Глава Томской области Сергей Жвачкин в кулуарах Красноярского экономического форума ответил на актуальные вопросы о жизни региона.
- Сергей Анатольевич, первым хотелось бы задать вопрос о реализации программы по строительству жилья. Есть ли понимание, где будет вестись масштабное строительство, и не придется ли нести большие затраты на программу реновации, схожую с московской?
- Программа по строительству жилья - одна из ключевых в нацпроектах, и она перекликается с задачами, которые мы ставили перед строителями. Мы планировали вводить ежегодно по 1 млн кв. м жилья исходя из потребности, которая будет в регионе через 10-15 лет. Поэтому я уверен, что, не снимая задачи по выходу на показатель в 1 млн кв. м жилья в год, за годы выполнения нацпроектов мы сможем достичь планового показателя в 3,7 млн кв. м.
Что касается территорий, то у нас в региональном центре есть историческая часть, и мы ее не трогаем: это святое. Мы пойдем на северо-восток Томска. Тем самым "убьем одним выстрелом сразу двух зайцев": там есть сотни гектар, которые позволяют строить, и одновременно мы сможем решить вопросы агломерации (Томск-Северск-Томский район - ИФ), приближая друг к другу Томск и Северск.
Есть планы и по выносу транспортной инфраструктуры. В перспективе думаем переносить в северную часть города железнодорожную ветку вместе с вокзалом, чтобы снять вопрос пробок и запустить скоростные поезда.
- И все-таки, в ближайшей перспективе возможна ли реновация в Томске, или региональный бюджет не потянет?
- Реновация - это, конечно, дорого, и все территории говорят одно и то же. Москва может себе такое позволить, а мы - нет. Что такое реновация? По сути, это замена старого на новое, современное и комфортное. Мы в рамках программы расселения аварийного жилья, в рамках улучшения жилищных условий практически тоже занимаемся реновацией. Например, летом начнется строительство нового микрорайона, полностью спроектированного голландцами. Почему голландцы? Потому что мы с ними плотно сотрудничаем, и они взялись за проект целиком - вплоть до скамеек и прочего уличного благоустройства. В итоге будет построен жилой комплекс высотой более 20 этажей. Это тоже своеобразная реновация.
- Что касается поручения президента по утверждению исторических границ Томска ради охраны памятников истории и культуры, как оно будет реализовываться?
- Президент поставил перед нами срок до 31 мая, и я не сомневаюсь, что поручение будет выполнено. Есть замечательный проект, принятие которого тормозили бюрократические проволочки. Проволочки распутали. Я убежден, что утверждение исторических границ Томска пойдет на пользу городу. Мы разговаривали с мэром, общественными организациями - границы исторического поселения будут утверждены в ближайшие два месяца.
- Как реализуется программа газификации региона?
- У нас с "Газпромом" есть договор, рассчитанный до 2025 года. Согласно нему, "высокую сторону" (магистральную инфраструктуру - ИФ) строит "Газпром", а распределительные сети мы берем бюджетом на себя. Что это дало? Если пять лет назад уровень газификации Томской области был 6%, то сегодня - уже 12%. Всего за несколько лет мы в два раза подняли уровень газификации региона, подключили к газу 14 тыс. семей!
Вместе с (главой "Газпрома" - ИФ) Алексеем Борисовичем Миллером мы в 2017 году начали строительство нового газопровода (Томск-Асино — ИФ), в этом году мы его заканчиваем. Газопровод позволит подать газ в Асиновский, Первомайский и Зырянский районы, подключить еще 12 тыс. семей.
Конечно, хочется большего, но у нас огромная территория - больше, чем Великобритания. Газопровод сложно загрузить потребителями из-за протяженности. Чем больше протяженность, тем больше должно быть потребителей, а у нас в тайге их не так их много. Поэтому в отдельных населенных пунктах мы перейдем на поставки сжиженного газа, а для этого будем строить завод по СПГ.
- Вы упомянули районы - Асиновский и Первомайский - в которых как раз работают китайские лесоперерабатывающие предприятия. Их затронет газификация?
- Если китайским бизнесменам нужен переход на газ, то у них будет такая возможность. В этом ничего сложного нет – пусть переводят котельные на газ. Уверен, что согласятся, потому что это снизит себестоимость их продукции, деньги они считают.
- Если говорить о лесной отрасли, то в прошлом году была громкая тема о якобы хищническом использовании лесных ресурсов в Томской области. Тогда все началось с видеоролика Никиты Михалкова. История получила свое продолжение?
- Никита Михалков показал в своей программе "Бесогон" лесное безобразие (вырубленный лес - ИФ) на фоне гор. Но все, кто хоть раз в Томской области был – а Михалков-то был – тот знает: у нас нет гор. Ему бы стоило знать, что объемы заготовки леса устанавливаются правительством, а не регионами. Так же и с ценами за аренду лесных участков – не регионы их устанавливают. Никита Сергеевич просто упал в глазах томичей. Я все жду его ответа на мое письмо.
А продолжение истории в том, что ряд политиков федерального уровня начали судить о лесной отрасли в целом вот по такому видео неизвестного происхождения! Всех под одну гребенку (оценивать - ИФ) на основе таких вот картинок. Так в стране быть не должно.
- Китайские компании проводят лесовосстановительные работы?
- Конечно, проводят. Хотя говорить, что все гладко в ЛПК, не буду. У нас нет бардака в лесной сфере, но непорядок есть. Тем не менее, мы единственный регион в России, откуда вывозится менее 1% кругляка (остальное — продукция лесопереработки - ИФ). Дай бог, чтобы другие лесные регионы столько же отправляли круглого леса на экспорт.
Хочу напомнить, что китайские лесопромышленные компании у нас работают не просто так, а в рамках межправительственного соглашения, которое было подписано в присутствии глав двух государств. С российской стороны выполнение этого соглашения контролируют несколько министерств, с китайской – политбюро. Уровень внимания к проекту со стороны Китая такой, что с их стороны его начинала ракетно-космическая корпорация, которая создала спецподразделение для работы в Томской области. Правда, потом началась чехарда – за несколько лет сменили несколько подрядчиков. Мы этот вопрос подняли, когда в Томск приезжал китайский посол. Они проблему решают.
Нарушения в лесной отрасли, к сожалению, есть, но у нас их меньше, чем где-либо, и об этом знают все. Подойдите к министру, спросите по поводу томского леса. К нам учиться едут! А спекулировать на проблемах и на китайской теме просто непорядочно, когда 99% работников на лесопромышленных предприятиях – наши, русские, жители Томской области.
- Хотелось бы затронуть спортивную тематику. В 2020 году в Томске пройдет чемпионат мира по плаванию в ластах. Как готовится регион к этом масштабному спортивному событию?
- Мы построили центр водных видов спорта "Звездный", он лучший за Уралом. В 2017 году на юниорском первенстве по плаванию в ластах приняли 20 стран, в этот раз будут спортсмены из 40 стран. К чемпионату мы приобретаем влагостойкий LED-экран, переоснащаем программное обеспечение с учетом онлайн-трансляций на олимпийском канале. Ну и рассчитываем на успех томских спортсменов – нашей школе подводников уже 60 лет, она из самых сильных в мире.
- Нельзя обойти вниманием тему футбольного клуба "Томь", президентом которого вы являетесь. Почему его лихорадит такое продолжительное время?
- Проблемы начались в 2016 году, когда мы играли в высшем дивизионе: в ноябре "Роснефть" заявила, что с декабря не может финансировать клуб. При этом клуб по-прежнему спонсировал "Газпром". Вариант у нас был один: расплачиваемся с высокооплачиваемыми игроками и уходим из премьер-лиги.
И вдруг звонит Виталий Мутко, будучи главой Минспорта РФ и РФС, и говорит, что у России есть возможность проведения чемпионата мира по футболу 2018 года. По его словам, уходя из премьер-лиги, мы показываем слабость российского футбола, и это на руку конкурентам, также претендующим на проведение соревнований. Мы в клубе вновь собрались, обсудили ситуацию и проявили патриотизм. В итоге остались в премьер-лиге, но "влетели" на 680 млн рублей долгов.
Если просто жить без долгов, то у клуба достаточно денег, чтобы достигать успеха в Футбольной национальной лиге (ФНЛ - второй по значимости дивизион страны — ИФ). На сегодняшний день из того долга осталось 210 млн рублей. Планируем, что за 2019 год долги закроем. Но в премьер-лигу пока идти не планируем. Мы сначала построим новый стадион, наведем порядок с финансированием, откроем футбольную школу-интернат, где будут учиться перспективные ребята со всей Сибири.
Под стадион есть две потенциальные площадки. Одна - рядом с центром водных видов спорта "Звездный" на востоке города, а вторая - на левом берегу реки Томь сразу за южным коммунальным мостом. Обсуждаем эти варианты с бизнесом.