Точка зрения 25 августа 2016 г. 15:31

Автобусы без водителей

Автобусы без водителей
Фото сайта ПАО "КАМАЗ"

Interfax-Russia.ru – "КАМАЗ" участвует в проекте создания автобусов с применением беспилотной системы управления движением. Первые беспилотные образцы должны появиться уже в 2018 году.

Проект получил название "Шатл". В основе идеи – запуск на городские проспекты нескольких 12-местных автобусов, с применением беспилотной системы управления движением.

Автономный транспорт рассматривается в качестве альтернативы традиционным многоместным автобусам под управлением водителей и курсирующим по строго утвержденным маршрутам.

Согласно концепции проекта, путь движения беспилотного транспортного средства будет прокладываться в режиме реального времени, адаптивно, в зависимости от реальной потребности пассажиров в перевозке.

Общение пассажира с системой предусматривается через специальное приложение в телефоне, где человек задает точку назначения - куда ему нужно попасть, а сведения о его местонахождении система получает из геоданных телефона. При этом в момент заказа можно будет самостоятельно определять функционал транспортного средства: будет ли это такси или транспортное средство коллективного пользования.

Над проектом работает команда специалистов из Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института НАМИ и "КАМАЗа". Кроме того, к проекту привлекли компанию "Яндекс", которая планирует адаптировать линейку своих технологий под автомобили "КАМАЗ", в том числе, с учетом особенностей грузовых машин.

Как сообщили "Интерфаксу" в интернет-компании и подтвердили в "КАМАЗе", соответствующее соглашение стороны подписали 24 августа.

Одним из направлений работы "Яндекса" будет внедрение голосового управления мультимедийной системой автомобиля и ее интеграция с мобильным устройством. Кроме того, компания планирует создать высокоточные карты и решения для полуавтономного управления автомобилем, основанных на комплексе технологий искусственного интеллекта "Яндекса". Речь идет о компьютерном зрении, машинном обучении и речевых технологиях.

Компания ведет также переговоры о подобном партнерстве с другими игроками рынка, однако детали пока не раскрывает.

"Яндекс" рассматривает автомобильный рынок как один из стратегических. Мы уже интегрируем наши продукты в автомобили ведущих производителей. Недавно мы встроили сразу несколько сервисов в мультимедийную систему новой комплектации Toyota Camry Exclusive ("Яндекс.Навигатор", "Яндекс.Браузер" и "Яндекс.Стор"), а до этого встроили "Яндекс.Навигатор" в Honda", - рассказали в компании.

В свою очередь "КАМАЗ" как компания, располагающая определенным опытом в разработке автомобилей с автономным управлением, является главным индустриальным партнером проекта и определяет маркетинговую политику вывода продукта на рынок. Предприятие уже представило общественности прототип автомобиля-робота, который сегодня успешно проходит испытания. Кроме того, в проекте востребован опыт челнинского автогиганта в сфере производства автобусов.

Презентация эксклюзивной концепции городской транспортной системы с использованием беспилотных автобусов состоялась в рамках Московского международного автосалона.

Поскольку в настоящее время в РФ отсутствует правовая база для движения беспилотных транспортных по дорогам общего пользования, первым шагом реализации концепции будет использование подобного транспорта на территории закрытых объектов.

Участники проекта рассчитывают, что уже к 2018 году первые беспилотные автобусы появятся в бизнес-парках, выставочных центрах, наукоградах, музейных комплексах, аэропортах.

Кроме того, по мнению создателей, подобные "беспилотники" будут незаменимы не только для экскурсионных маршрутов в природоохранных зонах, но и для перевозки грузов в тяжелых и опасных условиях.

По прогнозам аналитической компании IHS Automotive, к 2035 году число беспилотных автомобилей на дорогах может достигнуть 21 млн. При этом уже к 2025 году годовые продажи самоуправляемых транспортных средств могут превысить 600 тыс., с тем, чтобы в следующие 10 лет расти в среднем на 43% в год.

Подобные выводы аналитики основывают на таких факторах, как рост популярности совместных поездок и увеличение инвестиций автопроизводителей в новые технологии.

Российским автопроизводителям субсидии на создание и организацию производства беспилотных транспортных средств готово предоставить и государство. В июле премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил правила предоставления таких субсидий соответствующим постановлением.

Так, будет субсидироваться будет 97% затрат, связанных с разработкой систем автономных транспортных средств. В этот список входят затраты на оплату труда сотрудников, непосредственно участвующих в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, в том числе накладные расходы, а также материальные расходы, непосредственно связанные с выполнением таких работ.

К материальным расходам отнесли и расходы, связанные с подготовкой лабораторного, производственного и исследовательского комплексов, с закупкой исследовательского, испытательного, контрольно-измерительного и специального оборудования. В их числе, в частности, оплата работ по договорам на НИОКРы, выполняемые сторонними организациями в рамках проекта, платежи по договорам лизинга на оборудование в рамках реализации проекта, затраты на разработку конструкторской и технологической документации, на проектирование, конструирование и изготовление специальной оснастки и инструментов, на изготовление опытных образцов систем беспилотного транспортного средства, на испытание материалов, инструментов и приспособлений для производства систем таких ТС, а также их опытных образцов.

Субсидию в размере не выше 1 млрд рублей будут предоставлять производителям раз в месяц. При этом производитель должен будет выполнить ряд условий. В частности, в 2016 году претендент на получение субсидии должен разработать и создать опытные образцы систем управления двигателем, салонным оборудованием, интегрированной комбинации приборов, системы доступа в ТС.

Субсидии будут предоставляться производителям-юрлицам, зарегистрированным в РФ, не имеющим задолженности перед бюджетом РФ. При этом компания должна производить полноприводные автомобили с автоматической трансмиссией и иметь на территории РФ собственный научно-технический центр с испытательным центром.

Производитель также должен иметь бизнес-план, в соответствии с которым выпуск ТС должен начаться не позднее 5 лет с даты подписания договора о предоставлении субсидии, количество сотрудников, задействованных в проекте, должно быть не менее 300.

В бизнес-плане должны быть отражены основные этапы: 2016 год - разработка электронных и электрических систем ТС; 2017 год - их испытания; 2018 год - разработка дистанционной системы управления ТС; 2019 год - разработка автономной системы управления ТС; 2020 год - валидация электронных и электрических систем; 2021 год - сертификация и начало серийного производства ТС.

Кроме того, бизнес-план должен содержать целевые финпоказатели проекта (объем выручки, в том числе экспортной, а также рентабельность производства), плановую долю созданного бизнес-актива на новом рынке ТС, показатели влияния на экономический рост РФ (объем добавленной стоимости, генерируемой в РФ, созданные рабочие места, объем привлеченных частных инвестиций, в том числе иностранных).

Также бизнес-план должен включать в себя перечень затрат на проект, анализ их экономической целесообразности, этапы и сроки реализации проекта, в том числе в сравнении с аналогами на российском и международном рынках.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще