Сибирь / Эксклюзив 11 июня 2019 г. 11:48

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко: "Борьба за возвращение выборов мэра Иркутска продолжится, сити-менеджер - промежуточный результат"

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко: "Борьба за возвращение выборов мэра Иркутска продолжится, сити-менеджер - промежуточный результат"

                 О перспективах возвращения прямых выборов мэра Иркутска, "нюансах" возможного назначения сити-менеджера, непреодолимых препятствиях в строительстве китайского завода по розливу воды на Байкале и крупных инвестиционных проектах в здравоохранении губернатор Иркутской области Сергей Левченко рассказал "Интерфаксу" на Петербургском международном экономическом форуме.

                 - Сергей Георгиевич, в конце мая вы были госпитализированы, пресс-служба областного правительства сообщала, что у вас травма спины. В СМИ появилось много домыслов по этому поводу. Как ваше здоровье? Нужна информация "из первых уст".

                 - Я мотоциклист и в позапрошлую субботу в Листвянке (поселок на берегу озера Байкал - ИФ), когда забирался на гору, завалился на мотоцикле на спину. Ушибся сильно, сразу поехал в областную больницу, чтобы провериться. Но врачи у нас очень ответственные, поэтому госпитализировали для обследования. Я столько всего не проверял ни разу в жизни - четыре КТ, еще УЗИ, рентген, разные анализы. Можно сказать, врачи исследовали каждый миллиметр, воспользовавшись тем, что я попал к ним в руки. Теперь можно ответственно сказать - со здоровьем все в порядке.

                 - Тогда вопрос о политике. Вы планируете продолжать борьбу за возвращение прямых выборов мэра Иркутска? И что стоит за инициативой по введению института сити-менеджера в Иркутске?

                 - Конечно, планирую, уж если я принимаю какое-то серьезное решение для себя, то не помню, чтобы от него отказывался. Тем более, что это подкреплено мнением горожан, которое последние три года не меняется. Судя по социологическим исследованиям, за возвращение прямых выборов мэра выступает более 80% жителей Иркутска. Поэтому борьба будет продолжаться, возможное введение института сити-менеджера - промежуточный результат.

                 В прошлом году, в начале года, я с инициативой по возвращению выборов мэра Иркутска вошел в Законодательное собрание. Старый состав Заксобрания не стал его рассматривать, видимо, под занавес депутаты не хотели портить себе репутацию. Новый созыв тоже более чем полгода не рассматривал, и фракция КПРФ вынуждена была вынести этот вопрос на внеочередную сессию. Законопроект рассмотрели, но не хватило буквально двух голосов (для принятия в первом чтении - ИФ), однако первое чтение прошел альтернативный проект (о введении в Иркутске института сити-менеджера - ИФ).

                 Это будет не тот вариант сити-менеджера, который у нас раньше использовался, когда городом одновременно управляют два человека (сити-менеджер с хозяйственными полномочиями и мэр с политической функцией - ИФ). Это будет один человек, руководящий городом, но он будет не избираться депутатами городской думы из своего состава, как это происходит сейчас в Иркутске, а назначаться по конкурсу. В федеральном законодательстве есть и такой вариант.

                 Это будет сдвиг, пусть и небольшой, в сторону демократии. Потому что когда мэром 640-тысячного города становится человек из числа депутатов, за которого проголосовало меньше тысячи человек, - это, конечно, никуда не годится. А здесь уже включатся и позиция городской думы, потому что половина в составе комиссии - это депутаты, и позиция областной власти, так как вторая половина будет с нашей стороны. Это уже более широкий круг для принятия такого решения.

                 - Какие меры планируется принять в Иркутской области для улучшения качества строительства и содержания домов детей-сирот после истории в Тайшете? Там завершены проверки, есть результаты, решения?

                 - Этот вопрос, я бы сказал, не полностью строительный. Комиссии, которые проверяли дома детей-сирот в Тайшете, сделали вывод, что после того, как эти квартиры побывали в эксплуатации, количество недостатков в них возросло на порядок. Как они эксплуатировались - это вопрос. Можно же прийти, снять батареи, сантехнику, а потом сказать, что год назад все так и было.

                 Мы знаем эту проблему и подходим к ее решению разными путями. Так, мы вырабатываем варианты, как привлекать к строительству домов будущих жителей - людей, которых государство по закону должно обеспечивать жильем. По нашей мысли, если человек будет принимать участие в строительстве своей квартиры, то отношение к ней у него будет иное. Это первое.

                 Второе - мы планируем в местах проживания детей-сирот организовать специальные группы, которые бы следили за сохранностью имущества и состоянием домов. Ведь когда возникает ситуация неработающей системы отопления или водоснабжения даже в одной квартире, это негативно влияет на весь подъезд, и даже на весь дом. В этой связи мы сейчас также прорабатываем вопрос, чтобы управляющие компании, обслуживающие такие дома, имели возможность следить, что происходит внутри квартир.

                 К строителям тоже имеются вопросы, которых, к сожалению, хватает. Но тут мы имеем дело, я бы сказал, с "болезнью роста". За последние годы объемы строительства (жилья для детей-сирот - ИФ) увеличились в разы. И любая организация, которая строила один дом в год, а затем взяла и возвела три, неизбежно допустит какие-то недочеты, нарушения. Их надо исправлять, чего мы сейчас добиваемся о застройщика в суде.

                 - Сергей Георгиевич, как идут переговоры по выкупу Корпорацией развития Иркутской области акций авиакомпании "ИрАэро", находящейся в затруднительном финансовом положении? Достигнуты ли какие-либо договоренности?

                 - Переговоры в самом разгаре. "ИрАэро" - авиакомпания местная, и правительство Иркутской области заинтересовано в ее устойчивой работе, чтобы она расширяла свою деятельность, прежде всего, по всем посадочным площадкам региона. У нас 23 аэропорта было в советское время, сейчас осталось девять, и немного желающих летать по этим направлениям и содержать малые аэропорты. Это комплексная проблема, поэтому своя местная авиакомпания - для нас насущная необходимость.

                 В свое время "ИрАэро" закупила достаточно много самолетов SSJ-100. Но уровень их эффективности - количества часов в сутки, которые они летают, - еще не доходит до коммерчески оправданных объемов. Поэтому у авиакомпании положение дел не простое, хотя она является сегодня самым профессиональным в РФ эксплуатантом SSJ-100 - они летают у них больше всех.

                 Собственники "ИрАэро" согласны с нашей позицией. Мы сейчас больше ведем переговоры с банками-кредиторами, лизинговой компанией, которые хотят получить деньги с авиакомпании. Хотят получить, конечно, побыстрее. Но в целом они тоже согласны с нашей позицией (по сохранению авиакомпании - ИФ). До конца года надеемся эти переговоры завершить.

                 - Когда планируется завершить работы по проектированию нового терминала в аэропорту Иркутска? Известна ли его площадь, скорректировалась ли стоимость?

                 - Стоимость терминала скорректировалась с 7 млрд до 4 млрд рублей. Но ведь необходимо еще построить новый перрон, рулежные дорожки, привокзальную площадь - большую по размеру, чем сейчас, автомобильную развязку сделать. То есть по самым грубым расчетам выйдет в те же 7 млрд рублей. Но это будут разные источники финансирования.

                 Проектирование терминала еще идет, но уже есть эскизный проект. Можно сказать, основные архитектурные и инженерные решения уже определены - из какого материала строить, сколько этажей, сколько посадочных рукавов будет.

                 - Сергей Георгиевич, в ходе инвестиционного послания Вы говорили, что у инвесторов в Иркутской области после запрета на строительство китайского завода по розливу воды на Байкале возникли проблемы с прохождением государственной экологической экспертизы проектов. Есть ли среди них крупные проекты или проекты, связанные с модернизацией системы здравоохранения, образования в регионе?

                 - Если говорить про сам завод "АкваСиб", где на 99% владельцем является китайская компания, то с того времени, когда было принято решение о его включении в соглашение между Россией и Китаем, - с 2009 года, то есть 10 лет прошло, много чего изменилось. И владельцы поменялись, и процедуры получения согласований. После того, как строительство началось, мы увидели, что там есть нарушения, и я дал поручение областным организациям, чтобы они познакомились с этим предприятием поближе. Вот тут весь порядок и проявился: что переходило предприятие из рук в руки, что общественные слушания проведены с нарушениями, что при получении разрешения на строительство ряд экологических процедур не были учтены. Выяснился достаточно большой круг нарушений, оценив которые, я сделал вывод, что некоторые из них нерешаемы.

                 Но есть у нас и другие инвестиционные проектов. Так, мы завоевали первое место в РФ по государственно-частному партнерству с проектом строительства радиологического корпуса Иркутского онкологического диспансера. Он стоит 5,5 млрд рублей - это самый крупный объект в России. В течение месяца начнем строительство. Думаю, к концу года основной корпус будет готов.

                 Сейчас началось проектирование еще одного крупного объекта здравоохранения - областной детской клинической больницы. За аналог мы взяли Морозовскую больницу в Москве. Этот проект будет стоить около 20 млрд рублей. Мы сейчас оформляем участок для строительства в замечательном месте под Иркутском - одном из немногих, еще оставшихся вокруг города. Проект будет также реализовываться на основании сотрудничества с частными компаниями.

                 - Последний вопрос - с чем, на ваш взгляд, связано задержание министра лесного комплекса Иркутской области Сергея Шеверды? Возможно, это попытка давления на Вас?

                 - Здесь все очень просто - это связано с положительными результатами работы министерства, и правительства Иркутской области в целом по наведению порядка в лесном комплексе. Цифры говорят сами за себя. Мы рубим столько же, сколько рубили три года назад - 30-33 млн кубометров леса ежегодно. Но в 2015 году государству доставалось 3 млрд рублей, а в 2018 году - 10 млрд рублей. Получается, что 7 млрд каждый год где-то "терялось". Вы же понимаете, 7 млрд рублей терять никто не хочет - ни те, в чьих карманах они "оседали", ни те, кто их "крышевал". Отсюда и давление, и уголовные дела, и задержания. Ищите, кому это выгодно.