Эксклюзив 4 октября 2016 г. 15:32

Министр финансов Оренбургской области Т.Мошкова: "Мы ставим задачу на 2017-2018 годы подойти к бездефицитному бюджету"

Министр финансов Оренбургской области Т.Мошкова: "Мы ставим задачу на 2017-2018 годы подойти к бездефицитному бюджету"

             Министерство финансов Оренбургской области стало лауреатом конкурса министерства РФ в номинации "Открытый бюджет субъекта Российской Федерации". О региональной стратегии в управлении финансами агентству "Интерфакс-Поволжье" в кулуарах первого Московского финансового форума рассказала министр финансов Оренбургской области Татьяна Мошкова.

            - Татьяна Геннадьевна, Оренбургская область - регион-донор. Какой стратегии региональный Минфин придерживается в среднесрочной перспективе в экономике и в управлении финансами в частности?

            - Еще два года назад мои молодые сотрудники придумали бюджетную стратегию на 20 лет, и она уже в действии. Конечно, этот план претерпевает некие изменения с учетом ситуации в нашей экономике, но общие задачи ничуть не расходятся с тем, о чем сегодня шла речь на форуме. Это, конечно, сдерживание роста расходов, оптимизация доходной базы бюджета и, безусловно, снижение дефицита областного бюджета с тем, чтобы минимизировать государственный долг Оренбургской области.

            Традиционно в силу геополитического положения Оренбургской области наша региональная экономика зависит от нефтегазового сектора, потому что здесь - и добывают, и перерабатывают углеводороды. Много десятилетий вся экономика концентрировалась в этих отраслях, и было бы странно, если бы это было не так. Поэтому для понимания процессов, которые происходят в экономике и бюджете Оренбургской области, можно условно разделить нефтегазовый сектор и весь остальной сектор.

            Нефтегазовый сектор находится в тех же параметрах, как и везде в государстве, - он развивается. Мы видим и рост налога на прибыль, и рост налога на доходы физических лиц. Это говорит не только о том, что предприятия стабильно работают, но и о том, что они расширяют свою сферу деятельности. Тем не менее, хочу отметить, что даже в нефтегазовом секторе базисом платежей в наш бюджет являются предприятия, которые заключают инвестиционные соглашения с областью. Такие соглашения интересуют инвестора даже с учетом того, что, получая налоговые льготы, он должен выдержать все условия договора, заплатить определенную сумму налоговых платежей в бюджет, сохранить и увеличить количество рабочих мест, реализовать свою социальную политику для того, чтобы сохранить эту льготу. Если предприятие не выдерживает условий инвестиционного договора со своей стороны, то оно исключается из перечня получателей налоговых льгот.

            И эта инвестиционная политика, которая действует для всех налогоплательщиков региона, дает результат. С нами часто спорят, говорят: "Если вы сейчас откажете в инвестиционной льготе, наверное, у вас станет больше платежей в бюджет". Я всегда отвечают так: во-первых, есть закон, налоговый кодекс, который говорит о том, что эту льготу можно и нужно предоставлять именно инвестору. Во-вторых, есть показатель эффективности предоставления налоговой льготы, который определяется не только объемом платежей по налогу на прибыль, но и платежей по налогу на имущество организаций. Льготный режим позволяет предприятию развиваться, то есть, увеличивать налогооблагаемую базу, а это ведет к росту бюджетного дохода по налогу на имущество организаций. Вот за последние пять лет он удвоился.

            При этом у нас не снижается поступление налога на доходы физических лиц от всех предприятий, поэтому мы можем говорить о том, что наша инвестиционная политика эффективна и успешна в тех параметрах, в которых сегодня существует.

            - Министерство финансов Оренбургской области стало лауреатом в номинации "Открытый бюджет субъекта Российской Федерации". Расскажите подробнее об этой награде. Насколько вообще "открытый бюджет" интересен гражданам?

            - Награда - это, конечно, профессиональное удовлетворение, профессиональная гордость за то, что мы делаем не только в своей прямой работе, которую мы обязаны делать хорошо и качественно, но и в популяризации бюджета. Вы, наверное, уже посмотрели здесь малую толику того информационного материала, который мы хотим сделать доступным. При этом наш сайт уже сейчас признан самым объемным по информации, самым доступным для понимания. Здесь информация представлена и словами, и цифрами, и диаграммами, и разнообразными таблицами.

            Однако сегодня мы занимаемся еще популяризацией бюджета в непосредственном контакте с населением - это уроки финансовой грамотности. Мы - я и мои заместители - читаем лекции в университетах, учебных заведениях, ввели новую практику - посещаем первые родительские собрания в сельских школах. Вот буквально неделю назад я была на таком собрании. Говорю: "Поднимите руки, кто финансово неграмотный", и - тишина. Потом говорю: "Поднимите руки, кто финансово грамотный", еще тише. Ну и дальше идет разговор о том, что такое бюджет, как связан бюджет с человеком, что человек дает бюджету, что он из бюджета получает. Это новая форма работы, которая, мы считаем, дала нам возможность сделать бюджет таким доступным.

            Еще мы ведем работу с главами сельских поселений. Уже два года мы практикуем выезды в муниципальные образования, которых у нас сейчас 42 в Оренбургской области. Проводим многочасовые обучения глав поселений работе с бюджетом, с его формированием. Казалось бы, это профессиональная такая работа, но это дает открытую связь, потому что обучение проводится в форме диалога. Все те вопросы, которые население задает им, они транслируют нам, и мы понимаем, где есть слабые места, где людям не хватает знаний о том, что такое бюджет. Выясняется, люди зачастую не знают даже о тех выплатах, которые им полагаются. Допустим, если это село, то речь может идти о выплатах начинающим фермерам, сельхозтоваропроизводителям. И вот такое общение позволяет людям получить информацию о том, на какую господдержку они могут рассчитывать, начиная развивать свой бизнес. Сегодня это тренд - развитие малого и среднего бизнеса.

            Кроме того мы, конечно, активно присутствуем в интернете. Мы есть в Твиттере, Фейсбуке. Мы видим обратную связь, мы видим, что из года в год увеличивается количество обращений от граждан, причем это не только Оренбургская область, не только муниципальные образования, но это и другие регионы нашей страны, есть и зарубежные страны, из Америки было несколько вопросов и обращений в прошлом году. Творчество наших молодых специалистов породило такой важный информационный обмен.

            Одним из примеров творческого подхода к информированию населения стал мультфильм "Пластилиновые бюджеты", авторы которого - начальник отдела анализа финансового менеджмента регионального министерства финансов Антонина Величко и ее дочь Валерия. Это тоже был первый приз. Валерия Величко была первым ребенком, переступившим порог Минфина РФ, ездила с мамой в прошлом году получать награду. Наши журналисты тоже участвуют в конкурсах, у нас было 12 работ от Оренбургской области, и трое журналистов получили призы от министерства финансов - они выиграли в трех номинациях. Нам было очень приятно, что работа нашего журналистского сообщества - это тоже показатель того, что бюджет - открытый, знакомый, известный. На конкурс по представлению бюджета для граждан, который прошел 30 сентября, мы выставили 11 участников, из которых 6 получили сертификаты, 5 поедут за наградами. Причем, есть даже одна первая, одна - вторая и третья награды. Вот так и рождается тот объем информации, который потом трансформируется на сайт.

            - Как обстоят дела с социальной ориентированностью бюджета? Сокращал ли регион в этом году эти расходы и планирует ли сокращать в следующем?

            - У нас уже многолетняя тенденция, что около 65% расходов областного бюджета - это расходы на социальную сферу.

            Что стоит за этим традиционным названием? За ним стоит оказание услуг населению, которые гарантированы Конституцией РФ - это, например, школы, больницы. Еще 35% - это поддержка отраслей экономики и инвестиции. Я всегда говорю так: "Давайте посмотрим, разные ли это вещи?". Какие в бюджете инвестиции? Это строительство дорог, строительство новых объектов. Строительство дорог - это развитие дорожного хозяйства, и, как следствие, развитие придорожной инфраструктуры. То есть появляются новые рабочие места, новые платежи в бюджет. Что такое строительство жилья для граждан, что стоит за этим? Начинает развиваться еще и бизнес строительный, появляются новые рабочие места. Дальше косвенно развивается бизнес строительных материалов. И таким образом получается, что все бюджетные инвестиции - это инвестиции социального характера.

            С другой стороны 65% социальных расходов - это в том числе и зарплата бюджетника. Это стабильный доход для многих семей. Получая вовремя свою заработную плату, человек начинает строить планы на жизнь, он может взять ипотеку и, тем самым, стимулировать рынок строительства. Он может уже купить себе более качественный продукт, способствуя развитию бизнеса фермеров. И получается, что в бюджете деление на социальные и несоциальные выплаты достаточно условное. Бюджет - социальный. Для меня это так.

            Хочу обратить ваше внимание, что дефицит бюджета, каким бы он ни был - 13 млрд рублей, как раньше ,или 2 млрд рублей, как сейчас, - он у нас всегда был инвестиционный. То есть дефицит не распространялся на ту часть бюджета, которая была социально ориентированной, либо на поддержку отраслей экономики. Это всегда были инвестиции, это были стройки, ремонты, приобретение оборудования. И нам есть что показать. Жаль, что мы не беседуем в Оренбургской области, например в "Солнечной стране". У нас есть такой прекрасный детский образовательный комплекс. Он для круглогодичного отдыха и учебы детей. Оренбургская область такая большая и разная. У нас есть и полупустыни и степи, на севере есть леса. И вот именно на севере вдали от центра мы построили такой комплекс. Мы туда вложили 2 млрд рублей, два года он действует. Дети счастливы: они и отдыхают, и оздоравливаются, учатся - там школа совершенно инновационная. Это спортивные площадки современно оборудованные. Сегодня есть туда заезды для детей инвалидов, и для детей с диагнозом ДЦП, и для "солнечных детей". С ними работают психологи, есть там иппотерапия, это общение детей с лошадьми. Есть условия для проживания деток с мамами. Возможность реабилитации мам во время этого отдыха. Потому что это очень важно, чтобы ребенок больной остался в семье, и чтобы мама могла отдохнуть.

            Еще пример. Нам абсолютно не стыдно за построенный на востоке области онкодиспансер. Это была давняя проблема, потому что там такое производство, которое порождает профзаболевания. Буквально на днях открывается перинатальный центр, который был построен, конечно, с помощью федерального бюджета, но мы практически первые, кто освоил эти деньги. В течение месяца-двух он будет уже открыт. Сейчас монтируется оборудование.

            Кроме того инвестиции - это километры дорог, это школы, которые до этого много лет не строили. Буквально каждый год мы вводим новые школы. Я уже не говорю о тех почти 9 тысячах мест в детских дошкольных учреждениях. Это вот всё те инвестиции, которые и "легли" на дефицит.

            - В следующем году регион планирует брать кредиты, займы?

            - Хочу сказать, что мы больше не наращиваем свой долг. То есть наша политика снижения дефицита как раз приводит к тому, что долг не растет такими темпами, какими он рос ранее. Наша задача - удержать его в объемах не более 50% от суммы так называемых собственных доходов для того, чтобы он был экономически безопасным. Поэтому, если вы посмотрите структуру этого долга, то увидите, что половина приходится на бюджетные кредиты.

            Еще один пример оптимизации долга - это решение правительства РФ о замене валютного долга рублевым для нашего и еще нескольких регионов. Для нас было большим профессиональным счастьем. Это старая история еще с прошлого века, когда предприятие в моногороде еще в 90-х годах брало кредит под гарантии правительства, потом это стало нашими обязательствами. Но сегодня этот долг не зависит от курса валюты, и мы его платим регулярно, выполняем свои обязательства.

            Кроме того вы можете увидеть, что у нас нет долга перед коммерческими банками. Мы выпускаем ценные бумаги, у нас было уже пять выпусков. Все облигации очень хорошо обращаются на рынке, они - высококотировальные, все находятся в ломбардном списке. Это говорит об их очень высокой устойчивости. И в прошлом году Оренбургская область - единственная выкупила свои облигации. До нас это делали только два наших самых крупных субъекта РФ, более никто. Выкупили мы их не просто, а не дороже 100% от их стоимости. И не только уменьшили сумму долга на 2,7 млрд рублей, но и, соответственно, уменьшили на годы вперед расходы на обслуживание этого долга. Поскольку не надо будет больше платить по ним никаких выплат. Мы применяем разные инструменты в управлении долгом, считаем каждую копейку. И вот за последние 3 года, наши специалисты посчитали, что на применении системы разных инструментов управления долгом мы сэкономили 1,6 млрд рублей. Это за 2013, 2014 и 2015 годы. И мы ставим задачу сегодня на 2017-2018 годы - подойти к бездефицитному бюджету для того, чтобы пережить это непростое время и посмотреть со стороны - как можно развиваться, не занимая средств на рынке, изучить внутренний потенциал.

            - Какие-то моногорода Оренбургской области претендуют на получение статуса территории опережающего социально-экономического развития?

            - Тот моногород, о котором шла речь, - Новотроицк, - он сегодня входит в эту программу. У нас сегодня и руководство города, и представители министерства экономического развития, которые занимаются этой темой, они все учатся в Сколково. Так что, думаю, там будут новые проекты и будут новые совершенно подходы.

            - То есть непонятно пока, когда статус будет присвоен?

            - Нет, он уже есть. Они попали в эту программу.

            - Коснулось ли бюджета Оренбургской области введение понятия "консолидированный налогоплательщик"?

            - Если наша экономика зависит от углеводородного сырья, то, естественно, эта тема коснулась с 2013 года. Мы, конечно, это ощущаем. У нас два основных налогоплательщика. Вы, конечно, знаете, что Газпром является примером "консолидированного налогоплательщика". Поэтому, конечно, всё то, что в этой сфере происходит, безусловно, отражается и на бюджете Оренбургской области.

            - Частные организации привлекаются к оказанию бюджетных услуг и насколько широко?

            - Конечно, привлекаются частные организации. У нас увеличивается сейчас количество частных школ. Если года три назад их было две только в крупных городах, то сегодня - около десятка. Сейчас есть тенденция к созданию частных детских садов. Есть у нас даже пример довольно крупного комбината дошкольного, который построили инвесторы в регионе.

            Также это сфера малоэтажного пригородного строительства. Инвестор - сознательный, то есть, не только строит жилье, но и развивает инфраструктуру. Для таких инвесторов есть поддержка в виде субсидий из федерального бюджета от министерств экономического развития РФ. Кроме того мы увеличили свою долю господдержки против той, которую дает Минэкономразвития, для того, чтобы инвестор понимал, что мы очень заинтересованы привлечь его именно в эту сферу. Сегодня это очень актуально в связи с тем, что рождаемость в Оренбургской области повысилась. Мы это очень ощущаем. Поэтому инвестор должен знать, что мы его ждем и поможем ему в реализации данного проекта.

            В сфере молодежной политики тоже проводятся мероприятия. Недавно у нас прошел Евразийский форум. Очень интересная тема - частная медицина. Тут нашей поддержки нет, она развивается достойно. И сейчас рассматривается возможность социальной поддержки населения в этой сфере. Но мы очень осторожно к этому подходим, понимая какой это контингент граждан. Мы в этой сфере осторожничаем. Есть у нас, безусловно, планы, но пока, до конца этого года мы их не реализовываем.

            - Есть ли в регионе удачные примеры импортозамещающих проектов?

            - Есть, безусловно. Как министр финансов я могу вам это доказать. Есть такой у нас налог - сельскохозяйственный. Так вот, за прошлый год он вырос в 3 раза. Он не огромный в рамках наших миллиардов, но, тем не менее, это уже показатель того, что развивается не только производство продукции, но и переработка. Мы уже видим на прилавках наших магазинов еще больше молока, кисломолочных продуктов. У нас замечательные появились сыры, колбасы. Хорошо развивается производство и переработка арбузов, и не только в Соль-Илецком районе, где традиционно это было массовым производством.

            В промышленности могу привести в пример завод буровых замков. Если раньше это закупалось за границей, то сегодня это производится у нас в Оренбурге. И это тоже очень востребованная продукция. Еще раз подчеркиваю, наш сектор экономики, который не относится к не фтегазовой отрасли, сегодня увеличивает платежи по всем основным налогам.

            - В реальном секторе экономики можете назвать предприятия, которые не только смогли выжить, но и увеличить свою эффективность?

            - Это, конечно, прежде всего, касается машиностроительного кластера. Именно эти предприятия с началом программы импортозамещения становятся стабильными плательщиками налогов. У нас есть предприятие, которое за год в пять раз увеличило объем налоговых отчислений, это - "Уральские минералы".

            В числе предприятий, увеличивших налоговые отчисления, - "Южно-уральский машиностроительный завод", тот же завод бурового оборудования, завод "Стрела" в Оренбурге. Это - налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество. То есть развитие региона - налицо.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще