Точка зрения 1 февраля 2017 г. 20:44

Принудительное заседание

Принудительное заседание
© РИА Новости. Илья Питалев

Interfax-Russia.ru – Суд по "делу Кировлеса" избрал в качестве меры пресечения в отношении Алексея Навального и Петра Офицерова подписку о невыезде.

Ленинский районный суд Кирова 1 февраля после перерыва возобновил повторное рассмотрение дела в отношении оппозиционера Алексея Навального и предпринимателя Петра Офицерова, обвиняемых в хищении средств у КОГУП "Кировлес".

Первый приговор по "делу Кировлеса" Навальному и Офицерову был вынесен в июле 2013 года. Обоих фигурантов взяли под стражу в зале суда, однако на следующий день освободили под подписку о невыезде до вступления приговора в силу. Затем Кировский облсуд изменил приговор осужденным, заменив реальное наказание на условный срок и штраф в 500 тыс. рублей.

Защита Навального и Офицерова обратилась в Европейский суд по правам человека с жалобой на нарушение права на справедливое судебное разбирательство, который встал на сторону заявителей. Причем, ЕСПЧ отказался рассматривать апелляцию РФ и постановил, что Россия обязана выплатить фигурантам дела в качестве компенсации в общей сложности более 80 тыс. евро.

В связи с решением ЕСПЧ президиум Верховного суда РФ отменил приговор Навальному и Офицерову и постановил направить дело на новое рассмотрение в новом составе в районный суд Кирова. 5 декабря 2016 года Ленинский районный суд Кирова приступил к повторному рассмотрению дела.

На первых заседаниях судья отказал защите подсудимых в прекращении производства по делу, возврате его прокурору в связи с обнаруженными в нем адвокатами нарушениями и противоречиями, отклонил отвод самому себе, а также отказал в отводе прокурора и возвращении штрафа в 500 тыс. рублей.

Сторона защиты по-прежнему отвергает обвинение в хищении.

"Отсутствуют свидетельства о каком-либо ущербе, в материалах дела отсутствуют какие-либо данные, свидетельствующие о растрате имущества на сумму более 16 млн", - заявила на одном из первых адвокат Навального Ольга Михайлова, отметив, что обвинение игнорирует, что цены на лесопродукцию не контролируются.

Отверг обвинение и сам Навальный, назвав его политическим.

"Обвинение не признаю. Вы слово в слово, целых 15 минут читали обвинение, я думал вы расхохочетесь, когда скажете что "Навальный, имея преступный умысел, желая преступно обогатиться". Я считаю, что этот приговор опять отменят", - заявил оппозиционер.

По его мнению, все это делается ради того, чтобы сделать телерепортажи и выставить его в нелицеприятном свете и также лишить его избирательного права.

"Опять сделают репортаж, скажут, что я жулик и украл весь лес в Кировской области. Опять скажут, что я агент ЦРУ. Все это делается, чтобы лишить меня избирательного права. Мы будем продолжать бороться с коррупцией", - сказал Навальный, добавив, что ЕСПЧ опять примет решение в пользу него и Офицерова.

Офицеров также не признает свою вину.

"Я даже угадывал формулировки во время того, как прокурор читал обвинение. Это абсолютно бездарное и сфабрикованное дело. Большая часть обвинения - это беллетристика", - сказал бизнесмен.

После нескольких неявок обвиняемых на заседания судья Алексей Втюрин 30 января удовлетворил ходатайство гособвинения о принудительном приводе Навального и Офицерова.

На следующий день представитель столичного управления Федеральной службы судебных приставов Тимур Коробицын сообщил, что Навальный будет принудительно доставлен из Москвы в кировский суд. Для этого сотрудники службы забрали его с рабочего места в здание управления, затем проводили в аэропорт, и двое из них сопровождали политика на самолете в Киров. Они прибыли в Киров вечером 31 января.

В свою очередь Офицеров, которого в этот же день срочно выписали из больницы, куда он был госпитализирован с обострением хронического заболевания, добирался до суда самостоятельно.

1 февраля суд после перерыва продолжил рассмотрение "дела Кировлеса". В начале процесса секретарь суда, зачитывая список присутствующих, отметила, что подсудимые были доставлены принудительно. Навальный возразил на это: "Прошу отметить, что приводом меня никто не доставлял. Я самостоятельно купил билет, самостоятельно заселился в гостиницу, самостоятельно прибыл в суд".

Адвокат Офицерова Светлана Давыдова заявила, что ее подзащитный также самостоятельно добрался в суд, и попросила занести этот факт в протокол. Она представила суду документы о том, что в последние дни чувствовала себя плохо, и на 2 февраля ей назначен визит к врачу, а ее подзащитный 30 января был госпитализирован.

После того как сторона гособвинения завершила предоставление доказательств, слово было передано стороне защиты. В частности, в первую очередь адвокат Навального Ольга Михайлова заявила ходатайство об исключении из дела материалов прослушивания телефонных разговоров ее подзащитного и Офицерова, которые, по мнению адвоката, получены незаконно.

Также на заседании поступило ходатайство гособвинения о приобщении к материалам дела приговора в отношении Навального по делу "Ив Роше", вынесенного 30 декабря 2014 года. По мнению гособвинителей, данный приговор следует приобщить к материалам дела для характеристики подсудимого.

Адвокат оппозиционера выступила против, пояснив, что год назад жалоба по данному делу была коммуницирована в ЕСПЧ и в ближайшее время может быть рассмотрена. Однако суд постановил удовлетворить ходатайство гособвинения.

Кроме того, судья отказал стороне защиты в удовлетворении ходатайства об исключении из дела данные прослушанных телефонных разговоров фигурантов.

Вместе с тем судья предложил взять Навального и Офицерова под подписку о невыезде. Представитель обвинения поддержал предложение судьи. Принимая во внимание наличие ходатайств о принудительном приводе подсудимых, "обвинение разделяет инициативу суда", однако "оставляет решение о месте и сроках действия меры пресечения на усмотрение суда", сказал представитель прокуратуры.

Адвокаты настаивали на том, что для избрания подписки о невыезде никаких оснований нет, а Навальный заявил, что откажется давать подписку о невыезде.

"Я знаю, что в этом случае может сделать суд - но я, тем не менее, говорю вам точно, что я не подпишу никакую подписку", - сказал он.

Он также отметил, что "у Офицерова малолетние дети, а у меня - штабы избирательной кампании, и неизвестно еще, что требует большего внимания", и высказал предположение, что избрание меры пресечения связано именно с его предвыборной деятельностью - 13 декабря 2016 года Навальный сообщил о намерении принять участие в президентских выборах 2018 года.

Однако суд отвел аргументы адвокатов.

"Мера пресечения - подписка о невыезде из Кирова", - сообщила в Twitter пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш, присутствующая в суде.

"Навальному нельзя покидать Киров и "место жительство" в гостинице с 1 по 10 февраля. Офицерову такая же мера пресечения - Киров и гостиница", - уточнила она.

Между тем, Навальный заявил журналистам о своем намерении 4 февраля быть в Санкт-Петербурге, где намечено открытие его выборного штаба.

"Вы все наблюдали это странное действо, которое еще раз доказывает, что все эти ограничения, этот процесс связан только с избирательной кампанией. Я должен открывать штаб в Питере, - и тут же судья выходит с инициативой о подписке о невыезде, которой не было даже в первом процессе", - сказал он.

Навальный также подчеркнул, что не считает подписку о невыезде законной и планирует вскоре покинуть Киров.

"Но я официально уведомил судью, отказался подписывать, я никакого согласия о подписке не давал. Я считаю это (меру пресечения - ИФ) незаконным, я не собираюсь сидеть в Кирове, планирую в субботу в быть в Санкт-Петербурге", - отметил оппозиционер.

Навальный еще в ходе перерыва судебного заседания предположил, что судебный процесс по "делу "Кировлеса" закончится в ближайшие дни, и ожидает вынесения обвинительного приговора. "Завтра-послезавтра будут прения и последнее слово", - сообщил он журналистам.

По его словам, судья ускорил судебный процесс, чтобы помешать избирательной кампании по выборам президента. "Мы понимаем, что приговор будет обвинительным. Но, несмотря на это, я буду участвовать в избирательной кампании, этого от меня ждут люди", - заявил Навальный, отметив также, что он не заинтересован в затягивании судебного процесса.

В свою очередь руководитель предвыборного штаба Навального Леонид Волков заявил, что предвыборная кампания не будет приостановлена и в случае обвинительного приговора суда по "делу Кировлеса".

"Исход суда в Кирове не влияет на продолжение кампании. При любом сценарии кампания будет продолжена, точка невозврата, точка принятия решения находится в декабре. Не сейчас, и не в Кирове решается, будет Алексей Навальный зарегистрирован в качестве кандидата или нет", - сообщил Волков журналистам в ходе пресс-брифинга.

Он отметил, что 4 февраля будет открыт первый региональный предвыборный штаб в Санкт-Петербурге, также в феврале будут открыты штабы в Новосибирске и Екатеринбурге. В марте будут открыты еще 15 региональных штабов, всего до июня их будет открыто 77, в том числе почти во всех городах России с населением свыше 200 тыс. человек.

До объявления старта президентской кампании штабы не будут иметь официального статуса, в настоящий момент идет кампания за допуск Навального до президентских выборов. В это время команде Навального нужно будет найти людей, готовых в конце декабря - начале января поддержать его выдвижения в качестве кандидата. Также региональные штабы будут заниматься подготовкой наблюдателей.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще