Сибирь / Эксклюзив 23 сентября 2019 г. 15:56

Директор АО "Сибкабель" Алексей Жужин: "Работа над новой продукцией ведется на постоянной основе"

Директор АО "Сибкабель" Алексей Жужин: "Работа над новой продукцией ведется на постоянной основе"

                Алексей Жужин перешел работать в "Сибкабель" с должности директора "Уралкабеля" (обе компании входят в "Холдинг Кабельный Альянс") в августе 2018 года. О развитии томского предприятия за прошедший год и планах на будущее руководитель томского предприятия рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Сибирь".

                 - Алексей Николаевич, первый вопрос хотелось бы сделать общим: расскажите, пожалуйста, о первом годе работы в "Сибкабеле". Как развивается предприятие? Какое новое оборудование было введено за тот год, что вы руководите им?

                 - Считаю, что первый год мы вместе с коллективом отработали очень и очень неплохо. В 2019 году мы заканчиваем выполнять задачи, поставленные на текущую трехлетку. И например если посмотреть на первое полугодие, то со всеми поставленными задачами мы справились, даже перевыполнили их. Переработка металла за 6 месяцев выросла на 17,5% относительно аналогичного периода прошлого года. Финансовые показатели также перевыполнили с неплохим запасом.

                 Мы продолжаем выполнять программу технической модернизации. Согласно плану, как уже анонсировали ранее, в перевооружение мы вкладываем 300-350 млн рублей в год. На 2020-2022 годы на эти цели запланировано около 1 млрд рублей. В рамках программы, в частности, завод ввел несколько новых машин, например крутильную бронировочную машину компании Kabmak (Турция) и оплеточную машину. В планах ввести еще несколько единиц оборудования. Например, пришла новая современная волочильная машина марки Niehoff, эта компания - лидер в этой отрасли в Германии. Планируем ввести это оборудование в октябре-ноябре, это позволит улучшить качество, расширит номенклатуру и повысит производительность. Продукт, который она будет производить, принципиально отличается от того, что было на старом оборудовании. Инвестиции в эту машину - около 1 млн евро.

                 Кроме того, в проработке вопрос приобретения еще трех линий, контракт по ним планируем заключить в этом году, сама поставка предполагается в следующем году. Оборудование, которое нам нужно, сложное, на его изготовление уходит 8-12 месяцев. Стоимость каждой из трех линий составит около 500-600 тыс. евро, это крутильные машины, которые позволят нам работать с токопроводящей жилой.

                 Мы хотим, чтобы каждый цех работал самостоятельно, без коопераций с другими подразделениями. Чтобы каждый цех был замкнутым циклом - в него бы завозилось материалы, сырье, а из него выходила готовая продукция - необходимо закупить дополнительно волочильное, крутильное и оплеточное оборудование. Кроме того, эти машины позволят защитить нашу продукцию от механических повреждений при использовании в агрессивных условиях. Требования к кабелям постоянно растут. Мы понимаем, что без этого оборудования дальше шагать в ногу со временем будет крайне тяжело.

                 - Выпуск каких новых видов продукции вы освоили за прошедший год?

                 - Работа над новой продукцией ведется на постоянной основе. Я не могу назвать какие-то конкретные марки, поскольку мы постоянно в контакте с потребителем - улучшаем существующую продукцию, чтобы она соответствовала серьезным требованиям, предъявляемым, в частности, угольными и нефтяными компаниями. В рамках опытно-промышленной эксплуатации мы постоянно дорабатываем конструкцию существующего кабеля, например, меняем виды изоляционного материала, добавляем новые элементы конструкции.

                 Эта работа, в том числе, ведется в рамках импортозамещения: мы предлагаем более дешевый вариант той продукции, что выпускается за рубежом, но по эксплуатационным характеристикам этот товар должен быть не хуже, чем импортный.

                 В числе новых или несколько забытых старых производств могу назвать эмалеобмоточное. Мы планируем развивать нашу вторую площадку на проспекте Фрунзе в Томске, где располагаются такие цеха. Мы планируем восстановить существующие здания, модернизировать площадку, закупить новое оборудование, начать выпуск новой номенклатуры. В данный момент обсуждается ряд вариантов развития эмалеобмоточного производства, но конкретики пока нет - мы прорабатываем этот вопрос.

                 Эмалированные провода используются в обмотке для различных электрических машин. При этом в России мало подобных производств, в основном они расположены в европейской части страны, вокруг нас - нет. Основными потребителями станут "Российские железные дороги" и их ремонтные "дочки", трансформаторный завод "Алттранс" в Барнауле. По такому производству есть определенная ниша, которую мы планируем заполнить своей продукцией.

                 - Если говорить о ваших площадках в Томске, то уже довольно давно вы расчистили от производства большой участок земли на площади Соляной. Как идут переговоры с покупателями? Какие есть варианты? Что сдерживает процедуру продажи этой площадки?

                 - Уже почти три года мы пытаемся продать этот актив, но конкретного покупателя, который готов был бы прийти и предметно разговаривать о сроках и цене, пока у нас нет. Мы готовы к обсуждению, у нас есть оценка и понимание рыночной стоимости этого участка земли. К нам обращался ряд инвесторов, я вижу здесь два варианта развития: либо это будет медицинский проект, либо образовательный. Что касается второго варианта, то мест в общеобразовательных учреждениях в этом районе, где располагается площадка, действительно не хватает. Но если речь идет о школе или детском саде, то это должно быть государственное финансирование. И с инвесторами в сфере медицины, и с местной администрацией переговоры мы уже проводили, но пока они ни к чему не привели. Если говорить о коммерческих вариантах, то строительного бума в Томской области нет, кроме того, рядом исторический объект - дом Макушина, который не дает инвесторам возможности строить здесь высотные здания.

                 - В начале лета сообщалось, что в 2019 году вы планируете как минимум сохранить объемы переработки. Какие вы ставите перед собой сейчас планы по переработке меди и выпуску продукции? Эти планы зависят только от количества заказов, или вы можете работать "на склад"?

                 - На 2019 год мы подтверждаем все планы, которые были заявлены. На 2020 год мы только начали формировать программу, ее основные параметры будут утверждены и защищены ближе к концу года.

                 В целом программа на следующий год всегда состоит из двух частей. Во-первых, это продукция массового потребления, например, то, что используется в строительстве. Такая продукция должна быть всегда, поскольку на нее всегда есть спрос. А есть специфические вещи, например, кабель для нефтяных компаний, РЖД или других структур. Такие компании стараются работать с минимизацией своих издержек, сокращают расходы, поэтому ни мы, ни они не держим склад такой готовой продукции, это исключительно работа по заказам. Поэтому более или менее полным пониманием объема предполагаемой к выпуску продукции на следующий год мы обладаем ближе к концу года, когда известен пакет заказов от наших контрагентов.

                 - Как обстоит дело в борьбе с контрафактной продукцией? Стало ли контрафакта в последнее время меньше, или наоборот?

                 - Я считаю, что ситуация сдвинулась с мертвой точки. Потребитель все чаще понимает, что дешево не значит хорошо. В том числе поэтому мы заменяем оборудование - оно должно производить более качественную продукцию, которая будет соответствовать всем требованиям и стандартам. На предприятии мы развиваем службу качества, чтобы понимать, какие материалы к нам поступают, какое сырье, как оно работает и как показывает себя. Затем мы проверяем изделие, прежде чем отдать его заказчику. В том числе ведется постоянная работа с нашим научно-исследовательским кабельным институтом (НИКИ), который обладает собственным парком оборудования. Это позволяет попробовать создать условия эксплуатации продукции, близкие к реальным - проверить специальной машиной кабель на изгиб, на разрыв и на другие характеристики. Кабель должен выдерживать пиковые нагрузки, которые в нефтяной и угольной промышленности очень высоки.

                 Кроме того, мы участвуем в проекте "Кабель без опасности", запущенный ассоциациями "Электрокабель" и "Честная позиция" в 2016 году. Это интересный опыт, позволяющий в реальной жизни, на реальном объекте оценить всю продукцию, которая там работает. Например, в Томской области представители проекта проверили три объекта: коммерческую недвижимость, школу и строящийся дом. Конечно, для безопасности работы таких объектов продукция должна быть качественной, а мы должны быть уверены в этом, учитывать как нашу работу, так и качество исходного сырья.