Interfax-Russia.ru – Главного военного медика РФ подозревают в попытке нажиться на закупке томографа. Кроме того, он по материалам следствия, подумывал и об убийстве свидетеля.
То, что главный военный медик генерал-майор Александр Белевитин и его подчиненный полковник Алексей Никитин стали фигурантами громкого коррупционного скандала, в пресс-службе Минобороны подтвердили лишь утром 2 июня. Там не стали распространяться о деталях дела, однако упомянули, что на время следствия Белевитин с Никитиным отстранены от занимаемых должностей.
К тому времени оба подозреваемых уже были задержаны. 1 июня оперативно-следственные группы искали их в рабочих кабинетах и в служебных квартирах в Санкт-Петербурге. Однако застать обоих удалось лишь в Москве.
По информации "Коммерсанта" Никитин не собирался так просто сдаваться и даже вступил с оперативниками в рукопашную схватку. Но у тех был численный перевес. Белевитин, в свою очередь, сначала закрылся в квартире коллеги, но после атаки на дверь тараном решил не мешкать и сдался властям.
Оба военных проходят подозреваемыми по делу, возбужденному по ч.4 ст.290 УК РФ (получение взятки). В случае доказательства их вины им может грозить до 10 лет лишения свободы. При этом, как сообщают в СК РФ, подозреваемые уже дали признательные показания.
По материалам дела, в 2009 году генерал-майор Александр Белевитин вместе со своим подчиненным Алексеем Никитиным обеспечили медицинской организации "Динаинтернешнл" победу в тендере на поставку магнитно-резонансного томографа стоимостью 120 млн рублей.
За это, если переводить материалы следствия на общедоступный русский язык, они получили довольно приличный "откат". Так, в апреле 2010 года руководитель организации, гражданин Индии, в качестве оплаты за оказанную услугу передал Белевитину и Никитину 4 млн 700 тыс. рублей. Подобная "транзакция" прошла через человека по фамилии Вилькин.
Кстати, именно благодаря ему у следствия сейчас есть такие показания - по данному делу Вилькин проходит свидетелем. Впрочем, похоже, у него не было другого выбора. Ведь согласно оперативным аудиозаписям, Белевитин с Никитиным обсуждали возможность устранения Вилькина, если он даст признательные показания.
Вилькина, по данным следствия, намеревались "убрать" под видом оказания медицинской помощи. Свидетель сам обратился в правоохранительные органы с сообщением о планируемом на него покушении.
Источник в суде сообщил "Интерфаксу", что речь идет о заместителе министра здравоохранения Алексее Вилькине, который проходит обвиняемым по уголовному делу о взяточничестве при закупке медоборудования. Однако официальные органы это не подтвердили.
Главное военно-медицинское управление (ГВМУ) Минобороны РФ Александр Белевитин возглавлял с июня 2009 года. За это время он успел "отметиться" не только в деле с закупкой томографами.
Ранее фамилия Белевитина фигурировала в скандале с военной формой от Валентина Юдашкина. Выяснилось, что после ее введения в армии военные стали чаще болеть простудными заболеваниями. Специалисты высказали подозрения, что новая форма не спасает солдат от переохлаждения.
В феврале 2011 года главный военный медик Белевитин заявил, что он не связывает рост заболеваемости с новой формой. Генерал-майор "кивнул" на плохую физическую подготовку и, по сути, посоветовал заниматься физкультурой.
Так, привел данные Белевитин, количество заболевших простудными заболеваниями в алабинской бригаде, где военнослужащие усиленно занимаются физкультурой, ниже в пять раз, чем в среднем в армии.
"Заболеваемость, по данным командира бригады, по данным наших врачей, среди военнослужащих, которые усиленно занимались физической подготовкой, по данным годового отчета, заболеваемость простудными заболеваниями в пять раз ниже", - сказал он.
Эффективная и планомерная физическая подготовка, как известно, усиливает иммунную систему человека, добавил генерал. Ранее он обещал устроить вакцинацию от простудных заболеваний еще на призывном пункте.
Другим заметным "свершением" в бытность Белевитина главным военным медиком стало то, что число военных медицинских заведений в России с 2010 года сократилось до одного (раньше подготовкой кадров занимались Саратовский, Томский и Самарский военно-медицинские институты и военные кафедры в мединститутах). Вся подготовка военных медиков ушла в одно учреждение - Военно-медицинскую академию имени Кирова (ГВМУ) в Санкт-Петербурге, которую, разумеется, возглавлял сам Белевитин.
Некоторые эксперты высказали опасение, что подобное сокращение фактически ликвидирует отечественную военную медицину – офицерский корпус в медицине только в 2009 году сократился в три раза. Однако, по мнению генерал-майора Белевитина, закрытие вузов наоборот позволит готовить для армии высококлассных специалистов, а не выпускать "троечников в офицерских погонах".
Его подчиненный и будущий подозреваемый полковник Алексей Никитин сообщал, что действительно около 22% военврачей профессионально непригодны. Вместе с тем, он признавался, что с сокращением офицеров-медиков в свое время "кое-где наломали дров". Никитин, кстати, до марта 2011 года был заместителем начальника ГВМУ. А в марте 2011 года указом президента был назначен начальником 2-го управления ГВМУ.
Впрочем, коллеги Белевитина были удивлены его внезапным арестом. Возглавляемая им Военно-медицинская академия имени Кирова в Санкт-Петербурге продолжала работать в обычном режиме, несмотря на задержание своего начальника.
"Пока у нас никак не изменился рабочий процесс. Мы все ждем его как всегда, ведь он работает по своему графику - то в Москве, то в Петербурге", - сообщили "Интерфаксу" в академии, когда об аресте генерал-майора уже пошли первые слухи.
Собеседник агентства добавил, что в последний раз Белевитин был в академии в понедельник (30 мая - ИФ), а затем уехал по рабочим делам в Москву. "И мы очень надеемся, что в ближайшее время, и не только в ближайшее, ничего в академии и в работе начальника не изменится", - выразил надежду источник.
Однако у следствия и суда, как выяснилось, несколько иные планы.
Под арестом генералу Белевитину и его подчиненному придется остаться, как минимум, до 1 августа. Суд удовлетворил ходатайство главного военного следственного управления, и отказал защите подозреваемого в возможности отпустить генерала за залог в 2 млн рублей. Суд также не принял доводы защиты Никитина о том, что его здоровье не позволяет ему находиться под стражей.
Впрочем, адвокаты обоих подозреваемых уже заявили, что они будут обжаловать это решение.
Интересно, что на томографах "погорели" карьеры уже нескольких высокопоставленных чиновников. Но, пожалуй, впервые военного.
Так в апреле 2011 года за попытку махинаций с закупкой томографов к трем годам колонии общего режима приговорили бывшего сотрудника контрольного управления президента РФ Андрея Воронина. Он решил нажиться на скандале с томографами и сообщил о создании "черного списка" предприятий, которые больше не допустят к госзакупкам. За исключение из этого предполагаемого списка Воронин и требовал у владельцев компаний по 1 млн долларов. Однако таким предложением всерьез заинтересовались лишь правоохранительные органы.
Куда более основательно "сел" бывший глава ульяновского Минздрава Федор Прокин. За "мошенничество с использованием служебного положения, совершенное группой лиц в особо крупном размере" (ущерб при закупке был оценен в 90 млн рублей), его в декабре 2010 года приговорили к 8,5 лет колонии общего режима. Правда, суд в марте 2011 года уменьшил срок заключения Прокину и его подельникам на год.
Что касается коррупции на высших уровнях силовых и армейских структур, то пока коллегой Белевитина по "печальной карьере" остается лишь генерал-лейтенант милиции Александр Боков. Его подозревают в вымогательстве около 50 млн долларов. Он до сих пор под арестом и уже потерял свою должность - директора Бюро по координации борьбы с организованной преступностью на территории государств-участников СНГ.
Главного военного медика, скорее всего, ждет та же участь.
Обозреватель Алексей Дружников