Поволжье / Эксклюзив 19 декабря 2017 г. 17:37

Губернатор Ульяновской области С.Морозов: "Важно первым почувствовать, что идут изменения, и суметь этим воспользоваться"

Губернатор Ульяновской области С.Морозов: "Важно первым почувствовать, что идут изменения, и суметь этим воспользоваться"

           - Сергей Иванович, 2017 год завершается, можно начинать подводить итоги. Был ли он для региона годом просто поступательного движения вперёд или отметился каким-то прорывом?

            - Уходящий год в целом стал для нас очень благоприятным, регион активно развивается. В качестве подтверждения сразу скажу, что бюджет Ульяновской области на 2018 год, который мы недавно приняли, больше бюджета 2017 года на 9 млрд рублей.

            По собственным доходам мы продолжаем оставаться одним из самых "быстрорастущих" субъектов Российской Федерации, по этому показателю мы уже на протяжении трех лет входим в первую тройку территорий - и не за счет федеральной помощи, а за счет того, что появляются новые производства. В этом году создадим где-то около 24 тыс. рабочих мест, из них почти 23 тыс. мест уже создано к декабрю. Ну и порядка 9 новых крупных предприятий в регионе открыли.

            Все это было бы невозможно без сложившегося предпринимательского, инвестиционного климата, а он, в свою очередь, следствие той политики, которую мы ведем с 2006-2007 годов, когда начали активно заниматься инвестиционной деятельностью. И я рад тому, что нам удалось в свое время подписать ряд крупных соглашений с университетами Европы, Америки, которые нам начали подсказывать: мол, если вы, ребята, не будете заниматься технологическим предпринимательством, переформатировать свою работу с традиционных секторов экономики на инновационные, то у вас не будет больших перспектив.

            Мы пошли этим путем и - да, мы считаем этот год прорывным. 2017 год открыл нам ворота в цифровую экономику, в высокотехнологический бизнес.

            Например, с компанией Fortum построили и уже в первом квартале 2018 года планируем открыть первый в России ветропарк, который позволит нам официально объявить о начале создания новой отрасли в РФ.

            До сих пор недооценивали развитие этой очень интересной новой отрасли, но вот мы убедили Анатолия Чубайса (председатель правления УК "Роснано" - ИФ), коллег из Европы, коллег из Государственной Думы и, прежде всего, самих себя, что нужно поменять законодательство в этой сфере. И сегодня можем рассчитывать, что 3, 4 ГВт ветроэнергетики до 2024 года в стране будут построены.

            Мощность первого ульяновского ветропарка составит 35 МВт - это объем инвестиций свыше 5 млрд рублей, - и порядка еще 235 МВт мы сможем построить у себя. Вообще же провели ветроизмерения, можем рассчитывать на 600 МВт. А в идеале поставили задачу - 1 ГВт.

            - Почему этот пилотный проект реализуется именно у вас? В Ульяновской области как-то особенно климат способствует ветроэнергетике?  Может, транспортная доступность играет роль?

            - Много составляющих у ответа на вопрос "почему", но самая простая - "кто раньше встал, того и тапки". Важно, кто первый почувствовал, что идут какие-то изменения и этими изменениями можно и нужно воспользоваться.

            Мы рассудили: вот инвестиционный климат в регионе работает, приходят новые партнеры, приносят деньги. Есть у нас ядерный центр, мы получаем от него свою прибыль. Автомобильный кластер огромный, у нас несколько заводов - российский "УАЗ", японский Isuzu, запускается производство автобусов СИМАЗ на шасси Isuzu. А что с ветра не получаем? Ветер у нас хороший, мы на высоких берегах Волги.

            Как показали исследования, сила ветра в среднем по году чуть больше 7 метров в секунду - это, конечно, меньше, чем на станциях, которые ставят в открытом море наши европейские или азиатские партнеры. Но для континентальных территорий это очень достойно.

            Сыграло роль и то, что когда заговорили о ветропарке, не забыли о подготовке кадров. Министерство образования и науки РФ нас поддержало, и в техническом университете сразу создали кафедру по подготовке специалистов для ветроэнергетики. Не иностранцам же в нашем ветропарке работать, нужно, чтоб рабочие места для россиян создавались.

            Второй момент: мы открыли крупнейший в Европе завод по производству композитов. Точнее, его специализация - аэрокомпозит. Иностранцы признали его одним из самых лучших в Европе, он "упакован" самым современным оборудованием, которое даже у них не на каждом заводе можно найти. Буквально на днях стало известно, что изготовленное на этом предприятии крыло для самолета МС-21 прошло все испытания и соответствует самым высоким требованиям. И решено здесь же выпускать комплектующие для ветроэнергетики, нам нужно будет в ближайшее время порядка 300 лопастей (для ветрогенераторов - ИФ) делать. 

            Наличие этого предприятия позволяет нам локализовать производство. Когда все в шаговой доступности, это на цене сразу может сказаться хорошо. А мы же хотим не только для себя производить, мы могли бы как минимум в страны СНГ поставлять эти турбины, эти ветряки.

            Ну а третий аргумент в нашу пользу - Волга. Корабли "река-море" могут приходить в Ульяновск, фарватер позволяет, у нас два речных порта на обоих берегах, это тоже выгодно: стоимость, как вы понимаете, значительно ниже, чем доставлять комплектующие и продукцию самолетами или железнодорожным транспортом.

            Эти составляющие и привели к тому, что первый такой проект реализован у нас. А итогом станут новые тысячи, даже может десятки тысяч рабочих мест, поскольку будет развиваться и много смежных отраслей.

            А в то время как традиционная наша с вами энергетика становится дороже и дороже, возобновляемая энергетика, особенно ветровая, с каждым годом становится дешевле. И мы отдаем себе отчет в том, что в результате реализации этого проекта должны до 2024 года в пределах 30% собственного потребления получать за счет ветровой энергетики. Это больше, чем европейцы поставили для себя - они поставили где-то в пределах 25% к 2024 году.

            Этот год открыл для меня и моих коллег еще одну страницу, которой мы гордимся, почему и считаем, что этот год - прорывной: солнечная энергетика стала служить по-настоящему жителям Ульяновской области. К примеру, в одной из центральных районных больниц взяли и построили солнечные батареи прямо на крыше - классно получилось! Потратили на это порядка 20 млн рублей, теперь порядка 40% энергопотребления больницы обеспечивается за счет солнца. Проект окупится за два года. Для здравоохранения, где проблем множество, начиная от лекарственного обеспечения, это немалое подспорье, врачи найдут, куда применить высвобождаемые деньги.

            - В Ульяновской области сконцентрировано большое число наукоёмких производств. Недавно созданная в моногороде Димитровграде одноименная ТОСЭР также будет привлекать резидентов этой сферы или целью ее создания является диверсификация экономики города и привлечение широкого круга инвесторов - всех, кто придет?

            - На первом этапе будем придерживаться того, что важно срочно вывести этот город из депрессивного состояния, поэтому рады пока каждой инвестиции. Сейчас в ТОСЭР есть 9 крупных проектов, в их числе изготовление плетеной мебели из специальных нитей, компания "Магеллан" приняла решение построить там большую фабрику по пошиву специальной одежды - порядка тысячи рабочих мест будет. Но далее - давайте не будем забывать о специализации.

            Димитровград - это крупнейший город-завод-спутник АвтоВАЗа, КАМАЗА, УАЗа. Там в советское время производилось все, начиная от простых платмассок для "Жигулей" и заканчивая радиаторами, карбюраторами и массой других вещей. Поэтому решено заниматься все равно развитием автомобилестроительной тематики.

            И задача, которую мы поставили перед собой в этом году относительно Димитровграда, оказалась тоже выполнена. Мы добивались, чтобы Димитровградский автоагрегатный завод (ДААЗ), на площадке которого и вокруг которого работает треть населения города, вошел в тесные кооперационные связи с КАМАЗом, практически вошел в структуру КАМАЗа. И договорились, что создаем на территории ДААЗа большой индустриальный парк. В ближайшее время официально объявим о том, что он начинает открываться и первые несколько сот миллионов рублей инвестиций будут направлены.

            Уверен, что мы не ошиблись, что пошли с КАМАЗом. Я встречался с генеральным директором ПАО "КАМАЗ" Сергеем Когогиным, эти вопросы обсуждали, договорились так: КАМАЗ вкладывает деньги в ряд производств, приводит сюда и российские, и иностранные компании, которые будут заниматься производством автокомплектующих. Регион берет на себя обязательства привести в идеальное состояние всю инфраструктуру вокруг огромного завода - с благоустройством, с озеленением, с социальными учреждениями. Для нас сейчас это стратегическое важнейшее направление, оно согласовано с Фондом моногородов.

            Второе - по моей просьбе в Димитровград приезжает руководитель "Росатома" Алексей Лихачев. На базе института атомных реакторов мы реализуем ряд очень интересных проектов, будем обсуждать дальнейшее сотрудничество. Конечно, мы намерены развивать наукоемкие бизнесы и под это создаем там специально еще одну территорию опережающего развития, такой своеобразный индустриальный парк - только под инновационные предприятия. Мы сразу предупредили димитровградцев: не ждите в этом индустриальном парке большого количества рабочих мест, но зато ждите, что они дадут нам с вами большую прибыль.

            И если продолжить рассказывать о прорывах - в Ульяновской области создан ядерный инновационный кластер, который входит в 12 самых важных кластеров российской Федерации. А это нас подтолкнуло к тому, чтобы построить единственный пока в России крупнейший ядерный медицинский центр радиологии, объем инвестиции составил 20 с лишним млрд рублей. Финишная прямая видна, уже в 2018 году мы откроем его, и это тоже станет одной из знаменательных страничек в жизни региона, которая фактически начала открываться в 2017 году.

            В свою очередь, появление центра радиологии дает нам возможность уже серьезно обсуждать строительство завода радиофармпрепаратов.

            - Вы в начале разговора уже упоминали цифровую экономику. Как обстоят с ней дела в вашем регионе, в чем вы видите задачу власти на этом этапе?

            - Мы заложили основы, создали нормативно-правовую базу - одно из лучших региональных законодательств по развитию цифровой экономики. И чтобы было понятно, кто этой темой будет заниматься, в классическом университете, УлГУ, учредили кафедру и будем создавать центр технологий блокчейн, в техническом университете создали центр промышленного интернета в машиностроении. А дальше было принято решение погрузиться в тему более глубоко, благодаря сотрудничеству с Всемирной организацией умных и устойчивых городов, которое мы осуществляем с 2010 года.

            Мы не просто вошли в состав организации, объединяющей города, использующие умные технологии для своего развития. В 2013 году с учетом наших определенных достижений в сфере развития электронного правительства Ульяновская область получила статус Европейского регионального офиса WeGO. А буквально летом в рамках проведения IV Генеральной ассамблеи Всемирной организации Ульяновск был выбран вице-президентом WeGO до 2020 года. Да, именно Ульяновск является сегодня вице-президентом Всемирной организации умных и устойчивых городов, главным европейским центром этого движения.

            Наладив тесное сотрудничество, мы посмотрели, как наши партнеры внедряют у себя "умные технологии" в развитие и управление дорожным движением, и теперь у себя разворачиваем такую систему. Отчасти такая система есть и в Москве, она сейчас достраивается.

            Коллеги из WeGO помогли нам выйти на партнеров из Европы, которые изъявили желание построить у нас завод по производству "умных светильников" - как для внутренних помещений, так и для улиц. Это совсем не те светильники, которые огромное количество электроэнергии потребляют сегодня на наших улицах и при этом светят одинаково и в темноте, и в сумерках, и при дожде, и в тумане, - нет, "умные светильники" умеют себя регулировать, для этого в них вмонтирован специальный чип. Планируем уже на следующий год начать их производить у себя.

            Мы начали внедрять "умные технологии" и в самые важные отрасли, в здравоохранение и образование - интересная работа! Чем больше ей занимаешься, тем больше возможностей открывается.

            Мы также решили пересмотреть модель развития многофункциональных центров, которые оказывают госуслуги. Они у нас традиционно достаточно просты... Между тем, сейчас очень интересный проект в рамках цифровой экономики внедряется в Азербайджане, это уже целый "гипермаркет", в котором есть все - начиная от почты, банка, личных кабинетов и заканчивая, к примеру, большими студиями звукозаписи, разными другими опциями, связанными с раскрытием талантов человека. Это по-настоящему многофункциональный центр, в котором можно практически круглосуточно получить цифровые услуги.

            Мы будем улучшать качество жизни вот в этом направлении.

          - В аэропорту "Ульяновск-Центральный" продолжается реконструкция ВПП, и он до сих пор закрыт для авиасообщения, хотя изначально планировалось завершить все работы к 2017 году. Когда будет открыт "Центральный"? Сохранятся ли после этого авиарейсы в аэропорт "Ульяновск-Восточный" или все "вернутся" обратно в реконструированную воздушную гавань?

          - Аэропорт наш был построен к 1970 году, к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина и с тех времен, в общем-то, не ремонтировался. Хотя на самом деле это не просто аэропорт, который обслуживает жителей. У нас там располагается крупнейший институт гражданской авиации, раньше он носил название "Школа стран СЭВ" - Совета экономической взаимопомощи - и там училась половина Европы. Сегодня у него несколько сот самолетов - только у одного этого центра.

          Когда обнаружилось, что там начал резко сокращаться пассажиропоток, мы выяснили, что первопричина не в том, что у людей нет денег, другое там показала статистика: людям стало некомфортно, все пришло в запущенное состояние. Поэтому по нашему предложению федеральное правительство передало региону аэропортовый комплекс без взлетно-посадочной полосы. Мы его разобрали, создали новый, вложив в него около 700 млн рублей.

          Тогда же подписали соглашение, по которому Федерация взяла на себя обязательство привести в порядок взлетно-посадочную полосу и прилегающие территории, решить вопросы, связанные с авионикой, безопасностью, очистными сооружениями, с объездными и охраняемыми дорогами.

          Сегодня аэропорт готов, приобретено оборудование для организации международных линий, получен статус международного. А страна отремонтировала взлетно-посадочную полосу и все остальное. ВПП у нас длиной 3,1 тыс. м, это позволяет принимать суда любой размерности. Договорились, в том числе, с "Аэрофлотом", который уже принял решение начинать "разлетывать" ульяновский аэропорт.

          Ориентировочно, в январе после праздников откроем "Центральный".

          Мы - один из немногих регионов, где находятся два аэропорта и оба - международные.

          - А что будет с "Восточным" после запуска этого аэропорта?

          - "Восточный" останется аэропортом двойного назначения. Во-первых, рядом с ним дислоцируется единственная в РФ, да вообще в СНГ бригада Воздушно-десантных войск ОДКБ, имеющая статус миротворцев. Кроме того, мы добились того, чтобы в этот аэропорт прилетел военно-транспортный полк, и сегодня туда уже прибыли первые Ил-76.

          Мы производим модернизированные 76-е машины в Ульяновске, сейчас начинаем производить 78-е машины - топливозаправщики, уже первый самолет выкатили, посмотрели, там пока все хорошо идет. И бьемся за то, чтобы центр технического обслуживания, ремонта самолетов тоже был у нас: это тоже приличные инвестиции и приличные рабочие места. Поэтому прилет к нам транспортников - это гарантия успешного развития ульяновского авиазавода.

          Во-вторых, "Восточный" необходим для самого авиазавода, для испытаний.

          Но при этом мы не стали отказываться от того, чтобы он сохранил статус объекта для гражданской авиации. Тем более, что прямо через забор от него создана единственная в России авиационная портовая экономическая зона, там уже сегодня приличное количество резидентов, а совсем скоро объявим и о том, что будем строить здесь уникальнейший центр кастомизации. Обслуживание, технический осмотр, покраска, изготовление и установка интерьеров на все виды самолетов - это все будет в Ульяновске происходить.

          Поэтому мы договорились о том, что страна возьмет на себя взлетно-посадочную полосу и приведет в достойное состояние. Обращаю ваше внимание, что это - самая крупная ВПП, ее длина чуть больше 5 км и ширина более 100 м.

          - То есть, и "шаттлы" сможете принимать?

          - "Восточный" под это и готовился, под "Бураны" и все остальное.  А мы, регион, берем на себя обязательство спроектировать и построить небольшой аэропортовый комплекс, там большой не нужен, чтобы была возможность и международные, и российские рейсы принимать.

          Со следующего года начинаем в полном объеме его проектировать, тем более, вокруг особая экономическая зона и начинается строительство большой высокотехнологичной долины. Этот проект - тоже успех Ульяновской области, который начал воплощаться в 2017 году. И Владимир Путин, и Дмитрий Медведев лично с ним ознакомились, и вышли конкретные поручения президента правительству РФ оказать содействие в его реализации.

          - Расскажите, пожалуйста, как реализуется в регионе приоритетный проект "Формирование комфортной городской среды", участвуют ли в нем активно сами жители? Удалось ли наработать какие-то свои практики, которыми можно было бы поделиться с другими субъектами Федерации?

          - Нам не пришлось начинать с чистого листа: за последние лет 10 Ульяновская область многократно оказывалась в тройке лидеров по благоустройству среди городов России, а это значит, что мы достаточно целенаправленно занимались городской средой. Но, надо отдать должное, такой системной работы до сих пор не было. За этот год порядка 223 млн рублей вложила страна, порядка 90 млн рублей вложил регион, и в общей сложности 156 дворов и 19 общественных пространств мы приводим в порядок.

          В 2018 году заложено более 400 млн рублей, из которых более 180 млн - региональная часть, то есть мы удваиваем региональную составляющую. А с учётом расходов по другим программам, например, развитие сельских территорий, механизма поддержки местных инициатив - мы направляем на вопросы благоустройства более 500 млн рублей.

          И мы понимаем, для чего это делаем, особенно в моногородах - 4 моногорода в этом проекте плюс региональная столица. Нам нужно, чтобы и у людей повысилось настроение, и капитализация жилья увеличилась: мало ли что в жизни происходит, может быть, завтра придется его поменять, продать. 

          И, конечно, было очень важно вовлечь людей в этот процесс: когда все вместе благоустраивают свой двор, то непременно перезнакомятся друг с другом. Мы же родом из Советского Союза, когда все друг друга знали, даже знали, где хранились ключи - под ковриком.

          На следующий год мы решили продолжить эту работу более активно, но она уже подтолкнула к решению двух очень важных вопросов. Вот сейчас, к зиме, закончили все уличные благоустройства, что делать до апреля? Если остановиться на полгода, люди перестанут об этом думать, вновь расслабятся. Поэтому приняли решение продолжить программу и в зимний период "уйти в подъезды", начать приводить их в хорошее состояние, чтобы жильцы вместе выходили, выбирали интерьер подъезда, чтобы картины на лестничных клетках висели, появились подъездные библиотеки и масса других простых вещей. В общем-то, комфортная среда ведь начинается не с улицы, а с подъезда: вышел из квартиры - вот она должна уже быть.

          И второй проект, который мы считаем в какой-то степени производным этой большой работы по благоустройству, - уникальный парк "Дружба народов", который был создан в 70-м году на высоком берегу Волги. Все республики Советского Союза туда в свое время привезли что-то свое. К сожалению, в 90-е годы охрана была снята, и парк развалили, а сегодня мы начинаем приводить его вновь в нормальное состояние. Он точно не будет уступать по красоте и комфорту парку Горького или Зарядью в Москве. Мы постараемся сделать так, чтобы у людей чувство гордости и регионального патриотизма проснулось.

          - 2018 год - год выборов президента России. Готов ли регион к этому важному мероприятию?

          - В том, что касается работы избирательных комиссий - да. Мы готовы и выделим дополнительные финансовые средства для того, чтобы оборудовать избирательные участки, чтобы их сделать ближе к людям.

          Мы уделяем большое внимание тому, чтобы маломобильные люди смогли прийти на участки. Сейчас планируем, несмотря на зимние условия, рассмотреть, где можно плитку положить специальную. Приобретаем подъемники для инвалидов в Дома культуры, соцучреждения, где есть избирательные участки.

          Мы тратим приличные деньги для того, чтобы людей научить работать на выборах, в том числе и в избирательных комиссиях. Тратим деньги на то, чтобы появилось как можно больше общественных наблюдателей, и они тоже прошли курс обучения, чтобы знали как себя вести и на что обращать внимание.

          Возможно, не все вопросы решим, но то, что выборы будут честными, и на их результаты никто не сумеет косо посмотреть - это точно.