Горячая финская опека

Interfax-Russia.ru – Семилетний Роберт Рантала, которого финские органы опеки разлучили с русской мамой и финским папой, останется в приюте еще на полгода. Матери запретили говорить с сыном по-русски.

Инга Рантала живет в Финляндии уже 10 лет, она работает переводчиком. Ее муж – гражданин Финляндии Вели-Пекки Рантала. Семь лет назад у них родился сын Роберт, он их единственный ребенок. После событий, о которых пойдет речь в этой публикации, Инга сможет видеться с сыном лишь два раза в неделю и разговаривать с ним только по-фински. Кроме того, Роберт отныне не имеет права ходить в школу и посещать любимую им хоккейную секцию.

Сама Инга Рантала попала под следствие за мелкое избиение сына, о котором тот якобы проболтался в школе. По словам родственников Роберта, ребенок теперь сожалеет о неосторожных словах и уже говорит, что его никто не бил, а просто наказал, как наказывают своих детей большинство родителей во всем мире. К тому же, объясняют близкие ребенка, у финских органов опеки нет ни медицинских заключений, ни свидетелей якобы жестокого обращения. Но слишком поздно – дело о лишении родительских прав в отношении его родителей уже передано в суд.

Эта ситуация развивается уже две недели, но своего апогея она достигла во вторник, 2 марта, когда органы социальной опеки Финляндии на заседании приняли неожиданное решение, шокировавшее семью Рантала, а также правозащитников России и Финляндии.

Официальный представитель семьи Рантала в Финляндии, председатель Антифашистского комитета страны, доцент Хельсинкского университета Йохан Бекман сообщил "Интерфаксу", что "органы соцопеки приняли решение направить дело Рантала в суд с целью лишить ее материнских прав". "Как ожидается, суд может состояться через 6-7 месяцев, в это время маме и папе ребенка будет разрешено встречаться с семилетним Робертом, но только по отдельности. При этом им будет запрещено разговаривать с сыном на русском языке. На русском языке разрешат разговаривать мальчику только с бабушкой Людмилой, которая проживает в Петербурге, и школьному учителю русского языка", - сказал Бекман. По его словам, в качестве причины принятия такого решения было приведен аргумент, что "условия в семье являются опасными для ребенка".

Между тем, мать Инги Рантала Людмила Войнова заявила радиостанции "Эхо Москвы", что намерена обратиться к президенту и премьеру РФ с просьбой вмешаться в ситуацию вокруг семьи ее дочери и вернуть внука. "Это незаурядный случай, финны чинят самосуд. Захват дома – разве это европейская страна? Это дикость, они просто выражают неприязнь к русскому народу. Просто бесчеловечно так поступать с ребенком и его родителями", - сказала Войнова. Она также отметила, что намерена собрать митинг у финского консульства в Санкт-Петербурге.

Поводом для определения ее внука в приют сначала на 30 дней, а затем еще на 60 дней стали произнесенные мальчиком в школе слова о том, что мама как-то шлепнула его, и что семья может увезти его в Россию, так как у него двойное гражданство. Эти слова дошли до социальных работников, которые заявили, что не отпустят ребенка в Россию и считают мать угрозой для мальчика. Ингу Рантала в связи с инцидентом допрашивали в полиции и даже завели уголовное дело. По финским законам Инге может грозить до двух лет лишения свободы.

Родственники Инги отказываются верить в происходящее. "Никто его (Роберта – ИФ) никуда не хотел вывезти. Он живет в Финляндии, учится там. Просто ребенок сказал, откровенно сказал, ну как бы, чтобы себя защитить, что вот если здесь меня будут обижать, я уеду к бабушке. Но разве из-за такого можно так третировать всю семью?", - задалась вопросом Людмила Войнова, беседуя с корреспондентом "Интерфакса" во вторник вечером.

Бабушка опасается, что все это сильно скажется на психике ребенка. "Взяли и забрали его у родителей, посадили, в школу не ходи, никуда не ходи. Они все сами опрокидывают в понимании ребенка. Он не знает, зачем и кто его сдал в приют, для каких целей, в чем он провинился. Как такое вообще возможно, такой самосуд. Что с головами у людей, которые отвечают за это?", - возмущается она.

Инга Рантала говорит, что "готова сесть в тюрьму, лишь бы Роберта отпустили домой, и он мог бы жить нормальной жизнью и ходить в школу". Ее муж – Вели-Пекки – тоже находится на грани отчаяния. В последние дни он обивал пороги различных инстанций в Турку с просьбой хотя бы на время расследования отдать сына своим финским родственникам, но всюду получал решительный отказ. После этого Вели-Пекки решился на официальное заявление об отказе от финского гражданства. "Я больше не верю в то, что финские власти позволят сыну вернуться домой. Нарушены все возможные права ребенка. И я прошу российского президента, прошу официально, предоставить мне возможность уехать с женой и сыном в Россию", - заявил Вели-Пекки Рантала в эфире "Первого канала".

Между тем, российские официальные органы живо отреагировали на решение финских властей в отношении семьи Рантала. Уже известно, что МИД России будет оказывать юридическую помощь Инге Рантала. "Будем оказывать содействие нашей гражданке, в том числе в юридическом плане", - сказали "Интерфаксу" во вторник в департаменте информации и печати внешнеполитического ведомства. Собеседник агентства высказался за то, чтобы сложившаяся ситуация "решалась в правовом поле, в соответствии с законодательством Финляндии, но чтобы при этом не ущемлялись интересы российской гражданки". Дипломат сообщил, что МИД запросил у российской дипмиссии в Хельсинки все необходимые документы и будет изучать их, чтобы дать объективную оценку ситуации.

В свою очередь, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов во вторник направил официальное обращение к своей финской коллеге Марии Кайса Аула с просьбой проследить за ситуацией и помочь добиться справедливого решения суда. В пресс-службе аппарата уполномоченного Interfax-Russia.ru привели выдержки из письма, написанного Астаховым. "Действия органов опеки по изъятию ребенка из семьи видятся мне поспешными, а ситуация в семье Роберта Рантала не достаточно изученной. Отсутствие реальных доказательств и явных признаков существования угрозы насилия привели к тому, что ребенок оказался лишенным семейного окружения, заботы и внимания своих родителей, что противоречит статье 9 Конвенции ООН о правах ребенка", - говорится в письме финскому омбудсмену.

Астахов также сетует на то, что семилетний Роберт "стал заложником отсутствия системных подходов в деятельности муниципальных органов, которые не взяли на себя ответственность за то, что мальчик уже в течение 3 месяцев лишен общения с матерью и домашнего тепла". "Противодействие насилию в отношении детей не должно приводить к повторному его проявлению – изоляции ребенка от привычного семейного и социального окружения, что также является формой насилия", - убежден главный детский правозащитник России. В конце послания он отмечает, что задача государства – "не разрушать, а сохранять семью для ребенка, помогая этой семье, предоставляя всевозможную поддержку".

Беда в том, говорят специалисты, что в Финляндии подобные истории, особенно с участием выходцев из России, происходят довольно часто. "В последнее время именно русские матери и их дети становятся объектами систематического притеснения: детей забирают у матерей без решения суда, матерей безосновательно обвиняют в преступлениях, в результате чего страдают и распадаются семьи", - сказал "Интерфаксу" финский правозащитник Йохан Бекман, который представляет интересы семьи Рантала.

При этом он отметил, что защита детей в Финляндии "поставлена в целом хорошо". "Но здесь же речь идет или о вполне нормальных семьях или о семьях распавшихся, но где родители любят своих детей и где нет никакого насилия. Обратите внимание: речь идет о семьях, где матерями являются гражданки России. И, на мой, взгляд, многие проблемы вызваны именно этим",- сказал он.

"В детях стремятся вытравить малейшую причастность к русскому началу: им запрещается разговаривать на русском языке, их отгораживают от русской культуры и православия, им чинятся всяческие препятствия при выезде в Россию, которая, по сути, является их второй родиной",- посетовал Бекман.

Ранее Interfax-Russia.ru писал о похожем скандале в Финляндии, разразившемся в прошлом году. Тогда достоянием гласности стала история о том, как делили пятилетнего сына Антона финн Пааво Салонен и его бывшая жена-россиянка Римма Салонен. 12 апреля 2009 года несколько человек, числе которых был отец ребенка, похитили ребенка, находившегося у матери, на территории России. При содействии сотрудника генерального консульства Финляндии в Петербурге Пиетилайнена Пааво Салонен в багажнике дипломатической машины вывез сына за границу. МИД России тотчас объявил дипломата персона нон грата.

В мае 2009 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в телефонном разговоре с финским коллегой заявил протест, назвав вывоз из страны ребенка вопреки воле матери грубым нарушением российского законодательства. СКП РФ сообщил о подготовке международно-правового поручения, в рамках которого планировалось просить Финляндию выдать Пааво Салонена. Но все вышло с точностью наоборот. Россиянку заманили в Финляндию под предлогом встречи с сыном и задержали. Суд Тампере 13 октября 2009 года приговорил Римму Салонен к полутора годам условного заключения и штрафу в 25 тысяч евро за похищение собственного ребенка.

Что же касается ситуации с Робертом Рантала, то, по мнению некоторых отечественных экспертов, в ней нужно разбираться более тщательно – как финским органам, так и российским. В беседе с Interfax-Russia.ru председатель правления фонда "Право ребенка", член Общественной палаты Борис Альтшулер не исключил, что речь здесь вполне может идти не о каком-то случайном невинном эпизоде, а о более серьезных, систематических нарушениях – "дыма без огня не бывает". По словам эксперта, финские органы опеки, в отличие от российских внимательно и ревностно выполняющие свои функции, действительно, могли увидеть в этой семье нездоровые отношения и посчитали нужным разобраться, на время изолировав ребенка. При этом Альтшулер не разделяет мнения своего финского коллеги Йохана Бекмана о русофобии как главном мотиве для финских органов опеки. "Там опекунские органы, наоборот, чаще всего делают все возможное, чтобы сохранить семью, а не разрушить", - сказал эксперт.

Он, конечно, надеется, что все для семьи Рантала в итоге закончится хорошо. А еще напоминает, что в России таких семейных драм ежедневно происходят десятки, если не сотни, просто СМИ об этом почти никогда не пишут. "Ежедневно в России государство забирает у родителей около 200 детей. В наших детдомах, приютах и интернатах на постоянной основе содержатся 600 тысяч детей, 70% из которых имеют родителей, лишенных родительских прав", - приводит печальную статистику Альтшулер. Да, увы, о национальных интересах мы чаще всего говорим, стуча кулаками, только тогда, когда предметом судебных разбирательств становятся дети от смешанных браков.

Обозреватель Сергей Нагорный