Точка зрения 2 февраля 2018 г. 16:06

Легенда отмечает юбилей

Легенда отмечает юбилей
Фото сайта Ульяновского автозавода

Interfax-Russia.ru – "УАЗ" к 60-летию легендарного автомобиля, прозванного в народе "Буханкой", готовит его спецверсию.

Автомобиль УАЗ-450, именуемый в простонародье "Буханкой" отмечает свой юбилей – в конце января 1958 года с конвейера Ульяновского автозавода сошел первый серийный автомобиль.

Прозвище "Буханка" автомобиль получил за своеобразную форму кузова, напоминающую буханку хлеба. Еще по одной версии "Буханкой" называли автомобиль, который перевозил продукты, а санитарный автомобиль называли "таблеткой", тем самым подчеркивая предназначение фургона.

Ульяновские конструкторы создали единственную в мире машину вагонной компоновки, малой грузоподъемности и повышенной проходимости, и на протяжении уже 60 лет УАЗ-450 остается востребованной моделью на отечественном авторынке.

Компоновка с плавными переходами линий кузовных деталей, цельным гнутым лобовым стеклом, обеспечивающим хороший обзор, двумя ведущими мостами, а также неприхотливость и надежность обеспечили многолетнюю стабильную популярность этих машин, особенно в условиях бездорожья.

Первые опытные образцы УАЗ-450 с различными вариантами кузова прошли заводские и межведомственные испытания на проходимость мостов по бездорожью и комфортабельность езды еще в 1957 году. УАЗ-450 успешно пересек Каракумы, побывал на Памире и в Казахстане, а также на самой северной точке России – в Оймяконе. Испытания подтвердили, что полноприводные грузовики способны передвигаться в любых дорожных и климатических условиях.

К январю 1958 года заводские мощности уже были подготовлены к сборке 4 тыс. грузовиков в год. От опытных партий завод перешел к серийному выпуску автомобилей, обладавших высокими эксплуатационными качествами, а главное – повышенной проходимостью.

Впоследствии на базе фургона были изготовлены другие модификации: бортовой грузовик УАЗ-450Д, цельнометаллический фургон УАЗ-450, санитарный автомобиль УАЗ-450А. Затем появился микроавтобус УАЗ-450В.

В 1959 году был подписан первый контракт об изготовлении на экспорт 35 "санитарок", которые отправились в Албанию, Индонезию и Сирию.

В том же году на базе серийного УАЗ-450 и УАЗ-450А была разработана самая первая модель ульяновского электромобиля УАЗ-450ЭМ. Предназначалась она для обслуживания аэродромов. На электромобилях применялись тяговые аккумуляторные батареи, разбитые на 2 секции, установленные под полом кузова по обоим бортам в специальных ящиках.

В 1960-х годах на заводе были выпущены и первые образцы санитарных машин для районов Крайнего Севера и Сибири УАЗ-452АС – с дополнительным отоплением, двойными стеклами в салоне, усиленной термоизоляцией пола, крыши и боковин. Работа велась при температурах, доходящих до 60 градусов мороза. При таких условиях не могла функционировать санитарная авиация.

Помимо этого в конце 1960 года началась работа над снегоходным автомобилем УАЗ-451С, который был укомплектован сменным сезонным оборудованием для преодоления снежного бездорожья и целины. Вместо передних колес у него устанавливались металлические управляемые лыжи, а вместо задних – резино-металлические гусеничные движители.

На базе автомобилей с колесной формулой 4×4 с 1960 года также выпускались заднеприводные машины: бортовой автомобиль УАЗ-451Д, фургон УАЗ-451 и санитарный УАЗ-451А. Семейство УАЗ-450 выпускалось вплоть до 1965 года. Всего было произведено более 55 тыс. автомобилей различных модификаций.

В 1966 году семейство УАЗ-450 подверглось модернизации – автомобили получили более мощный верхнеклапанный двигатель, четырехступенчатую коробку передач, было изменено внешнее оформление кабины водителя. Всему семейству полноприводных машин был присвоен индекс УАЗ-452.

Автомобили, выпускавшиеся до 1980 года, отличались наличием светотехники старого образца (бесцветные поворотники, задние фонари круглой формы), штамповкой последнего бокового фальшокна, заходящей назад к задним дверям, более закругленными задними углами кузова, специальной нишей для номерного знака на левой задней двери.

Автомобиль производился как в кузовном (вагонном), так и в бортовом варианте ("головастик"). Кузов машины оснащался боковыми одностворчатыми дверьми и двустворчатой дверью сзади – конфигурация дверей зависела от конкретной модификации.

Кстати, УАЗ-452 по сей день используются для перевозки туристов на вулканы Везувий и Этна. На базе ульяновских внедорожников в Италии создаются пожарные машины, "дачи на колесах". Их используют для горноспасательных работ, геологической разведки, доставки воды и продовольствия в отдаленные горные селения.

В 2007 году легендарная "Буханка" обрела "второе дыхание". В рамках национального проекта "Здоровье" автозавод поставил 2 тыс. 304 санитарных машин во все уголки России. Первые 45 автомобилей, оснащенные гидроусилителем руля, ведущими мостами типа "Спайсер", многофункциональным рулевым переключателем и замком зажигания, запираемым противоугонным устройством, предприятие поставило в медучреждения Ульяновской области.

В 2011 году санитарным фургонам и микроавтобусу провели модернизацию. Были добавлены abs, гидроусилитель руля, ремни безопасности и двигатель по стандарту Евро-4, а также новый травмобезопасный руль на пассажирских версиях.

В 2016 году была проведена новая модернизация: все приборы были сведены к одному циферблату спидометра с дисплеем и перенесены в центр приборной панели; появилась ниша для аудиосистемы; передние сиденья с интегрированными подголовниками и продольной регулировкой; передний бампер с "клыками", улучшенная шумоизоляция моторного отсека. Новый травмобезопасный руль получили и грузовые версии.

Сегодня Ульяновский автомобильный завод продолжает производство этих автомобилей. На российском рынке классическая коммерческая линейка "УАЗ" представлена в модификациях: "Бортовой автомобиль", "Фермер", "Комби", "Автобус", "Остекленный фургон", а также автомобили с надстройками и спецавтомобили. Только за последние 5 лет предприятие выпустило более 156 тыс. автомобилей классического коммерческого ряда.

А к 60-летию автомобиля Ульяновский автозавод пообещал представить юбилейную спецверсию "Буханки". Чем она будет отличаться от текущей серийной модели, пока не сообщается, однако в прошлом году руководитель департамента маркетинга "УАЗа" Дмитрий Рыков обещал порадовать спецверсией легендарного автомобиля скейтбордистов.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще