Interfax-Russia.ru – В Казани уволили 80 чиновников, не прошедших проверку на детекторе лжи. Между тем в будущем проверки на полиграфе могут коснуться всех российских госслужащих.
Впервые в России проверять чиновников на детекторе лжи предложила в 2004 году политическая партия "Родина". Тогда руководитель партии Дмитрий Рогозин предлагал "ввести обязательную и ежегодную аттестацию федеральных чиновников и, прежде всего, членов правительства РФ с проверкой их на детекторе лжи на предмет связи с коррупцией и взятками". Он также предлагал ежегодно аттестовывать чиновников, распределяющих бюджетные средства, в том числе проверять соответствие их расходов доходам, которые они официально декларируют.
В 2006 году инициативу "Родины" подхватил воронежский губернатор Владимир Кулаков. "Регулярное использование детектора лжи в органах власти сразу приведет к тому, что те чиновники или работники правоохранительных органов, которые разрываются между властью и бизнесом, уйдут из власти", - заявил тогда "Интерфаксу" Кулаков, ссылаясь на то, что во всем мире полиграф или детектор лжи используются для проверки высокопоставленных чиновников и сотрудников правопорядка. Глава региона также предлагал проверять на детекторе лжи каждого принимаемого на работу в органы власти или повышаемого по службе.
В том же году в Казани (Татарстан) ввели обязательный для всех сотрудников городской администрации кадровый аудит, при этом всем желающим также предложили пройти проверку на детекторе лжи.
Первые такие массовые проверки на полиграфе состоялись в ноябре 2007 года. В распоряжении главы исполкома Казани Марата Загидуллова отмечалось, что проверки на детекторе лжи проводятся в целях "объективной проверки честности, лояльности и благонадежности сотрудников аппарата, структурных подразделений исполкома Казани".
В первую очередь проверяли всех сотрудников исполкома, напрямую работающих с гражданами. За исключением, правда, уборщиц и водителей.
Кроме чиновников, согласно распоряжению главы исполкома, тестирование на полиграфе необходимо было пройти работникам муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, в том числе поликлиник, детских садов и школ.
Как сообщили агентству "Интерфакс-Поволжье" в пресс-службе исполкома Казани, результаты проверок полностью конфиденциальны – не разглашаются как ответы тестируемого, так и информация о том, когда прошла проверка.
Чиновники проходили обследование на полиграфе исключительно добровольно – перед этим они подписывали заявление "о согласии на прохождение психологического обследования". Как следует из текста заявления, во время тестирования испытуемым задавали вопросы об их отношении к алкоголю, наркотикам, азартным играм, криминалу, интересовались дополнительными источниками дохода, случаями использования служебного положения в личных целях, а также взаимоотношениями в рабочем коллективе.
К февралю 2008 года по результатам кадрового аудита и проверки на полиграфе городские власти уволили 12% сотрудников исполкома Казани. А в середине мая 2010 года руководитель аппарата исполкома Казани Денис Калинкин сообщил, что с 2007 по 2010 год проверку на полиграфе прошли 1 тыс. 48 человек. "80 человек по итогам проверки оставили свои должности, в том числе и руководители профильных подразделений", - подчеркнул Калинкин.
По мнению мэра Казани Ильсура Метшина, все сотрудники исполкома "должны знать, что 80 человек были уволены не потому, что не подошли по каким-то профессиональным параметрам, а потому, что преступили закон".
"Дальше не наше право с ними разбираться, есть прокуратура и управление внутренних дел",- сказал он, поручив начальнику УВД Казани Алексею Селивановскому "наладить системную работу, с результатами".
"Красивые слова - "давайте бороться с коррупцией", "давайте поставим заслон" – это просто слова. Нужна постоянная работа. Мне уже просто надоело слышать, что там вымогают, там кто-то своих подрядчиков сует, а здесь крышуют. Давайте начнем работу, результатом которой станет чистота рядов", - заявил мэр.
Он поручил главе исполкома Казани Рафису Бурганову до конца мая подготовить подробный доклад о мерах по противодействию коррупции. "Казань просто не может быть тихой гаванью, потому что здесь и имущество, и земля, и согласование, и т.д. Но мы должны работу поставить на тот уровень, чтобы Казань во многих вопросах была примером. Поэтому без лозунга "Давайте примем меры!" начнем работу, результатом которой станет чистота рядов", - резюмировал глава города.
В свою очередь начальник УВД Казани Алексей Селивановский сообщил, что только в 2010 году в Казани возбуждено 50 уголовных дел в отношении чиновников, злоупотребивших своим служебным положением. При этом он оговорился, что речь идет обо всех чиновниках города, а не только о тех, кто работает в мэрии.
Впрочем, Казань не единственный город, где задумались о применении полиграфа при борьбе с коррупцией. Так, в начале апреля депутат Госсовета Удмуртии от фракции ЛДПР Энвиль Касимов предложил проверять местных чиновников на детекторе лжи. В обращении на имя председателя регионального парламента он заявил: "Действующее российское законодательство не содержит специальных норм о проведении проверок на полиграфе, однако использование данного метода тестирования как средства получения информации о кандидате не противоречит существующим правовым актам РФ при соблюдении определенных условий".
Тест на детекторе лжи, уверен Касимов, должны проходить претенденты на все государственные должности, как в республиканских, так и в муниципальных органах власти.
Между тем депутаты Мосгордумы еще в 2007 году вместе с экспертами ФСБ и других заинтересованных ведомств начали разрабатывать законопроект, регламентирующий использование полиграфа при приеме на работу. Однако до сих пор законодательная база по использованию полиграфа при трудоустройстве так и не создана. Впрочем, в этом году в Мосгордуме решили вернуться к этой проблеме – решено создать экспертный совет по изучению возможностей применения полиграфа и разработать законодательную базу по его использованию.
Хотя возможно московские депутаты немного опоздали – по всей видимости, в России в ближайшее время появится соответствующий федеральный закон. Сейчас завершается многолетняя работа над законопроектом "О применении полиграфа".
Как заявил в начале февраля глава комитета Госдумы РФ по безопасности Владимир Васильев, законопроект, обязывающий всех чиновников проходить проверку на детекторе лжи, возможно, будет внесен в Государственную Думу уже в этом году.
Однако, по его словам, законопроект пока еще не определил весь круг лиц, подлежащих обязательной проверке на полиграфе. Впрочем, уже сейчас ясно, что проверки на детекторе лжи не избегут россияне, имеющие допуск к сведениям, содержащим государственную тайну, работающие в сфере безопасности и обороны, на режимных объектах и опасных производствах.
Предполагается, что полиграф будут использовать по всей России как при приеме на работу, так и в ходе служебных проверок. При этом глава комитета Госдумы подчеркивал, что "прохождение проверки на полиграфе не является основанием для вердикта "виновен" и привлечения к уголовной ответственности". По его словам, выводы, сделанные по результатам тестирования на детекторе лжи или отказа от его прохождения, будут служить основанием для дополнительной проверки, "причем это может помочь как выявлять новых евсюковых, так и реабилитировать граждан, которых оклеветали".
Между тем, в Общественной палате РФ еще два года назад выступили против массового использования полиграфа. "Это техническая игрушка, которая не всегда дает достоверные сведения и вряд ли сможет определить тонкие психологические аспекты, в том числе мотивацию кандидатов на работу", - заявлял "Интерфаксу" глава комиссии Общественной палаты по контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы адвокат Анатолий Кучерена.
Вместе с тем он высказывался за повсеместное внедрение психологического тестирования соискателей, претендующих на должности госслужащих. "Психологическое тестирование должно применяться при отборе кандидатов на работу в госструктурах, в том числе наиболее коррупционногенных - судей, сотрудников правоохранительных органов, чиновников, распределяющих материальные ресурсы", - говорил Кучерена. По его мнению, задача тестирования - определить, насколько кандидат в судьи, прокуроры, инспекторы ГИБДД готов психологически служить честно и добропорядочно. "Очень важно понять мотивацию человека - для чего он идет на госслужбу - чтобы Родине служить, выполнять свой долг, или набивать карманы", - сказал член Общественной палаты.
Кстати, против использования детектора лжи при приеме на работу высказывались и российские правозащитники. "Введение тестирования на детекторе лжи при приеме на работу станет нарушением прав человека", - заявляла председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева.
"Детектор лжи - довольно коварное средство. Оно не точное, поэтому при приеме на работу его вряд ли стоит использовать. Кроме того, с помощью полиграфа могут отсеивать неугодных. В каких-то случаях детектор лжи может показать, что человек запнулся. Но вопрос в том, почему он запнулся - из-за того, что он лжет или из-за того, что это связано с какими-то тягостными размышлениями или воспоминаниями", - сказала Алексеева "Интерфаксу".
Серьезные сомнения в эффективности использования полиграфа для выявления коррупционеров высказывает и председатель межрегиональной общественной организации "Комитет по борьбе с коррупцией" Анатолий Голубев.
"Трудно судить о качестве информации, которую дает детектор лжи, - заявил Interfax-Russia.ru Голубев. – У каждого человека есть свои скелеты в шкафу".
По его словам, поскольку каждый человек, в том числе и чиновник, начинает свою работу не с чистого листа, его прошлые "скелеты" могут оказать влияние на результаты исследований на полиграфе.
Собеседник Interfax-Russia.ru сомневается, что тестирование чиновников на детекторе лжи будет полезным, поскольку "борьба с коррупцией – это не борьба с чиновниками". "Не вижу реального результата от таких проверок. Не вижу той очереди кристально честных чиновников, которые готовы занять освободившиеся места", - подчеркнул председатель "Комитета по борьбе с коррупцией".
Вместе с тем, он убежден, что решить проблему коррупции в России можно, если создать необходимые для этого условия, а не только проверять чиновников на полиграфах и требовать от них подавать деклараций о доходах.
Кстати, скептически отнеслись к идее проверки госслужащих на честность и в Совете Федерации. Так, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимир Гусев считает, что существуют и другие методы выявления коррупционности человека. "Я не поддерживаю идею проверять чиновников на полиграфе, потому что не верю в достоверность данных, выдаваемых детекторами лжи. Мне кажется, точность у этих машин сомнительная", - цитирует сенатора пресс-служба Совета Федерации.
А вот по мнению заместителя председателя комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Василия Думы, еще не изобрели и в ближайшее время не изобретут детектор лжи, подходящий именно для россиян. "Все равно за экраном полиграфа сидят люди и проверяют ответы. А ведь известно, что главное не как ответишь, а как интерпретируют твой ответ", - уверен сенатор.
"Чтобы избежать проблем при проверке граждан на полиграфе, надо досконально прописать в законе всю процедуру, а именно, кто может быть субъектом действий, как быть с вопросами, связанными с защитой государства, кто будет принимать итоговое решение относительно профпригодности проверяемого, а также, кто все это будет финансировать", - считает в свою очередь заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Василий Лихачев.
По его мнению, вопросов уже и сейчас много, а при повсеместном применении полиграфов их появится еще больше. "Но для того, чтобы у людей возникло доверие к этой процедуре, на них необходимо четко ответить", - цитирует сенатора пресс-служба Совета Федерации.
Впрочем, возможно уже в ближайшее время все споры об эффективности полиграфа потеряют актуальность. Как выяснили в январе прошлого года исследователи из университета Саутгемптона (Великобритания), давая ложные ответы на поставленные вопросы, испытуемые тратят приблизительно на 30% больше времени, чем отвечая честно. Как пишет The Telegraph, такой вывод ученые сделали в ходе компьютерных испытаний новой технологии, которая в будущем может заменить детектор лжи.
Вместе с тем, в российских реалиях, как полиграф, так и специальная компьютерная программа натолкнутся на серьезное сопротивление коррупционеров, не желающих терять свои теплые места, а уж тем более незаконные источники доходов.
Обозреватель Анастасия Николаева