Смертельные игры

Interfax-Russia.ru – Американские эксперты считают, что усыновленный парой из США Максим Кузьмин убил себя сам. Его брату уже нашли новую семью, и шансов вернуть его в РФ практически нет.

Результаты американской судебной экспертизы подтвердили, что приемные родители трехлетнего Максима Кузьмина не виновны в его гибели. Специалисты убеждены, что ребенок сам нанес себе смертельную травму, играя с братом на детской площадке во дворе дома. Впрочем, в РФ ситуацию видят по-своему и собираются затребовать все документы, касающиеся обстоятельств смерти ребенка. Кроме того, россияне все еще надеются отменить усыновление и вернуть младшего брата Кирилла на родину. Хотя шансов на это практически нет.

Игры на грани

Трехлетний Максим Кузьмин стал двадцатым усыновленным в России ребенком, погибшим на территории США. Впрочем, трагедия отразилась не только на жизни приемной семьи Шатто, но и на межнациональных отношениях – ведь как и прежде РФ и США по-разному смотрят одну и ту же ситуацию.

По словам приемной матери Лауры Шатто, в конце января братья играли на детской площадке во дворе, а она наблюдала за ними из дома. Внезапно старший ребенок упал в обморок. Тогда она перенесла его в дом, вызвала спасателей и пыталась оказать первую помощь. Но это не помогло, и Максим скончался в больнице.

На теле мальчика врачи обнаружили гематомы, к тому же его приемный отец Алан Шатто рассказал полиции, что ребенку давали сильнодействующий психотропный препарат "Риспердал", потому что он был гиперактивным ребенком.

"Он отказывался подчиняться нам, родителям. Это все из-за детдомовского прошлого мальчика и из-за жестокого обращения с ним российского представителя агентства по усыновлению "Глэнди Сентер фор адопшн". Все это и стало причиной "неадекватного поведения" Макса. Мы прекратили за день до его гибели давать "Риспердал" так как он едва не задохнулся", – цитирует слова приемного отца детский омбудсмен Павел Астахов.

Несмотря на международные договоренности, в РФ о гибели своего гражданина узнали лишь в феврале. Причем, не от американских представителей, а от самого Павла Астахова. Он же озвучил первые выводы местной полиции, предположившей, что в смерти усыновленного ребенка может быть виновна его приемная мать. Это стало поводом для возбуждения в РФ в отношении усыновителей уголовного дела по ст. 105 УК РФ (убийство). Хотя в США и настаивали, что до заключения судмедэкспертов бессмысленно делать какие-либо умозаключения.

Обсуждение дела подстегнули выводы экспертов, установивших, что Максим Кузьмин умер в результате несчастного случая. Как заявил (http://www.bbc.co.uk/news/world-us-canada-21638241) телекомпании Би-би-си шериф округа Эктор (штат Техас) Марк Доналдсон, ссылаясь на данные судмедэкспертизы, ребенок умер из-за внутреннего разрыва артерии, наступившего в результате травмы тупым предметом. Причем, по мнению экспертов, травму мальчик нанес себе сам. Шериф также отметил, что синяки, обнаруженные на теле Максима Кузьмина, он получил без постороннего вмешательства. Кроме того, в организме ребенка не нашли следов лекарственных препаратов, отметил шериф.

Хотя незадолго до оглашения результатов экспертизы детский омбудсмен Павел Астахов процитировал данные предварительного патологоанатомического исследования, согласно которым травмы ребенок мог получить вследствие сильного удара.

Кроме того, он привел слова следователей местного управления шерифа Итона и Джонса, согласно которым определить настоящую причину гибели ребенка практически невозможно. Он также отметил, что сотрудники полиции США считают, что происшествие с Максимом Кузьминым не похоже на естественную смерть.

"Гибель ребенка Макса Алана Шатто относится к тем редким случаям, когда крайне сложно определить настоящего преступника. К сожалению, нет ни одного свидетеля - очевидца инцидента. Мать мальчика Лаура Ле Энн Шатто может быть не единственным подозреваемым. Мы также продолжаем расследование и в отношении отца Аллана Гари Шатто. Расследование в отношении обоих усыновителей будет продолжено", - озвучил детский омбудсмен слова следователей.

В посольстве США в Москве подчеркивают, что результаты экспертизы не позволяют возбудить уголовное дело в отношении кого-либо. Однако, по мнению окружного прокурора, после завершения расследования он определит, есть ли основания для предъявления супругам Шатто обвинений в небрежном надзоре за ребенком или нанесении ему телесных повреждений "по ошибке или в результате упущения".

В свою очередь, уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов считает выводы экспертов "неокончательными". Он отметил, что в соответствии с обнародованной 1 марта официальной версией, причиной смерти Максима Кузьмина стал "случайный разрыв брыжейки тонкой кишки".

"Результаты предварительной патологоанатомической экспертизы показали, что многочисленные повреждения и синяки на теле мальчик "нанес себе сам". Исходим из того, что речь идет о неокончательных выводах расследования", – подчеркивается в заявлении уполномоченного, размещенном на сайте МИД РФ.

Поэтому в России ждут максимально полных сведений о ходе и результатах дознания. Как подчеркнул Константин Долгов, "мы опять получили информацию в связи со смертью Максима Кузьмина не от официальных представителей США, а из СМИ".

"Требуем от американской стороны предоставления российским дипломатическим и консульским представителям в США соответствующих судебно-медицинских документов, включая свидетельство о смерти Максима Кузьмина, а также возвращения его российского паспорта (чего до сих пор не было сделано)", – заявил Константин Долгов, отметив, что "только на основании ознакомления с этими документами можно будет сделать предметные выводы об обстоятельствах смерти российского ребенка и определиться с нашими возможными дальнейшими шагами".

Двадцатый и последний?

Пока в США разбираются с причинами гибели Максима, в России развернулась целая кампания за возвращение его младшего брата Кирилла на родину. Так, вскоре после сообщения о трагедии в Пскове (детей усыновили из детского дома в Псковской области) нашлось несколько семей, готовых усыновить его. О желании воспитывать ребенка заявила и его биологическая мать Юлия, но даже ее родственники выступают против такого решения.

Кроме того, местные власти пытаются выяснить, насколько законной была сама процедура усыновления, и почему пары, которые по документам претендовали на роль усыновителей братьев Кузьминых, в итоге отказались от своих решений.

По данным "Известий", братья могли попасть в одну из шести семей, живущих в Псковской области и Москве. Однако по неизвестным причинам все они изменили свое решение, поэтому детей отдали супругам Шатто.

"Как выяснилось, российские семьи даже не подозревали о существовании братьев Кузьминых, и их данные, предположительно, использовали для того, чтобы убедить суд отдать детей американцам (…). Причем только напротив трех фамилий стоит отметка, что потенциальные опекуны выбрали другого ребенка, остальные либо ознакомлены с делом, либо вообще прочерк", – цитирует издание слова источника в правоохранительных органах Псковской области.

По словам сотрудницы отдела опеки и попечительства управления соцзащиты Псковской области Валентины Черновой, никто из россиян не захотел взять опекунство над братьями, и все отказы оформлены официально. Газета даже узнала имена людей, претендовавших на опекунство, и поинтересовалась у них, почему они изменили свое решение.

"Фактически все российские усыновители, указанные в документах, отрицают, что им предлагали усыновить Максима Кузьмина, поэтому прокурорам предстоит проверить подлинность представленных в суд бумаг", – сообщает издание.

Уже известно, что проверка законности усыновления должна завершиться к концу марта. В то же время в прокуратуре Псковской области заявляют, что в статье содержатся конфиденциальные сведения о потенциальных российских усыновителях, которые не подлежат разглашению в соответствии с законом о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Кстати, пока в РФ решают, как добиться возвращения младшего Кузьмина на родину, в США мальчику уже подыскали новую приемную семью. Правда, в Москве настаивают на дополнительной проверке новых усыновителей. И все еще надеются вернуть мальчика в Россию.

Теоретически шанс на это действительно есть. Хотя определенные юридические сложности тормозят процесс.

Как пояснил каналу Си-би-эс местный прокурор Скотт Лаих, единственная возможность вернуть Кирилла в Россию – новое усыновление, заявку на которое должна подать биологическая мать ребенка. Вместе с тем, нынешние приемные родители должны быть лишены всех прав на ребенка. А такой ход событий маловероятен.

В то же время, в РФ думают, как обезопасить жизнь детей, усыновленных американскими парами. Пока речь идет о механизме, который позволил бы облегчить российским дипломатам мониторинг за усыновленными детьми, живущими в американских семьях. Впрочем, и это не гарантирует, что "черный список" погибших российских детей не пополнится новыми именами.

Обозреватель Татьяна Кочеткова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".