Поволжье / Новости 23 июля 2019 г. 14:59

Пчелы по-прежнему гибнут в Удмуртии, пострадало уже 49 пасек - власти

Ижевск. 23 июля. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Массовая гибель пчел зафиксирована уже на 49 пасеках в восьми районах Удмуртии, сообщила заместитель начальника главного управления ветеринарии республики Ирина Крылова на совещании с пчеловодами во вторник.

"Падеж зарегистрирован на 49 пасеках, личных подсобных хозяйствах в восьми районах. (...) На сегодняшнюю дату в главное управление ветеринарии Удмуртской Республики поступило 57 обращений от пчеловодов по факту гибели пчел", - сказала Крылова.

Она уточнила, что всего в республике зарегистрировано 1897 пасек, в которых размещено 31 тыс. 768 пчелосемей.

"Предварительный диагноз - отравление пчел химическими веществами, используемыми для обработки растений. Он был поставлен ветеринарными специалистами непосредственно в районах", - добавила Крылова.

Она отметила, что лабораторные исследования уже подтвердили этот диагноз в двух районах Удмуртии - Малопургинском и Воткинском, результаты остальных пока еще не получены.

Кроме того, Крылова сообщила о начале административного расследования по фактам несвоевременного уведомления владельцев пасек об обработке посевов ядохимикатами, возбуждено административное дело в отношении неопределенного круга лиц. "Все материалы дела, административного расследования, будут переданы в суд. Административная ответственность предусмотрена ч.1 ст.10.6 КоАП РФ (нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил - ИФ)", - сказала она.

В свою очередь замруководителя управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике Юрий Волков сообщил в своем выступлении, что в настоящее время уже на четыре юрлица наложены штрафы по ч.1 ст.10.6 КоАП РФ, еще по двум дела находятся в суде и еще несколько расследований продолжаются. "Но появляются повторные случаи выявления применения пестицидов без учета применения инструкции", - отметил он.

"Кроме того, сейчас возбуждаются административные дела земельным надзором по выявлению остаточных веществ в почве. Если будут находиться какие-то остаточные вещества, которые недопустимы согласно ГОСТу, то, соответственно, юридические лица будут привлечены по земельному законодательству. Там штрафы серьезные"? - добавил Волков.

Между тем, министр сельского хозяйства и продовольствия Удмуртии Ольга Абрамова сообщила, что в этом году сельхозтоваропроизводители из-за большого количества вредителей проводили обработку растений в несколько раз чаще, чем обычно. "Текущий год - это когда сельхозтоваропроизводители, в связи с тем, что было очень много и есть очень много вредителей, проводят обработки не только рапса, но и других сельхозкультур до 5-7 раз. В прежние годы мы с вами обрабатывали 1-2 раза, этого было достаточно", - сказала Абрамова, отметив, что много вредителей было и на фазе цветения растений.

Она добавила, что ядохимикаты при этом всеми сельхозтоваропроизводителями используются практически одинаковые. "Ядохимикаты все используют одни и те же, я вас уверяю. По Удмуртской Республике есть 2-3 крупных поставщика ядохимикатов, которые предоставляют и реализуют ядохимикаты, которые включены в реестр", - отметила министр.

Она сообщила также, что власти прорабатывают вопрос компенсаций пчеловодам, но на них могут рассчитывать только те, кто работает с соблюдением всех требований закона. "Не может идти вообще никакой речи о компенсации тем людям, у которых все это незаконно, это не обсуждается даже", - сказала Абрамова, добавив, что на первоначальном этапе пчеловодам необходимо доказать свои убытки в суде.

Абрамова сообщила журналистам, что оценка ущерба от гибели пчел в Удмуртии пока не закончена и займет еще не менее двух недель.

По ее словам, гибель пчел в республике не прекратилась. "По информации пчеловодов, продолжается", - сказала Абрамова.

При этом Крылова заявила журналистам, что в ГУ ветеринарии Удмуртии продолжают поступать обращения о гибели пчел. Она также отметила, что количество погибших пчелосемей пока не определено. "По количеству погибших такой статистики нет, потому что идет неполная гибель пасеки", - сказала она.

Она отметила, что ранее гибель пчел в Удмуртии отмечалась в 2008 и 2018 годах, но процент погибших был незначительным. "Сейчас идет массовая гибель пчел", - подчеркнула она.

15 июля начальник главного управления ветеринарии Удмуртии Роман Габдрахманов заявлял, что гибель пчел зафиксирована на 40 пасеках в восьми районах республики.

Как сообщалось, с начала лета в ряде регионов РФ, в частности, в Удмуртии, Саратовской, Липецкой, Курской, Брянской и Ульяновской областях, а также в Алтайском крае и других регионах были зафиксированы случаи массовой гибели пчел. По данным Российского национального союза пчеловодов, гибель пчел зафиксирована в 20 регионах России.

Президент Национальной ассоциации пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Альфир Маннапов оценивал ущерб от гибели пчел в 1 трлн рублей. Эта сумма высчитана из данных по энтомофильным сельхозкультурам (культуры, которые опыляются пчелами). "Мы обсчитали их стоимость, и по итогам оказалось, что при уничтожении хотя бы 30% пчёл мы теряем порядка 0,5 трлн рублей, а если гибель, как сейчас, составляет 60%, то мы теряем триллион рублей", - говорил он.

Возможной причиной массовой гибели пчел называются грубые нарушения сельхозпроизводителями регламента безопасного применения пестицидов. "Анализ ситуации показывает, что из года в год наблюдается массовая гибель пчел. Причиной тому, на взгляд службы, является тот факт, что последние восемь лет в России не контролируется производство, хранение, реализация и применение пестицидов и агрохимикатов", - говорила ранее представитель Россельхознадзора Юлия Мелано. "Такая беспрецедентная ситуация сложилась в 2011 году, когда у Россельхознадзора практически в полном объеме были изъяты и в дальнейшем никому не переданы полномочия по надзору в этой области", - пояснила она. "Сегодня контроль пестицидов и агрохимикатов в плодовоовощной продукции осуществляет только Роспотребнадзор тогда, когда продукция фактически реализуется на прилавках", - добавила Мелано.