Interfax-Russia.ru – Нижегородский завод "Красное Сормово" построит новый круизный лайнер, который планируют эксплуатировать на маршруте Москва-Петербург.
О том, что в России в 2016 году впервые за последние 60 лет будет заложен пассажирский круизный лайнер, заявил в начале прошлого года глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов. Желание построить один круизный лайнер высказало "Московское речное пароходство".
В строительстве первых круизных судов планировали задействовать судоверфи "Лотос" (Астрахань) и "Красное Сормово" (Нижний Новгород). "Принято решение, что это будет не одно судно, а два одновременно. Заводы изготовители - это "Лотос" и "Красное Сормово", - сообщил вице-президент по гражданскому судостроению ОСК Евгений Загородний.
По его словам, круизное судно будет рассчитано на 310 человек. Его длина 141 метр, высота борта 5,5 метра, ширина 16,5 метра. На теплоходе разместят рестораны, spa-салоны, тренажерные залы, сауны. Строительство судна планируется завершить за 2,5 года. Плановый срок службы судна - 25-30 лет.
Загородний отметил, что "заказчик для себя видит возможность достижения экономического эффекта в рамках унификации принимаемых решений для двух судов и соответственно удешевления поставляемых комплектующих компонентов".
"Класс судна будет соответствовать самым высоким современным требованиям, предъявляемым международным туристическим компаниям. Фактически это пятизвездочный отель в самоходном исполнении на воде", - добавил вице-президент по гражданскому судостроению ОСК.
Он уточнил, что рассматривается вопрос строительства линейки таких судов. "Интерес в плане туризма крайне вырос в акватории Каспийского моря у сопредельных государств, стран СНГ, республик бывшего Советского союза", - сказал Загородний.
Первый в постсоветское время пассажирский круизный лайнер заложили на судоверфи "Лотос" в середине августа прошлого года. Старт строительству по видеосвязи дал президент РФ Владимир Путин, проводивший в тот момент заседание президиума Госсовета в Волгограде по вопросам развития внутренних водных путей России.
"Надеюсь, что это первый, не только не последний, но успешный шаг в строительстве целой серии. Не сомневаюсь, что серия эта будет востребована и послужит реальному возрождению пассажирских перевозок по рекам, развитию внутреннего и въездного туризма", – обратился к корабелам глава государства.
Судно класса "река-море" предназначено для перевозки пассажиров на дальних круизных линиях Москва - Астрахань, Москва - Санкт-Петербург с переходами по Ладожскому и Онежскому озерам и Москва - Ростов-на-Дону с проходом Волго-Донским судоходным каналом. Район плавания - внутренние водные пути РФ с учетом ограничений, морские районы с высотой волны 3,5 м (включая международные рейсы). Большая часть кают планируется площадью 15 кв. м. Предусматриваются также номера класса "люкс" площадью 20-43 кв. м.
Судно спроектировано с многочисленными балконами и террасами. На борту предусмотрены обзорные салоны, рестораны, spa-салоны, тренажерные залы, а также двухуровневые солнечные палубы с гриль-баром, бассейном и джакузи. В плохую погоду часть палубы закрывается при помощи сдвижного тента. Судно будет соответствовать 5-звездочному отелю.
"Значимость данного события невозможно переоценить - суда такого класса не строились в нашей стране с 50-х годов. Несколько проектов, реализованных в последние годы, являлись лишь модернизацией судов, построенных ранее. Закладка данного судна является началом восстановления российского пассажирского круизного флота", - заявил в свою очередь на церемонии закладки лайнера вице-губернатор Астраханской области Константин Маркелов.
Первоначально стоимость строительства лайнера оценивали в 2 млрд рублей. Однако в декабре 2016 года в интервью "Коммерсанту" президент ОСК Алексей Рахманов сообщил, что стоимость строительства будет выше 3 млрд рублей, и она будет разделена на две части - строительство самого судна и его интерьера.
Изначально при выборе места строительства первого лайнера наравне с "Лотосом" также обсуждалось "Красное Сормово", говорилось и о возможной кооперации верфей. Рахманов пояснял, что передача контракта в Астрахань была связана с хорошим расположением астраханского завода, "чтобы вывести лайнер сразу на внутренние водные пути". Он отмечал, что заказчик желал видеть большую долю импортных комплектующих, а присутствие "Лотоса" в свободной экономической зоне позволяет экономить на НДС и пошлинах.
Для строительства второго круизного лайнера выбрали площадку нижегородского завода "Красное Сормово". Как выяснил "Коммерсант", контракт на строительство с Объединенной судостроительной корпорацией заключила судоходная компания "Водоходъ", входящая в UCL Holding Владимира Лисина. По данным издания, сумма контракта – 3,2 млрд рублей.
Как говорят в ОСК, второй лайнер будет "демократичнее", "три-четыре звезды, попроще отделка и поменьше каюты", что потребует изменений проектной документации. Вместе с тем источник издания, близкий к "Водоходу", уверяет, что лайнер нельзя считать "более демократичным", он также будет класса "пять звезд", основное отличие - большая пассажировместимость, 342 пассажира. Достичь этого удастся за счет "оптимизации помещений", поясняет он. Также собеседник издания отмечает, что увеличение числа мест сократит срок окупаемости.
Второй лайнер будет эксплуатироваться в основном на маршруте Москва-Петербург с конца апреля по октябрь. По словам источника "Коммерсанта", в "Водоходе" рассчитывают на иностранцев, но ожидают, что маршрут будет популярен и у российских туристов. Собеседник издания не исключил, что процесс строительства пойдет быстрее и маршрут будет запущен в конце сезона 2019 года.
В 2015 году эксперты прогнозировали, что российский круизный рынок может расти на 40-50% в год. Как рассказала порталу "Интерфакс-Туризм" эксперт Всемирной туристской организации (UNWTO), генеральный директор компании "Атлантис Лайн" Наталья Андронова, речь идет о прогнозах до 2020 года.
"По статистике Ростуризма, в 2013 году за границу выезжали 18 млн россиян. Мы видим, что российский рынок развивается в соответствии с международными тенденциями. Умножим этот показатель на 1,9%, получим цифру в 330 тыс. потенциальных пассажиров в год. Это показывает, что круизный рынок России имеет потенциал роста, как минимум, на 40-50% ежегодно", - поясняла Андронова, отмечая, что в круизы отправляются около 50 тыс. россиян ежегодно.
По ее словам, российский рынок показывает совершенно иные темпы роста, нежели мировой. Международный ежегодно прибавляет около 3%, и это считается хорошим показателем. Российский же рынок, добавила Андронова, относится к развивающимся, и за последние 10 лет показывал рост от 50% до 300%.
Эксперт особо отметила, что круизы способствуют увеличению въездного турпотока в Россию. "В традиционных видах туризма въездной поток в Россию насчитывает порядка 2,5 млн человек в год, при этом за рубеж выезжает 16,3 млн россиян. В круизном сегменте пропорции совершенно обратные - в Россию въезжает более 500 тыс. туристов, а выезжает - 50 тыс. Таким образом, мы видим, что круизный туризм в гораздо большей степени означает импорт валюты в страну в противовес ее экспорту, как в случае с "наземным" туризмом", - пояснила Андронова.
Спрос на круизы у россиян останется стабильным. По мнению эксперта, в нынешней экономической ситуации, круиз - едва ли не самый выгодный вариант путешествия. "Круиз позволяет оплатить все заранее в рублях, и, поскольку отличное многоразовое питание всегда включено в стоимость круиза, то на отдыхе турист потратится в основном только на сувениры", - отметил он.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook