновационно ориентированную экономику, некоторые наши специалисты и даже ученые стыдливо говорят о "сырьевой зависимости". Но я считаю, что страна и регион, у которого есть те или иные полезные ископаемые, должны ими гордиться, но при этом не нужно в своем развитии зацикливаться только на этом. Увеличение производительности труда, объемов добычи полезных ископаемых без инновационных и технологических изменений в традиционных отраслях невозможно.

            - Известно, что сейчас нефть и газ в Томской области добывается на левом берегу реки Оби, которая делит область с юго-востока на северо-запад почти на две равные части. Между тем, правобережная часть области, примыкающая к богатым нефтью провинциям Красноярского края, может значительно увеличить нефтегазовый потенциал территории. В связи с этим - какое продолжение в ближайшем будущем будет иметь другой проект, который тоже называют "золотым" - освоение правобережья Оби?

            - Мы возлагаем большие надежды на этот проект. Сейчас как раз наступает время, когда надо "стричь дивиденды" по итогам нескольких лет работы в данном направлении. Я говорю о дивидендах в виде создания новых рабочих мест, роста объемов добычи нефти, инвестиционных вложений.

            Напомню, что в нефтегазовом секторе мы несколько лет назад обожглись на том, что у нас в регионе одна компания добывала почти 100% нефти. После этого мы сориентировались на привлечение на месторождения севера Томской области как можно большего количества добывающих компаний, чтобы, так сказать, все яйца в одну корзину не складывать. И уже в этом году треть нефти в регионе будет добыта не Томскнефтью, а другими недропользователями, в том числе и малыми. А вообще я мечтаю, чтобы на правобережье Оби добывали нефть такие крупные компании, как "ЛУКОЙЛ", АФК "Система", "Сургутнефтегаз", ТНК-BP. В текущем году в области на аукционы будут выставлены более двух десятков лицензионных углеводородных участков, из них 4 участка - на правом берегу Оби. И мы уже сейчас их начинаем рекламировать недропользователям.

            Томскнефть - прекрасная компания, основной налогоплательщик в регионе, на компанию приходится свыше 75% годовой добычи нефти всей области – это свыше 7 млн 700 тыс. тонн. По итогам прошлого года в регионе было добыто более 10,1 млн тонн нефти. Я надеюсь, что после запуска месторождений на правобережье общий объем добываемой по области нефти увеличится. Мне бы хотелось, чтобы из всей добываемой в области нефти не менее половины добывали другие компании. Тогда внутри отрасли появится конкуренция, борьба за себестоимость продукции, появится интерес у крупных компаний.

            При всем уважении к конкретным руководителям, мы намерены и будем работать со всеми, кому интересен наш регион в части нефтедобычи. Много лет назад мы провозгласили лозунг: "Больше олигархов хороших и разных". Сегодня этот лозунг начинает работать.

            Третьим приоритетным направлением я бы назвал модернизацию предприятий с целью увеличения эффективности производства. Если не делать этого, то предприятия рано или поздно станут неконкурентоспособными и вылетят с рынка. Мы вынуждены ориентировать бизнес заниматься такими банальными и понятными процессами, как производительность труда. Конечно, есть и обратная сторона этого процесса - это сокращение занятых на производстве сотрудников. Но мы понимаем, что это вынужденная мера, и не "душим", к примеру, Сибирский химический комбинат, который приходит с предложениями о возможном высвобождении части сотрудников. Мы говорим атомщикам: "Хорошо, повышайте производительность, но давайте посмотрим, какие новые направления по развитию мирного атома можно сегодня внедрить на предприятии?" Если нет, то давайте смотреть, как ваши площади комбината можно использовать под малые предприятия и не только для предприятий в закрытом Северске, но и для предприятий Томска и других городов. Там море свободных площадей появляется, но в условиях закрытости города очень сложно их эффективно использовать. А рынок и закрытость - это антагонисты, так что вопрос об открытии ЗАТО Северск рано или поздно встанет.

            - Виктор Мельхиорович, давайте вернемся к теме инноваций. На прошедшем недавно в Томске инновационном форуме одной из основных тем обсуждения стал пересмотр межбюджетных отношений, принятие каких-либо решений на федеральном уровне с целью поддержки инновационо активных регионов. Нашла ли эта тема поддержку и продолжение на федеральном уровне?

            - Мы говорим о создании в России территорий с самыми привлекательными условиями для работы инновационного бизнеса. В ходе форума я обратился к федеральным властям с просьбой оказать активную поддержку инновационно активным российским регионам. Сейчас мы эту идею продвигаем с двух сторон. С одной стороны – это придание Томску особого статуса Центра науки, образования и разработок. Он нам нужен для того, чтобы могли полноценно развивать инновационную инфраструктуру.

            Это же живой организм, и он не должен стоять на месте. Мы несколько лет назад открывали первый в стране студенческий бизнес-инкубатор. И тогда это было большим достижением. Мы думали, что наберем ребят, аспирантов, студентов с реальными инновационными проектами, и когда они уже закончат вуз, то проекты можно будет выводить на реальный рынок. Но мы поработали и видим, что только некоторые из них можно коммерциализировать, и таких очень мало. А остальные нужно еще дорабатывать, т.к. они "сырые" с точки зрения адаптации в реальном рынке, где есть спрос и предложение.

            При этом держать в бизнес-инкубаторе около трех лет студентов с такими проектами тоже неправильно. И мы уже сейчас видим, что нужна еще одна ступень между рынком и бизнес-инкубатором - технологический инкубатор. Это следующее звено инновационной инфраструктуры, и мы строим его при Томском Университете Систем Управления и Радиоэлектроники. В 2008-2009 гг. Минэконразвития РФ нам выделило около 60 млн рублей на эти цели, в этом году денег нет. Пока предварительное положительное решение есть только о финансировании на будущий год.

            Существующие сегодня в стране подходы в межбюджетных отношениях, когда всем регионам достается равная доля, устарели. Есть регионы с развитой экономикой инновационного типа, с сильным интеллектуальным потенциалом. Они требуют особого подхода, в том числе при распределении денег. С одной стороны, сегодня Минфин начинает понимать, что нужны какие-то другие поправочные коэффициенты и пересмотр системы межбюджетных отношений для городов России, которые определены центрами инноваций в стране. Это позволило бы инновационным регионам оставлять в своих бюджетах большую долю доходов, чем сейчас.

            Но я понимаю министра финансов Алексея Кудрина. Это сделать не так-то просто. Стоит только дать какие-то преференции для одних, как за ними пойдут не только те, кому это необходимо, но и другие. Получается, что необходимо очень тщательно разрабатывать и очень тонко использовать механизм поддержки инновационных регионов в нашей стране.

            - Виктор Мельхиорович, а как Вы сейчас оцениваете взаимоотношения области с ТГК-11 и какие договоренности достигнуты с ее новым владельцем "Интер РАО"?

            - Когда в регион заходит новая компания, я всегда пытаюсь сначала выстроить взаимовыгодные отношения, и даже если где-то возникают шероховатости, я объясняю это трудностями роста. Это же происходит и с энергетиками. Я считаю, что меньше будет шероховатостей, если любая структура, которая заходит в регион, будет руководствоваться интересами потребителя услуг. У нас уже есть небольшие подвижки в переходе к цивилизованному рынку, с приходом "Интер РАО" это движение стало более активным. Я уже дважды встречался с руководством компании, которое курирует наш регион. Это абсолютно правильный подход - ехать в территорию налаживать связи и узнавать проблемы на местах, а не ждать, когда начнутся "звонки с мест".

            - Одним из наиболее перспективных инвестпроектов региона еще недавно считался проект строительства ЛПК "Зеленая фабрика", общая стоимость которого оценивается в 7,3 млрд рублей. Однако сроки ввода в эксплуатацию комплекса постоянно откладываются, а его владелец - ООО "Инвестиционная лесопромышленная компания" - сменил юридический адрес с Томска на Краснодар. Сейчас идет рассмотрение дела о банкротстве владельцев ЛПК "Зеленая фабрика". Недавно Вы заявили о необходимости провести технический и технологический аудит на "Зеленой фабрике" и дали поручение своим подчиненным. Объясните, пожалуйста, для чего он проводится и что даст итоговый документ?

            - Он покажет нам полную картину, чтобы понять, есть ли будущее у этого проекта с его нынешнем состоянии. Хотя уже сейчас видно, что, конечно, для того, чтобы на фабрике все заработало, требуются, в первую очередь, деньги, причем, нужна не одна сотня миллионов рублей.

            Я бы очень хотел, чтобы "Зеленая фабрика" наконец заработала, потому что этот проект для Итатки – спасение. Ведь после того, как воинская часть из него ушла, поселок не выходил из статуса депрессивного, без всяких перспектив на развитие. Более загруженной после запуска фабрики оказалась бы железная дорога. Но я вынужден соизмерять: если потребуется 300-400 млн руб. бюджетной поддержки, то где их взять? А может быть, обеспечить жителей рабочими местами можно за меньшую сумму? Тогда мы будем принимать другое решение.

            - На сегодня строительство и содержание дорожной инфраструктуры - это больной вопрос для региона, который находится несколько в стороне от основных транспортных автомагистралей. Изменится ли когда-нибудь ситуация? Что можно сделать для ее улучшения?

            - Этот вопрос в Томской области стоит намного острей, чем в других регионах. Например, Томская область в два с лишним раза больше Новосибирской области, Омской области, в три с лишним раза больше Кемеровской области. При этом автомобильных дорог с твердым покрытием, по которым можно по-человечески проехать, у нас меньше, чем в названных мной регионах. Это одна сторона проблемы.

            С другой стороны, сегодня изменилась система финансирования дорожной отрасли в целом. Дороги делятся на федеральные - первого уровня, далее - региональные и муниципальные. В соответствии с этим разделением они финансируются из соответствующего уровня бюджета. У нас в области федеральных дорог всего 37 км! А, к примеру, в республике Бурятия таких дорог, ремонт и содержание которых оплачивается из российского бюджета, более тысячи километров. А у нас из 6,405 тыс. км трасс в регионе - повторюсь, только 37 км - федеральной дороги М53 "Байкал" Томск- Новосибирск. Вот нам и выделают 1-2 млн рублей на ее содержание, а остальные дороги мы должны ремонтировать сами и за свой счет.

            Администрация области сейчас бьется и доказывает, что нужен другой подход по определению федерального статуса дорог, что нужны дороги-дубли для федеральных трасс. Мы говорим, что основной грузопоток через крупные города и областные центры, через которые проходят федеральные трассы, пускать нельзя. К примеру, дублем федеральной трассы М-53 могла бы стать дорога через Кожевниково в Новосибирск. Она - местного значения. Однако сегодня с каждым днем по ней едет все больше и больше крупногабаритных автомобилей, масса которых превышает 10, 20 30 тонн. Вот и получается, что весной, когда грунт разваливается, мы вынуждены латать и латать эти местные дороги с федеральным трафиком.

            Сейчас мы строим Северную широтную дорогу, которая обеспечит транспортный поток и соединит Томск с Ханты-Мансийским автономным округом, обеспечит выход на Урал и Москву. Мы считаем, что это должна быть дорога федерального значения.

            Считаю, что нужен другой механизм финансирования содержания и ремонта дорожной сети страны. Сегодня это происходит по остаточному принципу, что осталось в бюджете – а остается обычно немного - то и на дороги. Но мы все прекрасно понимаем, что невозможно развивать экономику страны и регионов без нормальных транспортных схем. Я уж не говорю о том, что в Сибири зимой дороги нужно чистить от снега, в некоторых районах строить зимники, ледовые переправы, чтобы целые поселки не оказались отрезанными от большой земли. Их протяженность - почти тысяча километров. Все это требует больших постоянных затрат, мы идем на них, но средств все равно не хватает, да и не по силам областному бюджету вытянуть на себе такую ношу. А в межбюджетных отношениях это не учитывается, поэтому вопрос содержания дорог сейчас - на повестке дня уже на федеральном уровне. Обсуждается создание дорожного фонда, и мы понимаем, что вопросы с финансирование дорожного хозяйства требуют серьезных корректировок. Я думаю, нужно учесть весь предыдущий и нынешний опыт, сконструировать схему финансирования содержания и ремонта сети автомобильных дорог, чтобы минимизировать ошибки. Но пока этого не сделано, я считаю, необходимо выделять деньги напрямую из федерального бюджета на российские дороги. Что в принципе, уже делается.

            - Принцип остаточного финансирования применяется и к городским дорогам и магистралям. Как будет решаться проблема на этом уровне?

            - В этом году мы ожидаем, что на обустройство и ремонт томских дорог по программе партии "Единая Россия" будет выделено около 500 млн рублей. Это свидетельствует о том, что "Единая Россия" видит эту проблему, и фактически партия продавила решение о выделении дополнительного финансирования.

            Власти Томска намерены принять первую городскую целевую программу по текущему и капитальному ремонту дорожной сети. Она предполагает детальное обследование силами томских ученых состояния дорожной сети областного центра и далее проведение текущего и капитального ремонта с использованием наиболее эффективных современных технологий.

            Но нам нужно понимать, что деньги больше нужны не на ремонт дорог, а на их содержание. Нам надо установить критерий, стандарт содержания дороги, который должны обеспечить муниципалитеты, в чьем ведении и находятся городские дороги. Причем, стандарт содержания должен быть таким, чтобы не приходилось каждый год делать ямочный ремонт. Ведь это означает, что дорога попросту разваливается, а сегодня есть современные технологии и материалы, которые позволяют это предотвратить.

            - Виктор Мельхиорович, в Томске осенью 2010 г. пройдут выборы в городскую думу, политическая борьба за голоса избирателей началась уже сейчас. Какой расклад сил Вы ожидаете, и может ли зависеть дальнейшая поддержка в целом региону и муниципалитету, решение каких-то проблем от результатов выборов и присутствия той или иной политической партии в представительном органе власти Томска?

            - Весной этого года, когда проходили выборы в некоторых поселениях и муниципальных образованиях Томской области, не везде на местах победили те кандидаты, на которых мы делали ставку. Конечно, это вызвало легкий шок: хуже нет начинать работу с неизвестным человеком, пришедшим к тому же во власть на волне протестного настроения избирателей. Но надо видеть и свои ошибки: получается, что мы не на тех людей сделали ставку, не владели полной информацией в районах, в поселениях, в городах, кого реально поддерживает и уважает население.

            А мы ориентировались не на мнение населения, а на мнение чиновников. И, зачастую, тех чиновников, которые оторваны от жизни. Все это мы сейчас должны учесть, прежде чем сделать ставку на тех или иных людей. А для этого нужно провести объективный опрос общественного мнения, и посмотреть, кого из конструктивных лидеров поддерживают люди.

            А что касается того, повлияют ли результаты выборов на отношение к региону, скажу следующее. В Госдуме России парламентское большинство представляет партия "Единая Россия", это правящая партия. Она уже сейчас формирует свое мнение при назначении на руководящие посты в регионах. Эта партия, парламентское большинство, голосует и формирует федеральный бюджет, в котором есть некоторая свобода маневра, если, например, речь заходит о выделении дотации конкретным регионам, их финансовой поддержке. Мы в такой поддержке нуждаемся больше многих, и не потому, что мы такие бедные и умные, а потому что при существующих правилах игры налогов на душу населения мы собираем много, а вот доходов областного бюджета на ту же душу остается мало.

            Поэтому на федеральном уровне очень много зависит от партийных лоббистов, от партийной поддержки такой крупной партии, как "Единая Россия". Давайте уже подойдем к выборам прагматично, а не как привыкли – "голосовать сердцем". Не дай Бог, проголосуем, как на выборах в думу Томска в 2005 г. (тогда большинство по результатам выборов набрала "Партия пенсионеров" - ИФ). Не получит "Единая Россия" большинство наших голосов – все томичи понесут колоссальные финансовые потери. Я не смогу решить в Москве вопросы, которые ставят мне избиратели Томской области.

            Понимаете, в странах, которые давно работают в рыночной экономике, межбюджетные отношения уже давно отточены, а у нас это все только зарождается, ситуация меняется чуть ли не ежегодно и какие-то регионы выигрывают, а какие-то проигрывают. Вот мы в рамках процесса выравнивания бюджетной обеспеченности по стране оказались в проигрыше. Пройдет лет 10, заработает инновационная экономика - и будем в выигрыше. Но пока, давайте рассуждать у избирательной урны не по принципу "нравится – не нравится", а по принципу – что будет полезнее для моей земли. 

            - Виктор Мельхиорович, насколько дальновидным Вам кажется принятие федерального закона, по которому школьное образование имеет все перспективы стать платным?

            - Спросите меня, я "за" бесплатное образование или "против"? Я вам отвечу однозначно: "Я против массового платного образования и здравоохранения, категорически против". Да и любой здравомыслящий человек будет "против". Но: я - за этот закон.

            Просто недобросовестные политики часто пользуются неискушенностью большей части населения в тонкостях этого вопроса и попросту обманывают народ. Сейчас некоторые политические силы сознательно вводят в заблуждение людей, чтобы настроить народ против власти, а на деле заработать политические очки в день голосования. И партия "Справедливая Россия", говоря о том, что образование станет платным, фактически дурит и обманывает людей. Давайте не будем забывать, что этот федеральный закон проходил и через Совет Федерации, и Сергей Миронов, лидер этой партии, если бы был так против его принятия, мог бы там свою позицию высказать.

            У нас с одной стороны в Конституции России закреплено право бесплатного образования, и это право никто не имеет право нарушить. Ни один закон, который противоречит Конституции страны, не будет принят, т.к. Конституционный суд его просто не пропустит.

            Что происходит сейчас на деле? Назовите мне хоть одну школу, где не берут деньги за дополнительное образование? Вы знаете, за что можно платить, а что должно быть вам предоставлено бесплатно, за что платить нельзя? Мы же понимаем, как сейчас используется школьное имущество, в зависимости от компетенции и порядочности директора школы. Например, школа сдает в аренду по вечерам спортзал, но директор проводит это не через бухгалтерию, а пишет себе в блокнот.

            Нет ни одного документа, где это прописано законодательно. А этот закон нормирует эти процессы в школе, наводит порядок. Закон предписывает и требует, чтобы мы знали, кто и что зарабатывает и куда эти деньги можно тратить. И все это должен решать не один директор, а совет школы, общественный совет, совет попечителей.

            Поэтому, когда начинаешь разбираться и честно людям рассказывать, в чем суть нового закона, все его понимают и принимают. Нам, и родителям в том числе, сегодня этот закон нужен, как воздух. А в распускании слухов, по-моему, заинтересованы прежде всего руководители школьных учреждений, которые без этого закона привыкли вольготно распоряжаться родительскими взносами и арендными платежами.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще