Interfax-Russia.ru – Вопрос о переименовании главы Татарстана отложили на следующий год.
Госдума 23 декабря приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий продление сроков наименования глав республик президентами еще на год – до 1 января 2016 года.
Один из авторов поправок в федеральный закон в части порядка уточнения наименования должности высшего должностного лица субъекта РФ председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин напомнил, что соответствующий закон был принят в декабре 2010 года.
Согласно принятому закону, наименование должности высшего должностного лица субъекта федерации не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства - президента РФ. При этом переходный период, в течение которого конституции (уставы) субъектов федерации должны быть приведены в соответствие с законом, был установлен до 1 января 2015 года.
За три года с момента принятия закона практически все регионы "поменяли" своих президентов на глав республик. "Президентские" посты были упразднены в Чечне, Адыгее, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Марий Эл, Удмуртии, Чувашии, Якутии, Бурятии и Дагестане.
К концу 2013 года новое название руководителя республики не было законодательно закреплено лишь в Башкирии и Татарстане.
В Башкирии депутаты Госсобрания (Курултая) в феврале внесли изменения в Конституцию республики, связанные с переименованием должности руководителя республики. Согласно принятому закону, с 1 января 2015 года наименование должности руководителя Башкирии будет изменено с "президента" на "главу республики Башкортостан" на русском языке и "республика Башкортостан башлыгы" - на башкирском.
В Татарстане же инициатива об исключении слова "президент" из наименования высшего должностного лица республики сразу не нашла поддержки. Категорически против переименования выступил первый президент Татарстана, а ныне госсоветник республики Минтимер Шаймиев.
В августе он в очередной раз высказал свое мнение, заявив, что принятый закон был "небезупречен, там есть элементы нарушения Конституции России".
"Татары, живущие по всему миру, очень болезненно к этому относятся. У нас есть Всемирный конгресс татар. Ведь получается, что с нашим общим мнением не считаются. Ну, тогда давайте референдум проведем - на ура ведь оставят. Между прочим, договор о делегировании полномочий подписан двумя президентами - России и Татарстана", - подчеркнул Шаймиев.
Со своей стороны президент РФ Владимир Путин, отвечая на вопрос татарстанского студента в ходе поездки на всероссийский молодежный форум "Селигер-2014", заявил, что вопрос наименования высшей государственной должности в субъекте федерации "никак не влияет на то, что Татарстан является полноценным субъектом РФ".
"Это по нашему законодательству дело самого субъекта федерации, как выстроить эту систему и как назвать высшее должностное лицо", - добавил глава государства.
При этом он отметил, что и прежний президент Татарстана Минтимер Шаймиев, и ныне действующий президент Рустам Минниханов – "в прямом и в высшем смысле этого слова государственники и полноценные граждане Российской Федерации, и не просто граждане Российской Федерации – они патриоты России".
"Как назвать высшее должностное лицо – это, прежде всего, ваше дело, дело тех граждан России, которые проживают в Республике Татарстан", - резюмировал Путин.
Воодушевившись этим заявлением президента РФ, Всемирный конгресс татар опубликовал заявление в защиту института президентства в Татарстане.
"Сохранение федеративной сущности РФ жизненно важно для многомиллионного татарского народа, три четверти которого проживает за пределами Республики Татарстан, не только в нашей стране, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Сохранение института президентства в Республике Татарстан, воспринимаемого соотечественниками как историческая родина, крайне важно для морального самочувствия всего татарского народа", - говорилось в заявлении.
По информации источников татарстанского издания "Бизнес Online", казанский Кремль осенью также провел серию конфиденциальных консультаций с Москвой по этому вопросу, где сумел доказать состоятельность своих позиций.
Сам же президент Татарстана Рустам Минниханов на предновогодней встрече с журналистами республики заявил по этому поводу: "Если мы говорим о правовом государстве, то должны следовать законам, которые есть в нашем государстве. Сегодня федеральный закон трактует, что такое название может быть только у одного человека - главы нашего государства".
Вместе с тем он сообщил о подготовленном законопроекте, позволяющем отсрочить вопрос о переименовании высшего должностного лица республики на год. "Эта поправка рассматривается. И это дает возможность по закону иметь такое название в республике на определенное время", - добавил Минниханов.
Предполагается, что окончательно проект закона будет утвержден только в следующем году. В течение 30 дней комитет по конституционному законодательству и госстроительству будет ждать поправок к проекту, сообщил "Коммерсанту" глава комитета Владимир Плигин.
Невыполнение действующего закона, по его словам, не будет иметь для Татарстана никаких последствий, поскольку "принятие законопроекта в первом чтении создает условия, чтобы решить этот вопрос в 2015 году".
Причем, в Госдуме не исключают, что ко второму чтению "переходный период" для Татарстана могут продлить.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"