Поволжье / Эксклюзив 28 ноября 2019 г. 10:07

Глава Удмуртской республики Александр Бречалов: "Экспорт товаров из Удмуртии должен прирастать на $100-200 млн ежегодно"

Удмуртия в 2019 году увеличила объем экспорта собственной продукции за рубеж и продолжает налаживать отношения с российским и зарубежным бизнесом. В интервью "Интерфаксу" глава республики Александр Бречалов рассказал, чем удалось заинтересовать зарубежных послов, когда завершится реконструкция аэропорта "Ижевск" и почему он считает, что без перемен в регионе не обойтись.

Глава Удмуртской республики Александр Бречалов: "Экспорт товаров из Удмуртии должен прирастать на $100-200 млн ежегодно"

– Александр Владимирович, как вы оцениваете экспортный потенциал Удмуртии?

– В 2017 году, когда наша команда начала работать в Удмуртии, мы изучили экспортные возможности региона и пришли к выводу, что продукция местных предприятий конкурентоспособна в мире. Поэтому для республиканского правительства еще тогда был поставлен KPI (ключевые показатели эффективности – ИФ) в этой сфере.

Как результат – за последний год объем несырьевого экспорта из Удмуртии вырос более чем на 40%. Если в 2018 году мы продали товаров на сумму свыше $350 млн, то по итогам 2019 года их общая стоимость превысит $500 млн.

При этом в структуре экспорта низкой остается доля продукции агропромышленного комплекса (АПК). Так, в 2018 году республика реализовала сельскохозяйственной продукции на сумму более $2,5 млн. В то же время соседние регионы ежегодно вывозят товаров этой категории на несколько сотен миллионов долларов.

– Другими словами, Вы считаете перспективным развитие экспорта продукции АПК?

– Не просто перспективным, а обязательным. Потихоньку объем экспорта сельскохозяйственных товаров из Удмуртии уже растет: в 2017 году он был равен $1,7 млн, в 2018 году, как я уже говорил, – $2,5 млн.

Однако перед нами стоит задача увеличить эти темпы: в ближайшие два-три года экспорт продукции АПК должен вырасти до $10 млн.

– За счет каких мер удалось увеличить несырьевой экспорт из Удмуртии?

– Поясню на конкретном примере. На территории нашего региона производится детская мебель Polini, которая успешно продается в Германии. Но выйти на рынки соседних стран – Австрии, Швейцарии – фабрике сложнее. Мы помогаем с этим, обратившись за помощью в Российский экспортный центр, к торговым представительствам и послам этих государств, в министерство иностранных дел России. Так мы отрабатываем конкретные запросы наших предпринимателей.

Другой пример. В июле 2019 года делегация Удмуртской республики посетила с бизнес-миссией Казахстан. В ходе этой поездки я встретился с руководством "Казахстанских железных дорог" от имени девяти наших предприятий. В результате трое из них уже подписали договор на поставки продукции и услуг с оператором транспортной инфраструктуры.

В 2020 году правительство Удмуртии планирует провести шесть международных бизнес-миссий – в Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Вьетнам, а также в китайские города Шанхай и Пекин. Мы ожидаем, что это позволит на 15% увеличить экспорт с указанными странами уже в 2020 году. А в целом объем экспорта удмуртских товаров должен прирастать на $100-200 млн ежегодно.

– Недавно вы представили инвестиционный потенциал Удмуртии зарубежным послам. Какие договоренности были достигнуты на этой встрече?

– Целью этой встречи было знакомство послов с Удмуртией. Ведь, откровенно говоря, не все знают, что в нашей республике, помимо ракетных установок и стрелкового оружия, производят промышленные и пищевые товары, а также поставляют на рынок решения в сфере информационных технологий. Поэтому перед тем, как целенаправленно заниматься привлечением иностранных инвестиций в экономику региона, мы посчитали нужным цивилизованно представиться.

Для этого была подготовлена качественная презентация инвестиционного потенциала региона. Мы представили ее на площадке министерства иностранных дел России. По итогам этой встречи зарубежные послы заинтересовались Удмуртией, многие из них захотели посетить республику. Для нас это особенно ценно, поскольку направление развития въездного туризма мы считаем перспективным.

Помимо презентации инвестиционного потенциала нашего региона послам иностранных государств, моя команда совместно со специалистами Внешэкономбанка подготовила, скажем так, пошаговую инструкцию по использованию тех возможностей для вложения средств, которые есть в регионе. Их описание дополняют телефоны нашего "отдела продаж" – это первый зампред правительства и министр экономики Удмуртии.

Эту "инструкцию" мы представили на Петербургском международном экономическом форуме и получили отклики от более чем 300 компаний – как российских, так и зарубежных. Сейчас заняты рассмотрением этого пула заявок.

– Вы упомянули о том, что считаете туризм одним из перспективных направлений развития экономики Удмуртии. Обладает ли республика достаточной гостиничной инфраструктурой для этого?

– Действительно, для развития туризма нужна транспортная и гостиничная инфраструктура определенного качества. Транспортный вопрос мы решили. До Удмуртии сегодня хотят современные поезда и летают новые самолеты: 16 часов железной дорогой или 1 час 40 минут по воздуху, и вы у нас в гостях.

Но что с размещением туристов? К сожалению, те гостиницы, которые работают в Удмуртской республике, оставляют желать лучшего. Необходимы реконструкция помещений и повышение уровня сервиса. Над решением этих вопросов мы сегодня работаем, и, надо отметить, бизнес в этой сфере идет нам навстречу.

Но даже выполнив эту задачу, мы не избавимся от дефицита номерного фонда. Нужны новые гостиницы, при этом свободных и подходящих под размещение таких объектов земельных участков в регионе не так много. Тем не менее, мы сделали соответствующее инвестиционное предложение крупным и средним операторам гостиничных сетей. Думаю, что в течение следующего года сможем выйти на определенные решения.

– И все же о каком дефиците гостиничных номеров мы говорим?

– В 2017 году, когда наша команда начала работу в Удмуртии, средняя наполняемость местных гостиниц составляла 55%-60%. Сегодня этот показатель превышает 80%. А когда мы проводим крупные мероприятия, то гостей, бывает, приходится размещать не в Ижевске, а в ближайших к нему городах. Чтобы исправить эту ситуацию, нам как минимум необходимо 500 новых гостиничных номеров. И это без учета перспектив, связанных с реконструкцией взлетно-посадочной полосы нового аэропорта, что, по нашим подсчетам, должно повысить проходящий через Удмуртию пассажиропоток на 30-50 тыс. человек.

– Планируете ли привлекать инвесторов к развитию аэропорта "Ижевск"?

– Безусловно. Мы получили эту возможность благодаря тому, что правительство РФ приняло решение о выделении до 2024 года 3,3 млрд руб. на реконструкцию взлетно-посадочной полосы и плоскостных сооружений аэропорта.

Сегодня уже ведутся переговоры с одним из профессиональных операторов аэропортовой деятельности, нами составлена предварительная "дорожная карта" по реализации совместного проекта. Надеюсь, что в течение двух ближайших месяцев мы доведем этот процесс до определенного, предусмотренного законом рубежа, тогда к завершению реконструкции полосы у нас появится современный терминал аэропорта "Ижевск". Параллельно сделаем запрос на создание международного терминала. И когда в 2023-2024 году завершится реконструкция взлетно-посадочной полосы, мы закроем вопрос с качеством логистики на ближайшие 25 лет.

– Тему экономики мы затронули, теперь давайте поговорим о социальной сфере. Какие последние тенденции в этой области вы считаете наиболее важными?

– В Удмуртии сложилась крайне непростая ситуация в здравоохранении. Около 90 фельдшерско-акушерских пунктов и ключевые больницы находятся в аварийном состоянии. Некоторые из зданий, которые занимают медицинские учреждения, нужно снести, чтобы построить на их месте новые.

Финансовые затраты для этого нужны солидные, и никакие федеральные программы их полностью покрыть не могут. Можно ли найти выход из этой ситуации? Мы смогли.

Сейчас правительство Удмуртии ведет переговоры с инвесторами по поводу реализации государственно-частных проектов в сфере здравоохранения. Один из них – создание новой больницы. Если сравнить предложение бизнеса с проектом, разработанным профильным министерством, можно увидеть, что многие параметры – например, по количеству врачей и медицинского оборудования – схожи, однако в оценке числа необходимого персонала есть существенное различие. В государственном варианте речь идет о 176 сотрудниках, в частном – всего о 29-ти.

Ожидаем, что такой подход позволит не только сэкономить бюджетные средства, но и организовать более эффективную работу тех же больниц. Как следствие – качество оказываемых гражданам услуг, в том числе по программе обязательного медицинского страхования, должно улучшиться.

Я надеюсь, что в течение ближайших двух-трех лет такие проекты в Удмуртской республике будут реализованы.

– Речь идет о реализации проектов государственно-частного партнерства и по ремонту фельдшерско-акушерских пунктов?

– Инвесторов прежде всего интересуют более капиталоемкие проекты. Например, в поселке Балезино на условиях ГЧП открылась амбулатория, что позволило сэкономить 12 млн руб. бюджетных средств. Сегодня здесь ежегодно обслуживают 26 тыс. пациентов, 24 тыс. из них – по программе ОМС. Ни одной жалобы от населения, а зарплаты медицинских специалистов выше, чем в среднем по региону.

Конечно, реконструкция и строительство ФАПов не столь рентабельны для инвесторов. Нам нужно будет подумать о том, как компенсировать затраты предпринимателей, которые возьмутся работать с этими объектами.

– Как выстраиваются отношения республиканского правительства с концессионером моста через реку Каму?

– У нас сложились нормальные рабочие отношения. Но вопрос платы за проезд по мосту до конца не урегулирован: по нашему мнению, она слишком велика – больше, чем стоимость парома, который раньше здесь ходил. Это создает социальную напряженность, в частности в Камбарском районе. Мы ищем варианты решения этой проблемы.

Одним из них может стать строительство скоростной трассы "Казань – Екатеринбург", проект которой разрабатывает правительство РФ. По планам эта трасса пройдет через мост, о котором мы с вами говорим. Это повысит дорожный трафик, что позволит снизить стоимость проезда.

– Как планируете выстраивать работу с новым концессионером теплосетей города Сарапула – Губахинской энергетической компанией? Предприятие имеет задолженность перед "Газпромом"

– Правительство Удмуртии пыталось найти точки соприкосновения с концессионером в течение года, за этот срок его задолженность за потребленный газ только увеличилась. И на таком фоне компания позволяла себе дорогостоящие покупки, не связанные с операционной деятельностью. Сейчас к решению вопроса подключены правоохранительные органы. Мы будем расторгать концессионное соглашение с этими людьми, потому что свои обязательства они не выполнили.

– В какие сроки планируете расторгнуть концессионное соглашение?

– Процесс уже запущен, проходим необходимые бюрократические процедуры. С таким "бизнесом" мы работать не намерены.

– Может ли эта ситуация сказаться на теплоснабжении Сарапула в осенне-зимнем сезоне?

– Ни в коем случае. Обстановку в городе мы отслеживаем в ежедневном режиме. В случае возникновения чрезвычайной ситуации готовы поддерживать обеспечение энергоресурсами жителей и предприятий Сарапула.

– В правительстве Удмуртии проводится административная реформа. Как планируется оптимизировать структуру?

– Как раз на днях руководитель администрации главы и правительства Удмуртской республики Сергей Смирнов заявил об изменении структуры этого органа. Из восьми его заместителей останется только половина. Кроме того, будут объединены некоторые управления. Аналогичные процессы идут и в наших ведомствах.

К сожалению, они ведут к сокращению сотрудников. Но это единственно верный в сложившихся условиях подход. Речь идет не только о потенциальной экономии бюджетных средств, но и о необходимости выстроить эффективную систему управления регионом. Если мы хотим конкурировать с другими субъектами РФ, то должны избавиться от мысли, что республиканское правительство и муниципалитеты являются главными работодателями для населения. Наша задача иная – создать удобные условия для деятельности бизнеса, который и будет создавать рабочие места для жителей.

Поэтому административная реформа будет продолжена. И не только в правительстве республики, но и, надеюсь, в муниципалитетах.

– Подсчитывали ли Вы, сколько бюджетных средств удастся сэкономить за счет реализации административной реформы?

– Уже проведенные нами мероприятия позволят ежегодно экономить почти 560 млн руб. Это стоимость строительства одной новой школы или двух детсадов. Наполнение одного бюджетного рубля, который платят жители региона в качестве налогов, становится кардинально иным: он идет не на содержание чиновничьего аппарата, а на конкретные действия по улучшению качества жизни.

– А планируете ли проведение муниципальной реформы – объединений поселений в границах районов в единые административно-территориальные округа?

– Такой процесс в Удмуртской республике уже идет. В него вовлечено 11 из 25 наших районов. Обсуждения на местах проходят непросто, но мы признаем справедливость возникающих у населения вопросов и не планируем задействовать здесь административный ресурс. При всем этом нужно понимать, что при сохранении прежней конструкции государственного и муниципального управления мы не сможем эффективно развивать регион. Другого пути, кроме как перемен, у нас нет.