Эксклюзив 17 апреля 2017 г. 08:00

Врио губернатора Пермского края М.Решетников: "Надо всегда иметь чуть больше проектов, чем есть денег"

Врио губернатора Пермского края М.Решетников: "Надо всегда иметь чуть больше проектов, чем есть денег"

О том, как власти Пермского края планируют контролировать ремонт дорог, как будет проходить газификация сельских территорий и решаться проблемы обманутых дольщиков в регионе, рассказал в интервью "Интерфаксу" временно исполняющий обязанности губернатора региона Максим Решетников.

- Максим Геннадьевич, на прошлой неделе Вы встречались с главой российского правительства. Какие темы удалось обсудить, и каких договоренностей достичь?

- На встрече я рассказал, какие приоритеты стоят перед краем – это развитие социальной сферы, здравоохранения, промышленности и т.д. Но поскольку в Российской Федерации в этом году реализуется ряд очень крупных программ по ремонту дорог и по благоустройству дворов, и Пермский край принимает в них активное участие, то внимание было сфокусировано на этих вопросах тоже.

В этом году мы существенно увеличили объем дорожного фонда и в два раза увеличили объем финансирования строительства и ремонта муниципальных дорог, то есть тех, которыми в наибольшей степени пользуются местные жители. Такое увеличение стало возможным в том числе за счет того, что федеральный бюджет направил значительные средства в регионы. В частности, Пермский край получил 1 млрд 100 млн рублей. Получается, что четверть всего финансирования составили федеральные деньги. Они пойдут на текущий и капитальный ремонт дорог. Для нас это вызов – ведь Пермский край, мягко говоря, не самый южный регион, и строительный сезон у нас ограничен несколькими месяцами. Поэтому очень важно своевременно начать работать.

Те два месяца, что я исполняю обязанности, мы постоянно следили за тем, чтобы своевременно получить деньги из федерального бюджета, заключить все соглашения, распределить деньги, определить перечень объектов по муниципалитетам, заключить с ними соглашения о выделении субсидий, проконтролировать, чтобы муниципалитеты объявили все конкурсы еще до того, как деньги пришли. В результате до 1 мая у муниципалитетов будут и деньги, и подрядчики. Иными словам, как только температура позволит, они спокойно начнут работать. И это залог того, что все можно сделать по уму и не в спешке, когда в августе только получают подряд, а в октябре начинают класть асфальт. Здесь все должно быть сделано качественно и своевременно.

- Премьер-министр, в свою очередь, обратил внимание на необходимость контроля над этим процессом...

- Это действительно уязвимое место всех крупных программ. Контроль планируем обеспечить по нескольким направлениям. Одно из них – максимальное привлечение общественников. Это и "Единая Россия" – у них этот проект стоит на контроле, и Общероссийский народный фронт, и Общественная палата края. Но главное, мы планируем привлечь жителей, потому самый надежный контролер – это они. Те, кто ежедневно ездит и может написать, когда что-то делается не так и несвоевременно. В последние годы вообще появился класс подкованных пользователей, которые, например, понимают, когда можно класть асфальт, а когда нельзя.

Для такого общественного контроля открыли портал с перечнем объектов строительства и ремонта. Он будет касаться и дорог, и дворов. Туда же выложим всю проектную документацию и итоги общественных слушаний. На первом этапе просто раскроем информацию. А задача второго этапа – дать возможность пожаловаться и обратить внимание на недостатки. Портал важен как инструмент, когда жалоба жителей может стать на контроль, дойти до чиновника, подрядчика, превратиться в, условно говоря, претензию – без бюрократии, но в рабочем виде. И мы тогда можем добиться ответа, что замечание устранено.

Благоустройство дворов - тоже важная и крупная программа. Там та же логика, те же проблемы, и тоже не обойтись без привлечения федеральных средств. Это тоже один из самых подготовленных приоритетных проектов с точки зрения работы над ними федеральных министерств, что, в свою очередь, повышает требования к нам для его реализации.

- Какие еще важные для края темы были затронуты во время встречи?

- Дальше был вопрос по здравоохранению. Очень важно, что было поддержано обращение Пермского края по поводу помощи федерального бюджета в строительстве поликлиники в Кировском районе Перми. У нас есть программа строительства медучреждений, но дополнительные средства, которые сейчас нам на эту поликлинику выделены, позволят нам сделать больше. И это очень своевременно, потому что тема поликлинического звена для края крайне болезненна. Она подразумевает собой доступ к узким специалистам в городах, а также фельдшерско-акушерским пунктам на селе. Здесь задача - изменить организацию работы регистратуры, записи к врачам - сейчас системно разбираем эту тему.

Край также получил поддержку федерального правительства в вопросе ликвидации последствий аварии и переселения жителей в Березниках. Были договоренности по финансированию такого переселения в пропорции: треть - федеральный бюджет, треть - региональный бюджет, треть - "Уралкалий". Поскольку расселение должно идти по цене квадратного метра, которую утверждает Минстрой, есть определенная инфляция. Кроме того, объем жилья к переселению увеличился, так как там есть общежития и т.д., появилась потребность в дополнительных деньгах. Так получилось, что в федеральном бюджете этого года деньги не были предусмотрены, и вопрос складывался для края критично. Но Дмитрий Анатольевич подтвердил финансирование. 1 млрд 250 млн рублей будут предусмотрены из Резервного фонда, а всего нужно 1 млрд 933 млн. То есть, почти 700 млн рублей, которых не хватает, он дал поручение предусмотреть в корректировке бюджета. Это очень значимый шаг вперед.

- На каком этапе сейчас находится строительство?

- Строители приступают ко второй очереди, готовят для этого инфраструктуру. К сожалению, опыт комплексного строительства целых микрорайонов в крае оказался во многом утрачен, и его сейчас стремительно восстанавливают. Помимо жилья нужно создать и социальную инфраструктуру, и привлекательные условия для местных жителей. Старый центр города находится на подработанных территориях, поэтому там нельзя вести высотное строительство. По сути, мы на ближайшие десятилетия в микрорайоне Любимовка строим второй центр города, и очень важно сделать его хорошо – с высоким уровнем благоустройства и привлекательным общественным пространством. В частности, там должны появиться школа с бассейном и центр социального обслуживания для пожилых граждан, который я поручил открыть дополнительно.

Сейчас мы будем активно работать с березниковцами, чтобы они выбирали квартиры по договорам долевого участия. Строительство ведет краевая организация, поэтому мы контролируем весь процесс "от и до". Я сам обещал там бывать раз в месяц – бываю, туда и "десант" министров высаживается регулярно для решения рабочих вопросов. Это такая ключевая для нас стройка.

- Помимо встречи с Дмитрием Медведевым состоялась встреча с главой ПАО "Газпром" Алексеем Миллером. Какие договоренности удалось достичь по поводу газификации Пермского края?

- Со стороны "Газпрома" был ряд вопросов, связанных с ростом задолженности оплаты за газ. Компания занимает, возможно, жесткую для ряда регионов, но вместе с тем прагматичную позицию – если вы хотите газификации сел, то, как власти региона, добейтесь нормального сбора платежей или хотя бы того, чтобы не было роста задолженности. Ведь это не платит не население, которое на 90-95% дисциплинированно вносит средства, а, вероятнее всего, муниципальные унитарные предприятия или управляющие организации куда-то отводят деньги. То есть, имеются сбои в системе. Я заверил Алексея Борисовича (Миллера - ИФ), что мы предпримем необходимые усилия для того, чтобы поднять уровень дисциплины. Сейчас прорабатываем дополнительные шаги.

Кроме того, мы договорились, что в ближайшие годы не менее 4 млрд рублей будет вложено со стороны "Газпрома" в строительство межпоселковых газопроводов. Здесь также имеется проблема – компания свои обязательства выполняет, а по проведению газопровода внутри населенных пунктов и подключению домохозяйств мы отстаем. На ближайшем заседании краевого правительства планируем рассмотреть эту проблему: есть ряд идей, как это можно сбалансировать в рамках имеющихся средств. Но не дожидаясь этого решения, компания решила "разморозить" программу.

Нам также сказали, что если ситуация с задолженностью будет решаться, "Газпром" рассмотрит возможность увеличения дополнительных ресурсов в газификацию края.

- Уже в этом году?

- Нет, это программа четырехлетняя. Проектную документацию для газификации надо готовить заранее и комплексно, не только на межпоселковый, но и на внутрипоселковые газопроводы. То есть, такая большая программа, которую надо готовить системно. Надо всегда иметь проектов чуть больше, чем есть денег. Чтобы дальше была возможность ускориться.

Еще одна тема, которую уже я предложил, касается того, что "Газпром" последовательно работает над импортозамещением и локализацией своего оборудования. Мы это чувствуем по загрузке наших предприятий и по проектам. Сейчас имеется некоторая пауза в крупном строительстве газопроводов. В свою очередь, пермская промышленность производит газоперекачивающие агрегаты. Мы предложили "Газпрому", у которого большой парк подобных аппаратов, оценить и заменить старые машины на новые, более эффективные и полностью российского производства, в первую очередь пермские. Профинансировать это можно с привлечением "пенсионных денег", в том числе и того же "Газпрома", и вся эта схема будет лишена валютных рисков. Этот вопрос в компании планируют проработать.

В свою очередь Алексей Борисович предложил подумать над программой "Урал-Газпром", по которой компания финансировала раньше научно-исследовательские работы по перспективным направлениям. Он озвучил идею собрать предложения от нашей промышленности и науки, а в компании посмотрят, чем еще край можно загрузить.

Такой государственный подход задает нам планку и в то же время открывает перед нами возможности – как перед предприятиями, так и газификацией пермских сел.

- Еще одним из важных для Прикамья проектов является строительство нового моста через Чусовую. Как с ним обстоят дела?

- Это действительно один из ключевых проектов. Мост, с одной стороны, сформирует выход на север - дорогу Верхнекамье-Березники-Соликамск. С другой стороны - это часть транзитного коридора, который через Чусовую ведет на север Свердловской области и дальше на Ханты-Мансийск.

Более того, этот мост очень хорошо укладывается в нашу транспортную стратегию: мы заканчиваем достраивать восточный обход Перми, а также ведем стройку обхода Чусового. Сейчас весь транзитный транспорт идет через этот город с соответствующими последствиями в виде аварий и непростой транспортной ситуации. Стоимость этого обхода – более 2 млрд рублей, и по плану мы должны его закончить в 2019 году. Но мы понимаем, что большие стройки со временем становятся очень дорогими, поэтому мы договорились со строителями строить как можно быстрее, а средствами мы обеспечим.

Мост будут строить по концессии, гранту из федерального бюджета – на деньги российской системы взимания платы "Платон". Это один из трех отобранных проектов, которые должны выйти на рассмотрение специальной комиссии. Но нам очень важно, чтобы все условия, в том числе и по платности, диктовались краем. Мы готовы платить концессионеру из бюджета, но хотели бы определять самостоятельно, где и как устанавливать платность. Мост станет частью основной дороги на север, и для большинства населения и большую часть времени проезд по нему должен быть бесплатным. А если решим ввести платный проезд, то решение примем на уровне края и с учетом мнения жителей. Ведь 100-150 рублей в день туда и обратно, как предлагалось ранее, для тех, кто едет на работу, - неподъемные деньги для Пермского края.

Наша задача - в ближайшие пару месяцев заключить концессионное соглашение (переговоры уже на финальной стадии) и отобрать подрядчика. Я настоял на том, чтобы мы вместе с концессионером отбирали подрядчика по конкурсу, чтобы получить скидку к проектной цене. Средства сэкономит и федеральный бюджет и мы. Планируем, чтобы завершилось проектирование, и в этом году подрядчик начал работу.

Новый мост разместится створ в створ рядом со старым. Более того, там еще и старый надо будет на капитальный ремонт ставить.

- Сейчас активно обсуждается вопрос строительства высотной инфраструктуры в центре Перми. Будут ли власти края выходить с такими инициативами. Какова Ваша позиция по этому вопросу?

- Власти края с этой инициативой не выходили и выходить не будут. В городе установлены высотные ограничения. Когда их вводили, были широкие общественные обсуждения, к которым привлекались специалисты, поэтому мне кажется, нужно очень бережно относиться к таким решениям и не менять их в угоду сиюминутным интересам.

К сожалению, в ряде районов я наблюдаю последствия достаточно активного жилищного строительства, не подкрепленного развитой социальной инфраструктурой – школами, детскими садами и поликлиниками. Это касается не только Перми, но и ряда других территорий. Нам сегодня надо сосредоточиться на том, чтобы строить социальную инфраструктуру и не строить жилье, которое ею не обеспечено.

Это ведь и архитектурно очень уродует наши города, когда в исторической малоэтажной или среднеэтажной застройке вдруг уплотнительным методом возникает небоскреб. Портится внешний вид, возникает недостаток нужной инфраструктуры, в том числе и транспортной, крадется инвестиционная емкость.

Надо строить там, где будут одновременно сносить аварийное жилье, которое, кстати, является актуальной для края проблемой. Надо преобразовывать целые территории, избавляя их от бараков, заброшенных коммунальных и промышленных зон, то есть создавать другую городскую среду. Мне кажется, что время уплотнительной точечной застройки уже прошло почти по всей стране, и должно пройти в Пермском крае.

- В завершении интервью коснемся другой актуальной проблемы - в начале недели у Вас была встреча с обманутыми дольщиками Первого пермского микрорайона. Удалось ли прийти к устраивающим всех решениям?

- Обсуждение оказалось достаточно жарким. Предлагаемая схема решения вопроса, с правовой точки зрения, является безальтернативной.

Дело в том, что Первый пермский микрорайон - это один из самых вопиющих случаев, но он, к сожалению, не единственный. Застройщик с 2 млрд рублей долгов не имеет никаких активов, все имевшиеся земельные участки выведены, расследуется уголовное дело. Проблема коснулась более 500 квартир, из них 280 принадлежат физическим лицам. Более того, это люди, которые использовали деньги социальных сертификатов, программ переселения из тех же Березников, брали ипотеку и другими способами решали свои жилищные проблемы, то есть, они точно не являются инвесторами, покупающими четвертую квартиру, чтобы потом заработать.

Все представители застройщика "сбежали", возникла тупиковая ситуация – даже не с кем вести дела. Что касается схемы выхода, то мы ее долго прорабатывали и советовались с юристами, строителями: необходима процедура банкротства, организация жилищно-строительного кооператива, регистрация на ЖСК недостроя и земли (такая возможность есть при процедуре банкротства). Дальше, эта ЖСК получает в виде займа деньги от городской организации, под контролем которой идет достройка объекта. Сейчас краевой Минстрой запустил обследование территории и построенных домов – из 12 часть почти достроена, часть – возведена лишь на стадии фундамента. Нужно с помощью экспертизы оценить пригодно ли это для дальнейшего строительства.

Ключевой момент, который волнует новых застройщиков – возникает необходимость дополнительных затрат на достройку. Откуда брать деньги? Люди все, что можно уже отдали. Позиция краевого правительства - принять отдельное законодательство Пермского края о социальной помощи, которая будет направляться тем дольщикам, кто попал в сложную ситуацию (имеет ипотеку, многодетную семью, является переселенцем – будет широкий перечень категорий). Большинству обманутых дольщиков мы эти расходы закроем. Сейчас собираем информацию по достройкам: 220 квартир находятся в залоге у банка. Понятно, что за банки мы ничего достраивать не будем – пусть сами за себя платят.

По этой схеме людям не надо будет ничего дополнительно платить. Но мне кажется, что кто-то вводит людей в заблуждение, потому что появились отдельные товарищи, которые ждали какой-то инвестпроект. Но, во-первых, там не на чем делать инвестпроект, а, во-вторых, я, к сожалению, часто видел, как от этих инвестпроектов дольщики ничего не получали.

Поэтому я исхожу из того, что эту проблему надо решать под контролем края. Мы действуем из интересов простых прикамцев, которые не должны на себе почувствовать проблемы достройки.

Аналогичную схему будем реализовывать по другим объектам, которых тоже в крае немало. Особое внимание уделим ужесточению контроля над застройщиками. Наша задача не по судам с ними бегать, а решать жилищные вопросы граждан, поэтому контроль должен быть жестким.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще