Поволжье / Эксклюзив 7 декабря 2015 г. 13:32

Замначальника ГУ МЧС РФ по Оренбургской области Н.Платонихин: "Систему-112 в регионе завершат внедрять в 2017 году"

Замначальника ГУ МЧС РФ по Оренбургской области Н.Платонихин: "Систему-112 в регионе завершат внедрять в 2017 году"

            На вопросы агентства "Интерфакс-Поволжье" ответил заместитель начальника ГУ МЧС России по Оренбургской области (по антикризисному управлению) полковник внутренней службы Николай Платонихин.

            - Николай Владимирович, существуют ли в Оренбургской области проблемы внедрения системы-112?

            - Работа по созданию системы-112 в Оренбургской области проводится с 2012 года.

            Проблемных вопросов по созданию системы-112 нет, все мероприятия проводятся в плановом режиме и в соответствии с федеральной целевой программой.

            Окончательный этап внедрения системы-112 на территории Оренбургской области запланирован на  2017 год. Для этого в регионе разработана нормативная правовая база, регулирующая вопросы создания и функционирования данной системы, проведены проектные работы по созданию системы-112, подготовлены сети связи общего пользования к введению номера "112", обеспечивается организационная и технологическая основа информационного взаимодействия экстренных оперативных служб для своевременной обработки вызовов, поступающих по номеру "112", и их эффективного межведомственного взаимодействия.

            Также начата работа по обучению преподавательского состава учебно-методического центра, которые в последующем будут обучать операторов и дежурно-диспетчерского персонала системы-112. Проводится работа по информированию населения Оренбургской области об использовании номера "112" на вызовы до ввода в эксплуатацию полнофункциональной системы-112.

            - Регламентировано ли время с момента обращения гражданина по каналу связи 112 до момента оказания ему помощи?

            - При поступлении вызова оператор системы-112 определяет характер данного вызова, относящийся к компетенции экстренных оперативных служб (01, 02, 03, 04 и т.д.), регистрирует его и переадресовывает. В случае, если необходимы силы нескольких экстренных служб, он включает в конференцию несколько служб, осуществляет контроль реагирования на происшествие, анализирует и вводит в базу данных информацию. Также оператор "112" в автоматизированном режиме осуществляет ввод в базу данных основных характеристик происшествия, уточняет и корректирует действия привлеченных дежурно-диспетчерских служб, информирует взаимодействующие дежурно-диспетчерские службы об оперативной обстановке, принятых и реализуемых мерах.

            Данный алгоритм действий прописан в проектной документации по созданию системы-112 и предусмотрен техническими решениями при построении системы. А вот уже время реагирования по каждой службе регламентировано ведомственными документами, например, в пожарной охране сбор и выезд составляет 1 мин., время прибытия к месту происшествия в городах и городских округах - 10 мин., в сельской местности - 20 мин.

            - Как происходит подготовка операторов системы-112? Обязаны ли они обладать определенными знаниями (например, по оказанию психологической помощи) либо их функция заключается просто в приеме звонков и переадресованию их в определенные службы?

            - Как я уже ранее упоминал, обучение руководящего состава системы-112 и преподавательского состава учебно-методического центра ГО и ЧС, учебных пунктов федеральной противопожарной службы спланировано в образовательных учреждениях МЧС России. В последующем данными преподавателями будет проводиться первоначальное обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала (операторов) системы-112 и дежурно-диспетчерских служб, используя технические и информационные ресурсы учебного Центра обработки вызовов.

            На заседании межведомственной рабочей группы по созданию системы-112 на территории Оренбургской области принято решение проводить обучение персонала (операторов) системы-112, единых дежурно-диспетчерских служб, экстренных оперативных дежурно-диспетчерских служб (01, 02, 03, 04, службы "Антитеррор") не ранее, чем за полгода до ввода в эксплуатацию системы-112.

            Концепцией создания системы-112 предусмотрено, что должна иметься техническая возможность подключения психолога к разговору с позвонившим лицом для оказания ему экстренной психологической помощи. Применительно к нашей области и согласно проектной документации предусмотрена служба психологической поддержки, где будут заступать на круглосуточное дежурство по два специалиста в смену. В последующем при проведении опытной эксплуатации системы будет определена необходимость по привлечению данных специалистов в смене в зависимости от их востребованности и количества поступающих звонков данного характера.

            - Часто ли по каналу связи 112 поступают ложные вызова? Сколько стоит выезд экстренных оперативных служб на такой звонок, и какие виды ответственности предусмотрены для "телефонных хулиганов"?

            - В настоящий момент времени отследить по количеству звонков по номеру "112" технически не предоставляется возможности, так как данная система еще не введена в эксплуатацию.

            В настоящее время на территории Оренбургской области система-112 не создана и действует только по временной схеме. Первым этапом до создания полнофункциональной системы-112 на территории всей РФ в целях совершенствования доступа населения к услуге вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в 2014 году проведена работа по организации переадресации номера "112" для обработки вызовов с использованием интерактивной информационно-справочной системы - голосового автоответчика (услуга IVR). При дозвоне на номер "112" голосовой автоответчик в контентном меню доводит информацию в виде аудиозаписи на русском и английском языках для выбора необходимой дежурно-диспетчерской службы (01, 02, 03, 04). Если абонент с мобильного телефона по окончании двух циклов работы автоинформатора (один цикл - сообщение на русском и английском языках) не выбрал нужную ему экстренную службу, то вызов автоматически перенаправляется в единую дежурно-диспетчерскую службу соответствующего муниципального образования Оренбургской области.

            Звонки по номеру "112" с использованием услуги IVR поступают в ЕДДС муниципальных образований (оператор связи "Билайн" и "МТС") и в дежурно-диспетчерские службы "01" (оператор связи "Мегафон"). Техническая возможность по осуществлению звонков со стационарных телефонных номеров оператора связи ПАО "Ростелеком" присутствует в отдельных муниципальных образованиях: городах Орск, Новотроицк, Медногорск, Ясный и райцентре Домбаровский с последующей переадресацией в ЕДДС муниципальных образований.

            От муниципальных образований поступают обращения о "хулиганских звонках", при этом нередко из шалости звонят дети. Согласно нашей статистике, количество ложных вызовов сопоставимо с количеством выездом на реальное происшествие - в процентном соотношении это примерно 50 на 50.

            Денег за ложные вызовы ни мы, ни другие экстренные службы не берем. Но данное хулиганское деяние не сопоставимо с тем драгоценным временем, которое потребовалось бы на реальный вызов, где реально требуется помощь, а спецслужбы вынуждены ехать на вызов ложный и терять время.

            Вызов из хулиганских побуждении "скорой помощи", полиции или пожарных (а в особо "трудных" случаях и всех вместе) карается законом. Называется это "заведомо ложный вызов специализированных служб". Если вы вызываете спецслужбы, не имея для этого никаких причин, давая ложный адрес, вас могут привлечь для начала к административной ответственности.

            Ответственность за данные действия предусматривает статья 19.13 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа в размере от 1000-1500 рублей. К административной ответственности может быть привлечено только вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Ложное же сообщение о теракте подразумевает ответственность уголовную. По статье 87 УК РФ уголовную ответственность несут лица, достигшие возраста 14 лет.

            - Как часто в регионе происходят тренировки по отработке ликвидации последствий ЧС?

            - Тренировки по отработке ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Оренбургской области проходят ежесуточно. Согласно ранее утверждённому графику, ежесуточно тренируются ОДС ЦУКС и органы повседневного управления муниципального образования ЕДДС МО, также дополнительно еженедельно по четвергам проходит комплексная тренировка одного муниципального образования и дополнительно есть внеплановые тренировки по неблагоприятным погодным явлениям. Кроме того, в области ещё проходят КШУ, но об этом в следующий раз.

            Согласно ранее утверждённому графику, оперативно-дежурной сменой ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Оренбургской области" с ЕДДС муниципальных образований проведено 904 тренировки (из них 637 тренировки оценены на "хорошо", 27 тренировок оценены на "удовлетворительно", 4 тренировки оценены на "неудовлетворительно"). Внепланово проведены 236 тренировок по неблагоприятным погодным явлениям, общая оценка "хорошо".

            Темы учений и тренировок определялись исходя из особенностей муниципальных образований и задач, муниципальными звеньями ОТП РСЧС, учитывалась  специфика ЧС, произошедших на территории области, имеющихся рисков, циклических рисков и прогнозируемых ЧС и происшествий.

            - Что делать человеку, если он стал свидетелем ЧС?

            - Прежде всего, сохранять спокойствие и не паниковать. Оценить обстановку, оценить свои собственные силы, сообщить по телефону спасения и в дальнейшем действовать по обстановке.

            - Расскажите, пожалуйста, о создании, развитии и оснащении Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) муниципальных образований Оренбургской области.

            - В целях создания органов повседневного управления силами и средствами служб РСЧС муниципального уровня на территории Оренбургской области с 2010 года было принято решение о создании на территории Оренбургской области Единых дежурно - диспетчерских служб муниципальных образований (ЕДДС МО) на штатной основе.

            Организация контроля исполнения данного решения возложена на ГУ МЧС России по Оренбургской области.

            Под моим руководством была начата работа по оснащению ЕДДС муниципальных образований, организовано обучение всего диспетчерского состава в учебно-методическом центре по ГО и ЧС Оренбургской области. Также организовано проведение еженедельных заслушиваний начальников ЕДДС по вопросам организации их деятельности.

            За отчётный период проведена работа по методическому сопровождению развития ЕДДС области, прошли все запланированные рабочие встречи с ответственными должностными лицами муниципальных образований, составлены акты выявленных недостатков и планы их устранения.

            В настоящее время ЕДДС муниципальных образований области укомплектованы необходимым оборудованием и документацией на 80% от рекомендованного.

            Одним из недостатков на данном этапе развития единых дежурно-диспетчерский служб муниципальных образований является слабое оснащение оборудованием этих служб для выполнения возлагаемых задач, а порой и полное его отсутствие.

            Основные усилия ГУ МЧС России по Оренбургской области в 2016 году будут направлены на приведение единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований области в соответствие с положением о ЕДДС, оказание помощи в доработке и уточнению документов межведомственного взаимодействия, а также на работу с органами местного самоуправления по укомплектованию ЕДДС средствами связи с улучшенными характеристиками.

            Также хочу рассказать о победителях смотра-конкурса ЕДДС в Оренбуржье в этом году. Среди городских округов первое место заняла ЕДДС г. Орска, среди муниципальных районов - ЕДДС Соль-Илецкого района.