Эксклюзив 29 августа 2014 г. 11:27

Главный госинспектор по маломерным судам ГУ МЧС по Башкирии Р.Ганиев: "Характер нарушений с годами не меняется"

Главный госинспектор по маломерным судам ГУ МЧС по Башкирии Р.Ганиев: "Характер нарушений с годами не меняется"

Главный госинспектор по маломерным судам башкирского ГУ МЧС Рафаэль Ганиев в интервью агентству "Интерфакс-Поволжье" поделился мнением по проблеме обеспечения безопасности людей на реках и водоемах региона в период летнего купального сезона и рассказал об итогах профилактических мероприятий, предпринятых спецслужбами и планах на будущее.

- Рафаэль Фаритович, сколько маломерных судов зарегистрировано в Башкирии? Сократилось ли их количество по сравнению с прошлым годом, повлияло ли на это обмеление рек? Сколько рек остались судоходными в зоне вашего контроля?

- По состоянию на 27 августа 2014 года в государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Башкирия на учете стоят 19475 маломерных судов, из них 576 судов зарегистрированы в 2014 году против 591 в 2013 году, то есть существенного изменения в количестве регистрируемых ежегодно судов у нас нет.

Должен отметить, что существующее постепенное обмеление рек, протекающих по территории республики, незначительно влияет на сокращение количества эксплуатируемых маломерных судов, так как по-прежнему большая часть этих водоемов по своим характеристикам остается доступной для эксплуатации маломерных судов.

- Какие нарушения, связанные с обеспечением безопасности людей, чаще всего фиксируются на маломерных судах, меняется ли их характер по сравнению с предыдущими годами?

- Характер нарушений с годами не меняется. В основном выявляются нарушения правил эксплуатации судов, а также управление ими лицами, не имеющими на это соответствующего права. Чаще всего фиксируются факты управления судном, не зарегистрированным в установленном порядке (33 случая), а также управление судном судоводителем, не имеющем при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном (47 случаев).

- Как вы оцениваете техническое состояние прогулочных судов, осуществляющих деятельность на наиболее популярных у населения водоемах, в частности, на Нугушском водохранилище, и выполнение их экипажами правил безопасности?

- Оценка состояния маломерных судов подразделениями ГИМС производится на основе требований административного регламента министерства МЧС России о предоставлении госуслуги по освидетельствованию поднадзорных ведомству маломерных судов, утвержденным соответствующими приказами нашего министерства и постановлениями и актами правительства РФ. В соответствии с требованиями указанных нормативных документов, маломерные суда проходят освидетельствование при регистрации и затем - один раз в 5 лет после последнего освидетельствования. В целом данное требование принято к строгому исполнению госинспекторами ГИМС. Анализ проведенных первичных и периодических освидетельствований показывает, что подавляющее большинство маломерных судов на водных объектах Башкирии отвечает требованиям безопасности.

При этом имеются свои особенности по маломерным судам на Нугушском водохранилище. Здесь имеется большое количество судов типа КС, которые эксплуатируются уже более 20 лет. Все они находятся под нашим контролем, были освидетельствованы, но не все были допущены к эксплуатации в связи с техническим состоянием подводной части корпуса. Соответственно, при проведении рейдов и патрулирований на Нугушском водохранилище государственными инспекторами ГИМС ведется контроль за тем, чтобы судовладельцы не прошедших освидетельствование судов не эксплуатировали данные суда, не катали на них отдыхающих.

- Представляют ли опасность для отдыхающих на воде маломерные суда, рассекающие водную гладь? Зафиксированы ли в республике случаи неумышленных наездов на купающихся?

- Маломерные суда действительно представляют огромную опасность при условии их безграмотной эксплуатации на водных объектах. Поэтому судоводители должны строго выполнять утвержденные нормативные требования правил пользования маломерными судами на водных объектах РФ, особенно в части, касающейся вопросов превышения скорости при передвижении по водной акватории, приближения к местам массового отдыха людей на воде, передвижения в пределах судового хода, расхождения с другими судами.

К сожалению, в купальный сезон 2014 года в республике произошло одно происшествие с маломерным судном, в результате которого погибла молодая женщина. В конце июня в Мелеузовском районе на реке Нугуш женщина управляла гидроциклом, не имея на то права - у нее не было удостоверения на право управления маломерным судном, - не справилась с управлением и на большой скорости столкнулась с берегом, в результате чего погибла. Несколько лет назад гидроцикл на реке в Уфимском районе наехал на мужчину, отдыхавшего на водном матрасе, купальщик погиб.

- Налажено ли эффективное взаимодействие между ГИМС и другими надзорными органами, органами исполнительной власти?

- Да, налажено. Штат инспекторского состава ГИМС в Башкирии составляет всего 27 человек, и этого, по моему мнению, недостаточно для обеспечения эффективной контрольно-надзорной деятельности на водных объектах, если работать только самостоятельно, без взаимодействия с другими контролирующими органами. Поэтому ежегодно до начала купального сезона согласовываются планы совместных мероприятий ГИМС с подразделениями республиканских МВД, Уфимской и Стерлитамакской транспортными прокуратурами по осуществлению контрольно-надзорной деятельности на водных объектах республики. Также организовано совместное патрулирование инспекторов ГИМС с госинспекторами федерального агентства по рыболовству.

- Как поступать людям, которые самостоятельно конструируют самодельные парусные яхты? Какие условия необходимы, чтобы своими руками построенную яхту можно было зарегистрировать в ведомстве без проблем?

- Этот вопрос касается судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют указанным в техническом формуляре (паспорте). При первичном освидетельствовании подобных судов дополнительно проводятся испытания мореходных качеств - плавучести, остойчивости и непотопляемости. При постройке судна необходимо руководствоваться требованиями к безопасности маломерных судов, изложенными в техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 026/2012 "О безопасности маломерных судов".

- Необходимо ли получать права на вождение маломерных судов? Сколько стоит ежегодный техосмотр для судовладельцев?

- Начнем с определения понятия "маломерное судно". В соответствии с ФЗ от 23 апреля 2012 года N36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения понятия маломерного судна" под маломерным понимается судно, длина которого не должна превышать 20 метров и общее количество людей на котором не должно превышать 12.

Все маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, регистрируются в реестре маломерных судов в ГИМС МЧС России, за исключением шлюпок и иных плавучих средств, которые являются принадлежностями судна, - суда массой до 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

Таким образом, если маломерное судно используется в некоммерческих целях, имеет массу более 200 килограмм и мощность двигателя более 8 киловатт, то необходимо иметь соответствующее удостоверение на право управления маломерным судном.

В части, касающейся второй половины вопроса, могу сказать, что сейчас отменено понятие "технический осмотр", а введено понятие "освидетельствование", о котором я подробно говорил выше. Данное мероприятие проводится бесплатно.

- Распространены ли в Башкирии водные "такси" на небольших катерах и лодках? Выдается ли какое-то специальное разрешение на перевозку пассажиров? Как контролируется работа таких перевозчиков, ведь не секрет, что в большинстве случаев попросту нарушаются элементарные правила безопасности, в частности, допускается перегруз?

- Перевозка людей на маломерных судах, как правило, осуществляется на коммерческой основе, и суда подобного рода не входят в компетенцию ГИМС МЧС России. Данные суда занимаются перевозкой пассажиров, поэтому они должны регистрироваться в российском Речном регистре, там же проходить соответствующее освидетельствование.

Конечно же, мы ведем соответствующий контроль за подобными судами в целях обеспечения безопасности людей, перевозимых на этих судах, информируем соответствующие надзорные органы об их деятельности, пресекаем случаи перегруза.

- Как вы оцениваете организацию зимней переправы по рекам республики в прошедшем сезоне? Планируется ли что-либо улучшить в приближающемся зимнем сезоне, ведь, как говорится, готовь сани с лета?

- Традиционно на территории Башкирии в зимний период функционируют 4 ледовые переправы: на реке Белой в городе Бирске в деревне Староянзигитово Краснокамского района, на реке Уфе в селе Караидель, на реке Каме в селе Никола-Березовка Краснокамского района. Перед началом эксплуатации все ледовые переправы проходят обязательное освидетельствование ГИМС. Безопасность переправы будет обеспечена на все 100 процентов.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще