В Бековском районе Пензенской области реализуется нетрадиционный для России проект – производство кленового сиропа. Его основатели считают, что пензенская продукция будет не только доступнее для отечественного потребителя, но и сможет конкурировать с зарубежными аналогами. Планируется, что "Пензенские кленоварни" станут брендом, который будет способствовать имиджевому позиционированию региона на федеральном уровне, а вокруг них возникнет сельская кооперация. О том, для чего проект необходим области, агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказал глава региона Иван Белозерцев.
- Иван Александрович, березовым соком никого у нас не удивишь, но кленовый сироп - идея довольно неожиданная. Чем она привлекла руководство региона?
- Проект очень интересный. Мы сначала даже с некоторым недоверием отнеслись к бизнес-идее. Думаю, такая реакция естественна, потому что речь идет об уникальном для страны и региона продукте, нетрадиционном. Но я принял решение проект поддержать и не ошибся, он успешно развивается. Чем больше таких будет, тем лучше для региона.
Задача власти сегодня – создать условия для комфортной жизни. Это, в первую очередь, рабочие места с достойной заработной платой, развитая инфраструктура, благоустройство и т.д. Понятно, что власть, какой бы замечательной она не была, все сделать не сможет, нужен бизнес, частник. Проект "Пензенские кленоварни" - яркий пример. Пришел инвестор в Бековский район, мы оказали помощь, он начал работать, дал работу людям, они перестали ездить в Москву на заработки, живут дома, с семьями, потому что здесь сейчас комфортно.
- Вы рассчитываете, что этот проект прославит Пензенскую область, повысит ее узнаваемость?
- Не только он один. Сегодня каждый регион ищет что-то свое, чтобы продвинуть себя на федеральный и мировой уровни. Кто-то использует традиционные бренды типа "тульского пряника" или "оренбургского пухового платка", кто-то генерирует новые идеи. На мой взгляд, хороши оба варианта, а оптимально - их удачно сочетать. В Пензенской области, конечно, есть бренды, известные с советских времен, например в сфере продовольствия - конфеты и алкоголь. Есть современные – "Индилайт", "Черкизово", теперь и "Пензенские кленоварни". Но список ими не исчерпывается, Пенза славится высокотехнологичным медицинским оборудованием, системами безопасности и многим другим. И каждый бренд позиционирует регион в какой-то своей сфере. У меня есть желание создать один бренд всей Пензенской области, который, не умаляя достоинств уже существующих, объединит их и будет понятен как самим пензенцам, так и жителям других регионов и стран. Это сложная задача, но мы справимся.
О том, как устроено новое производство, агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказал руководитель проекта "Пензенские Кленоварни" Иван Меркулов.
- С чего вы стартовали и к чему пришли на данный момент?
- Началось все с идеи, что определенная продукция должна быть представлена на рынке, как соответствующая характеристика территории, ее бренд. Впервые подобный проект мы запустили по баранине в Хакасии в 2015 году, затем в Калуге открывали производство малины. Так что проект в Пензенской области, с точки зрения брендирования продукта, третий для меня.
Идея с открытием проекта по производству кленового сиропа возникла совершенно случайно. Младшие партнеры, которые работают в моей компании, рассказали как-то о том, что они в Москве из сока нескольких кленов сварили сироп, попробовали, оказалось вкусно. Затем вспомнили, что они уроженцы тех мест, где кленовые леса подходят для производства сиропа. Этот кейс мне показался очень интересным по той причине, что в Пензенской области уже все деревья выросли, стоят, надо просто собрать (сок - ИФ) и сделать красивую историю.
- Вы заявляете, что запуск такого продукта на российский рынок, помимо получения прибыли, имеет некую сверхцель…
- Задача в том, чтобы создать здесь, в маленьком районе, такую модель производства, в которой учтено все: местные люди, природа, технологии, экономика и бренд, продажи на внешнем рынке. Для Пензы внешний рынок – это Москва. При этом надо учесть, чтоб продукт был любим здесь. Считаю, что в каждом регионе может быть два-четыре продукта, которые займут свое место на международном рынке.
Задался вопросом, с каким продуктом ассоциируется Пензенская область в России? Сладости, "Петушок", еще индейка может. По моим данным, кленов в Пензенской области много. Так что этот кейс мультиплицируем. Глобально цель заключается в умножении созданной нами бизнес-схемы на территориях других районов региона.
- Первый продукт, с которым по плану будет ассоциироваться регион, – кленовый сироп. Какие еще два?
- Это малина. Сейчас сделали 2 га плантации, в следующем году еще 3 га, всего будет 10 га. Малина – одна из ягод, которую можно выращивать в Пензенской области, но, в принципе, это может быть что угодно. Пенза всегда славилась садами. И климат подходит. В отличие от кленовой истории, где все ограничено лесом, для производства малины необходимы маленькие участки земли. Только здесь, в Бековском районе, может быть 500 участков, а это уже тысячи тонн ягод. Также в регионе большое количество заливных лугов, так что третья история может быть связана с животноводством.
- Все-таки почему именно кленовый сироп? Не самый ведь ходовой в нашей стране товар.
- У натуральных сладостей больше шансов остаться на рынке – это мировой тренд. Наш натуральный сироп – хороший продукт, и он имеет будущее. Если тысячи людей Пензенской области будут вовлечены в производство этого продукта на ближайшие сто лет, значит, мы не ошиблись в выборе.
- Как вообще оценивается потребление кленового сиропа в России? Какие страны являются основными импортерами продукта в наши магазины?
- В России на сегодняшний момент всего 50 тонн в год официально составляет импорт кленового сиропа. Везут понемногу из Канады, Европы - Франции, Польши и из Белоруссии. Но это даже не совсем сироп, под видом этого продукта можно продавать много вещей. Когда мы приехали в Канаду, привезли с собой часть образцов того, что можно купить в России. Канадцы удивились, что товар, который за большие деньги продается в московских магазинах, называется сиропом.
– Вы используете для получения сиропа какое-то особенное оборудование, технологии?
- Производство сиропа - это искусство, мы это поняли. С ведрами бегать по лесу в надежде, что получится хороший продукт, можно, но эта тактика не подходит, если речь идет о промышленных объемах. Сегодня используется специализированное оборудование, которое существует на технологическом рынке, - это и кленопроводы (автоматизированная система сбора сока - ИФ), и вакуумные насосы, позволяющие увеличить объем собираемого сырья, и выпариватели.
- Как происходит сбор сока с деревьев?
- Процесс сбора кленового сока длится 40 дней, начинается весной, - как природа распорядится. Сезон сокодвижения открывается в марте и заканчивается в мае. Для сокотечения ночи должны быть прохладными, а дни достаточно теплыми. В лесу работы начинаются с 1 ноября и не прекращаются до 1 мая: там готовят и устанавливают оборудование к сезону.
- Сколько деревьев задействовано в вашем производстве? Они такие же, как в Канаде?
- Сейчас у нас 14 тыс. деревьев, будет порядка 20 тыс. в этом сезоне. Мы не вредим кленам, используем щадящую технологию. В Канаде сахарные клены, у нас таких нет. У нас растут другие виды кленов, для производства сиропа мы выбрали четыре вида. У них разные вкусы, сахаристость, сироп разный. Для получения одного литра сиропа в Канаде нужно 50 литров сока, нам – 60.
В сезон наша печь работает круглые сутки, тогда можно получить до 30 тонн продукта. В период активного сокотечения – до 50-60 тонн сока возможно. На получение сиропа от сока есть меньше суток – потому что сахар начинает бродить и сок портится.
- Сколько человек на данном этапе вы привлекли в проект?
- На сегодняшний день в производстве задействовано до 22 местных жителей. Вся система в лесу достаточно сложна, мы сами не умели добывать сок, когда пришли. Канадцы нам помогли. Так что все вместе с нуля обретали квалификацию.
- У вас есть планы сотрудничества с сельским населением, организация некоего кооператива. На какой стадии сегодня реализация этого проекта?
- Очень интересна кооперационная схема в данном проекте. Лес большой, нужно вовлечь население в этот процесс. С точки зрения кооперации, мы сейчас с людьми формируем перспективные и высокопроизводительные участки. Чтоб хорошо зарабатывать, на территории должно быть 4-5 тыс. деревьев. Там будет небольшая база, производственный участок, где, возможно, будет предварительная обработка концентрата. У канадцев, например, самый большой кооператив около 3 тыс. членов, то есть люди имеют участок леса, доступ к высоким технологиям, могут собирать, сдавать на переработку сок на производственную базу.
Главное, вовлечь население в этот процесс. Всем тем критикам, которые говорят, что наши люди ничего не хотят, отвечу, что у нас много сотрудников вернулись из Москвы и работают сейчас в Пензенской области.
- Какова себестоимость пензенского продукта и конечная стоимость в рознице?
- Себестоимость – большой секрет. Конечная цена, по которой продаем кленовый сироп в Москве, - 1,5 тыс. рублей за литр из бочки, то есть без упаковки и этикетки. Это меньше на 40-60% по сравнению с зарубежным аналогом.
- Где реализуется продукция?
- У нас покупают ресторанные сети. Ресторан – то место, где человека легко знакомить с продуктом, потому что магазин – это просто полки с множеством похожих товаров. В розничной продаже наш продукт появится со следующей весны.
- Как вы оцениваете общий объем инвестиций в производство?
- На сегодняшний день в производство сиропа направлено около 30 млн рублей. По плану, вместе с производством малины рассчитываем вложить в оба проекта до 50 млн рублей. На окупаемость планируем выйти за 3-5 лет.
- Каковы планы по развитию проекта?
- В своих идеях мы обогнали канадцев. Например, придумали замораживать полученный из леса концентрат – это наше ноу-хау. После замороженный концентрат можно растворить в стакане воды, и получить гениальный продукт – сок, как из леса. Такого продукта нет в мире, все сок пастеризуют, но после пастеризации в нем ничего не остается, лишь макроэлементы, все остальное умерло.
С вареньем примерно то же: я считаю, что варенье – не лучший метод работы с ягодами. Они должны быть свежие, замороженные либо в виде замороженного пюре. Мы придумали инновационный продукт – замороженный брикет с разными ягодами, например, малиной, крыжовником. И такие брикеты могут быть индивидуализированы "по пользе" – для детей один набор ягод, для взрослых - другой.