Старт реализации национального проекта "Жилье и городская среда", переход на новую модель финансирования долевого строительства, подготовка Красноярского края к 29-й Всемирной Универсиаде и 400-летнему юбилею Енисейска сделали ушедший 2019 год непростым для министерства строительства региона. Несмотря на возникшие вызовы, ведомство не только реализовало поставленные задачи, но и перевыполнило большинство плановых показателей. Подробнее о состоянии строительной отрасли сибирского региона в интервью агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал министр строительства Красноярского края Сергей Козупица.
- Сергей Андреевич, по итогам 2019 года министерство отчиталось о росте объемов введенной жилплощади на 3,4%. Однако многие эксперты предвещали проблемы на рынке недвижимости, связанные с переходом на эскроу-счета. Оказало ли это нововведение существенное влияние на региональный рынок?
- Переход на иную модель финансирования жилищного строительства вызвал определенные сложности, темпы строительства жилья замедлились. Но если оценивать ситуацию по краю, очевидно, что значительного влияния на рынок жилищного строительства переход не оказал. Это видно по результатам.
Показатель ввода жилья, предписанный Красноярскому краю в 2019 году нацпроектом, составил 1,174 млн кв. метра - это мы должны были ввести. Мы ввели 1,192 млн кв. метров, то есть перевыполнили план на 1,5% и превзошли показатели 2018 года на 3%. Застройщики знали о предстоящих изменениях, и многие из них хорошо подготовились к нововведениям.
Безусловно, переход на эскроу-счета окажет влияние и на 2020, и на 2021 год. Некоторые существующие механизмы претерпят изменения. Мы четко понимаем, по каким объектам могут возникнуть сложности. Опасения у нас вызывают 32 объекта, которые не соответствуют критериям, позволяющим застройщикам привлекать денежные средства участников долевого строительства по старым правилам. Часть компаний обратилась за проектным финансированием банков, но не все застройщики смогли убедить потенциальных кредиторов, что они финансово устойчивы, а их проекты рентабельны. С такими застройщиками мы работаем отдельно. В конечном счете, они будут вынуждены либо все-таки доказать банку состоятельность своих проектов, либо переуступить свой проект более успешным компаниям. Последний вариант не исключается, и по ряду жилищных проектов Красноярского края уже сейчас прорабатывается.
- К каким показателям по вводу жилья Красноярский край стремится в 2020 году?
- У нас по показателям, установленным национальным проектом, планируется ввести 1,305 млн кв. метров жилья, это почти на 10% больше, чем в 2019 году. Это амбициозная задача, которая нам по плечу, ведь сейчас только в Красноярске одновременно в процессе строительства находится 2,5 млн кв. метров жилья (229 объектов). Мы осознаем, что необходимо просто добросовестно работать в ежедневном режиме, чтобы эти 2,5 млн успешно довести до конца и ввести.
Кроме того, мы ожидаем роста показателей по жилищному строительству в связи с началом реализации проекта по обеспечению арендным (служебным) жильем для работников бюджетной сферы. На эти цели в краевом бюджете предусмотрены средства в размере 100 млн рублей ежегодно. В прошлом году по этой программе мы уже сдали 16-квартирный дом в Большой Мурте сотрудникам здравоохранения.
Также нельзя не учесть необходимость строительства социального жилья и жилплощадей на смену ветхим и аварийным домам.
Вероятно, для застройщиков будет стимулом и наша деятельность по обеспечению земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
- В конце 2019 года губернатор Красноярского края Александр Усс обозначил развитие муниципальных образований в качестве одной из приоритетных задач. Ждать ли нам, в связи с этим, увеличения объемов ввода жилья в муниципалитетах?
- Учитывая ретроспективу предыдущих лет, отмечу, что в годовом объеме ввода жилья две трети приходится на город Красноярск, одна треть - территории края. На наш взгляд, те программы, что я назвал ранее, значительно оживят жилищное строительство в муниципалитетах.
Плюс, я думаю, в этом году получит новый импульс строительство жилья для детей-сирот. В предыдущие периоды удовлетворение жилищных проблем сирот осуществлялось, в основном, путем приобретения квартир на вторичном рынке. Но сейчас уже в муниципалитетах вторичный рынок оценивается как исчерпавший свои возможности... Поэтому нам необходимо строить и предоставлять сиротам новое жилье.
Однако, учитывая, что реализация этих проектов проходит и на территории Красноярска, говорить о существенном увеличении доли жилищного строительства в муниципалитетах я бы не стал. Но то, что с увеличением общего объема ввода жилья она будет сохраняться в пропорции, которая существует на сегодняшний день, можно говорить уверенно.
- Продолжая тему планов... Широко обсуждается инициатива реновации жилья в регионах. Ожидается ли реализация этого проекта в Красноярске?
- Действительно, в Госдуму внесены уже два законопроекта о реновации в России, мы их сейчас внимательно изучаем. Естественно, если этот механизм будет тиражироваться на территории Российской Федерации, мы примем самое активное участие в его реализации.
Я недавно смотрел статистику, Красноярск входит в тройку городов с наибольшим количеством хрущевок... Но сначала нам необходимо все-таки разобраться с аварийным жильем, с бараками, а потом уже браться за пятиэтажки.
- Сколько времени потребуется на замену аварийного жилья?
- Сейчас в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" реализуется региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2019-2025 годы. Она предполагает переселение 18,5 тыс. человек из домов, признанных аварийными до января 2017 года. Это 315 тыс. кв. метров жилья, 1021 дом.
Параллельно, уже после января 2017 года, признаны аварийными сопоставимые площади жилых помещений. Здесь у нас и у наших федеральных коллег подход такой: завершим действующую программу раньше - приступим к следующей.
Красноярский край с планами на первый год программы справился со значительным перевыполнением. По состоянию на 1 января 2020 года, переселено 810 человек из 16 тыс. кв. метров жилья. В 2020 году мы заканчиваем первый этап (из пяти) и начинается первый год второго этапа. Объем финансирования первого этапа составляет 1 млрд 771 млн рублей.
Учитывая, что Красноярск блестяще справился в прошлом году со своими планами, фонд ЖКХ (оператор программы) рассматривает наш край в части тех регионов, которым будет предложено сократить сроки программы. То есть, закончить ее не в 2025, а в 2023 году.
Для ускорения достижения целей программы мы рассматриваем разные механизмы. Можно же не только строить и переселять, но и, например, выкупную цену собственнику предоставлять. К тому же, появились субсидии, позволяющие уравнять выкупную цену собственности старого жилья с текущей ценой на рынке.
Особое внимание мы уделяем нескольким болевым точкам края. Это наиболее серьезные по объему аварийного жилья Лесосибирск, Боготол и Красноярск, а также Таймыр, с его спецификой климатических условий.
- Как вы оцениваете обеспеченность жилых комплексов объектами социальной инфраструктуры - школами, детсадами, медицинскими и спортивными объектами?
- В какой-то период был допущен серьезный разрыв между объемами жилищного строительства и бюджетными обязательствами по обеспечению жилых комплексов социальной и транспортной инфраструктурой. В текущей ситуации у нас существенно увеличились объемы строительства социальной инфраструктуры, но тот провал полностью преодолеть пока не удалось.
Есть масса примеров, где мы строили социальные объекты догоняющими темпами. Самый яркий - микрорайон Покровский, где мы школу и детские сады строили "потом", а сейчас состоится конкурс на строительство поликлиники.
Если говорить о планах, то в 2020 году мы вводим 10 объектов, разрабатываем проектно-сметную документацию с получением экспертизы по 22 объектам, еще по 41 объекту продолжаются строительно-монтажные работы. На эти цели заложено финансирование в размере 4,6 млрд рублей. Из всего названного 3 объекта предусмотрены национальным проектом "Демография": 2 детских сада в Березовском и Емельяновском районах уже строятся, и в ближайшее время состоятся торги по крытому катку в Канске.
Впервые за достаточно большой промежуток времени состояние бюджета края позволяет нам наращивать темпы строительства социальной инфраструктуры, что мы и делаем.
В свою очередь, в муниципалитетах ситуация иная по своей природе. Новых жилых комплексов там почти нет, в таких объемах жилищное строительство там не осуществлялось. Однако имеющаяся социальная инфраструктура там приходит в неудовлетворительное состояние - это раз, а где-то ее не было никогда - это два. То, что сейчас она появляется - это серьезный шаг. Например, в прошлом году мы ввели Центр культурного развития в Минусинске, образовательную школу на 550 мест в Канске, физкультурно-спортивные центры в Ермаковском и Большой Мурте.
- Еще одна немаловажная составляющая комфорта жителей региона - благоустройство. Как обстоят дела с реализацией проекта "Формирование комфортной городской среды"?
- В прошлом году по данному направлению нами тоже перевыполнены все показатели. Мы благоустроили 45 общественных пространств и 454 дворовых территории всего по краю. Объем финансирования за счет федерального и краевого бюджетов по итогам 2019 года составил 985 млн рублей. Еще шесть общественных пространств было благоустроено за счет краевого бюджета на сумму 247 млн рублей - в их числе такие яркие проекты, как набережная города Дивногорска и аллея Славы в Бородино.
В 2020 году мы продолжим реализацию проекта на территории края, на эти цели выделено 913,15 млн рублей (867,5 млн рублей - федеральный бюджет, 45,65 млн рублей - краевой бюджет).
Также по инициативе губернатора Александра Усса намечены мероприятия по приведению в порядок центральных улиц райцентров. Выделено 500 млн рублей из краевого бюджета, муниципалитеты также выделят на это дополнительные деньги. Это станет началом глобального долгосрочного проекта.
- Ну и напоследок... Один из показателей нацпроекта "Жилье и городская среда" - снижение административной нагрузки на застройщиков. Что в этом направлении сделано в Красноярском крае?
- Есть отдельная дорожная карта по улучшению предпринимательского климата, в ее рамках рассматривается процедура получения разрешений на строительство. Чем эта процедура отличается от иных... Во-первых, мы пофамильно и в лицо знаем всех потребителей этой услуги, а во-вторых, для них это не является чем-то новым и внезапным. Получение разрешения - устоявшаяся процедура, и застройщики края хорошо понимают в ней все "куда", "зачем" и "почему".
Несмотря на то, что периоды предоставления всех муниципальных и государственных услуг в этой сфере у нас соответствуют регламентам и показателям нацпроекта, мы продолжаем вести работу по сокращению сроков. Это касается проведения государственной экспертизы, разработки проектно-сметной документации... Мы планомерно, год от года, свои показатели в этом отношении на общефедеральном фоне улучшаем.
Еще из того, что оказывает влияние на снижение административных барьеров - в прошлом году мы разработали государственную информационную систему "Обеспечение градостроительной деятельности". Эта система будет внедрена в 2020 году во всех муниципалитетах. Она позволит планомерно перейти к взаимодействию чиновников и бизнеса через портал госуслуг, ускорить некоторые рабочие процессы.