Точка зрения 19 марта 2015 г. 17:40

Дали задний ход

Interfax-Russia.ru – Концерн General Motors закрывает свое производство в России. Эксперты и чиновники считают, что это, вероятней всего, проблема компании, а не страны.

Компания General Motors (GM) приняла решение в середине 2015 года прекратить производство автомобилей на своем заводе в Санкт-Петербурге, открытом в 2008 году. Также в этом году прекратится контрактная сборка автомобилей марки Chevrolet Aveo на мощностях группы "ГАЗ" в Нижнем Новгороде, а производство в Калининграде остановили еще в начале марта. Продавать Opel в РФ тоже перестанут.

"Opel полностью покинет российский рынок к концу декабря 2015 года", - отмечается в сообщении компании.

Также в России решено прекратить продажи автомобилей Chevrolet массового сегмента. При этом GM продолжит исполнение гарантийных обязательств, поставку запчастей и сервисное обслуживание в РФ. Сейчас концерн принял решение сфокусироваться на премиальном сегменте российского рынка за счет бренда Cadillac и ряда моделей марки Chevrolet: Corvette, Camaro и Tahoe.

По словам представителя концерна, завод в Питере прекратит производство автомобилей по полному циклу в марте. Крупноузловая сборка автомобилей сохранится до конца июня. Однако продавать или вывозить оборудование предприятия концерн пока не собирается, потому что пока речь идет не о полной ликвидации производства, а лишь о его консервации – до лучших времен.

Тысяча без работы

Завод в Петербурге производит модели Chevrolet Cruze и Opel Astra. Крупноузловым методом завод собирает Chevrolet TrailBlazer, а также ряд моделей Cadillac. Проблемы у предприятия начались в октябре 2014 года, когда завод перешел на работу в одну смену. В рамках сокращения GM тогда предложил сотрудникам компенсации. До сокращения рабочих смен на предприятии работало около 2 тысяч человек.

Однако даже после осенних сокращений на заводе все еще работает большое количество людей. GM опубликовал релиз, в котором сообщил, что предложит работникам предприятия при сокращении хорошие выплаты.

"На заводе работает порядка 1 тыс. сотрудников. Им предложена компенсация в размере семи окладов", - сказал "Интерфаксу" представитель GM. Часть сотрудников примет участие в консервации завода, однако "это совсем небольшое количество", отметил он.

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко поручил проконтролировать ситуацию с занятостью сотрудников завода GM.

"Губернатор поручил главе комитета по труду и занятости Дмитрию Чернейко взять ситуацию на контроль: очевидно, будет объявлено сокращение. Как бы ни складывалась ситуация, в правительстве надеются, что сокращение будет проходить в рамках действующего законодательства", - сообщил пресс-секретарь главы города Андрей Кибитов "Интерфаксу".

Он отметил, что в северной столице открыто около 55 тыс. вакансий, 80% из которых составляют вакансии на производстве. В Смольном не сомневаются, что сотрудники завода смогут найти другую работу.

Еще одна площадка, на которой собирались автомобили концерна, - калининградский "Автотор". Однако это предприятие полностью прекратило производство автомобилей еще в начале марта, сообщил "Интерфаксу" представитель концерна.

"Последними автомобилями GM, сошедшими с конвейера предприятия в начале марта, стали автомобили марок Opel и Chevrolet. До этого момента и в течение предыдущих нескольких лет GM постепенно переводил производство своих автомашин из Калининграда на завод в Санкт-Петербург", - сказал представитель "Автотора".

При этом президент ООО "Автотор Холдинг" Валерий Драганов не исключает, что существовавшие ранее планы сотрудничества с GM могут быть реализованы в будущем.

"Если в дальнейшем ситуация на рынке позволит GM вернуться к производству в России, "Автотор" готов следовать ранее намеченным масштабным планам по сотрудничеству в рамках автомобильного кластера в Калининграде и позитивно воспримет возвращение GM в число его участников", - сказал Драганов.

Из подразделений GM в России продолжит работу лишь совместное предприятие с ОАО "АвтоВАЗ", которое по-прежнему будет производить и продавать Chevrolet Niva текущего поколения.

Всего компания потратит на реструктуризацию бизнес-модели в РФ довольно много денег - около $600 млн. Средства будут направлены на стимулирование продаж, трансформацию дилерской сети, отмену контрактов и на покрытие расходов, связанных с сокращением сотрудников.

Неудачная стратегия

Политическая версия ухода американской компании из России неверна, считают эксперты. Компания решила закрыть производство, потому что начала испытывать трудности с продажей авто в России, рассказал пресс-секретарь главы Санкт-Петербурга Андрея Кибитова.

"Уровень продаж Chevrolet и Opel не устраивал компанию, продавались они не очень хорошо. В 2014 году завод четырежды объявлял о простое - это доказывает, что были сложности в реализации продукции", - подчеркнул Кибитов "Интерфаксу".

Отсутствие политической подоплеки закрытия производств GM в России журналистам подтвердил также министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, добавив, что оно связано исключительно с экономической стратегией предприятия.

"Что касается GM, то это ошибка изначальная в стратегии компании в части модельного ряда и уровня локализации. 25% (уровень локализации - ИФ) - естественно, при сегодняшнем курсе рубля к иностранной валюте невозможность конкурировать с южнокорейскими компаниями, которые свой уровень локализации уже подняли свыше 50%", - сказал министр.

По словам источника "Интерфакса" в автомобильной отрасли, концерн принял решение свернуть свою деятельность в РФ из-за невозможности выполнить требования постановления N166, регулирующего правила промышленной сборки.

"Правила промсборки предполагают выход на производственные мощности на уровне 250-300 тыс. автомобилей в год. Учитывая, что у них продажи упали "в ноль", смысла в дальнейших инвестициях, я так понимаю, не было. И они заморозили все, что можно было заморозить. А чтобы совсем не уходить, оставили лазейку в виде "премиума", - считает собеседник агентства.

По его словам, компания может поставлять свою продукцию в Россию и из других стран.

"GM очень активно инвестирует в свой завод в Узбекистане и оттуда может поставлять в Россию все без пошлин. Сейчас там производится как минимум одна модель для российского рынка - Chevrolet Cobalt. Они могут развернуть там производство любой модели, если поймут, что рынок наш работает, при этом ничем не рисковать", - сказал собеседник "Интерфакса".

Одна уйдет, другие останутся

Вряд ли уход GM можно рассматривать как начало новой негативной тенденции. По словам пресс-секретаря главы Санкт-Петербурга Андрея Кибитова, действующие в Петербурге автозаводы не только не планируют останавливать конвейеры, но и наращивают объемы производства. Глава Минпромторга Денис Мантуров также заявил журналистам, что пока не наблюдает тенденций для ухода других мировых автоконцернов с рынка РФ.

В Кремле хоть и сожалеют об уходе GM из России, но напоминают, что вакуума на рынке не бывает.

"Конечно, можно выразить сожаление. Но, с другой стороны, на рынке вакуума не бывает. И если уходит одна компания, ее место сразу заполняют другие компании", - сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков журналистам.

Действительно, другие автопроизводители от российского рынка отказываться не собираются. Так, в пресс-службе Ford "Интерфаксу" заявили, что компания остается в России.

"Мы остаемся, планируем запуск новых моделей. Объемы инвестиций сохраняются. В этом году планируется открытие завода по производству двигателей", - сказал "Интерфаксу" представитель компании.

Сохраняют планы и в Peugeot-Citroen - по словам представителя французского концерна, компания не планирует сворачивать деятельность в РФ, равно как и закрывать завод.

В пресс-службе Ижевского автозавода "Интерфаксу" сообщили, что предприятие продолжит производство автомобилей Nissan, никакой информации о планах альянса Renault-Nissan о его переносе или остановке не поступало.

По словам Мантурова, сейчас чем ниже локализация производства в России, тем хуже себя чувствует компания. По этому показателю в сходной с GM ситуации оказался немецкий концерн Volkswagen, что чисто теоретически может быть проблемой. Кроме того, с января 2015 года приостановил отгрузку своей продукции в Россию южнокорейский автопроизводитель SsangYong, сообщило агентство Reuters. Причиной такого решения стало ослабление рубля и сокращение спроса со стороны российского потребителя.

Наряду с неустойчивым общим экономическим положением, причиной падения спроса на автомобили в России может быть непопулярность предложенных Минпромторгом мер по стимулированию продаж, рассказал Interfax-Russia.ru представитель одной из крупнейших в России автоторговых компаний.

"Политика Минпромторга по стимулированию спроса оказалась несостоятельной: слишком долго и слишком поздно. Автокредиты год не могут запустить, а когда запустят, то уже с устаревшими ценами. Программа утилизации вообще не работает", - считает собеседник портала.

Однако в Кремле считают, что скоро стагнация в сфере продаж автомобилей сменится ростом, а потому компании, которые уходят с рынка в период падения, теряют будущую выгоду.

"Компания (которая уходит с рынка - ИФ), к сожалению, заранее ставит себя в невыгодное положение на тот период, когда рынок перейдет в фазу активизации, поскольку все равно все развивается по синусоиде. И падение продаж, например, сейчас, сменится достаточно бурным ростом", - выразил уверенность пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

Обозреватель Елизавета Паршукова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще