Мегаполис культуры 28 апреля 2016 г. 08:20

Художественные трактовки древнеегипетской "Книги мертвых" и "Эпоса о Гильгамеше" представят в Петербурге

Санкт-Петербург. 28 апреля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В петербургском Музее истории религии в четверг открывается выставка современных трактовок древнеегипетской "Книги мертвых" (II тыс. до н.э.) и "Эпоса о Гильгамеше" (2,5 тыс. лет до н.э.), созданного на Древнем Востоке в районе Междуречья.

Как сообщает пресс-служба музея, два молодых петербургских художника Дмитрий Марголин и Сергей Кондрашкин попытались переосмыслить древнейшие мировые "бестселлеры" с позиций XXI века.

Триптих Дмитрия Марголина, созданный в 2013 - 2014 годах в технике офорта, навеян впечатлениями от "Книги мертвых" - своеобразного сборника молитв, заклинаний, песнопений эпохи Нового Царства, совмещающего религиозные назидания и магию.

Она стала итогом долгого развития заупокойных текстов Древнего Египта ("Текстов пирамид" Древнего царства и "Текстов саркофагов" Среднего царства). "Книги мертвых" помещалась в гробницы, чтобы помочь умершему преодолеть все опасности на пути в потусторонний мир и обрести в нем благополучие.

Многие главы "Книги мертвых" сопровождались иллюстрациями, кульминацией которых является сцена "Суда Осириса". Она же стала центральной и в работе Дмитрия Марголина. Сюжеты двух других частей триптиха - "Ночное плавание" солнечного бога Ра по загробному миру Дуату и "Наказание грешников".

Цикл из пятнадцати гравюр Сергея Кондрашкина, созданный автором в 2014 году, иллюстрирует величайшее произведение древневосточной литературы "Эпос о Гильгамеше". Офорты, исполненные художником, соотносят 12 глав поэмы с 12-ю знаками Зодиака.

Гравюра Сергея Кондрашкина иллюстрируют ключевые сюжеты поэмы - сражение Гильгамеша с его другом и побратимом Энкиду, сон Гильгамеша, сражение Гильгамеша и Энкиду с чудовищным гигантом, стражем ливанских кедровых лесов Хумбабой, встреча Гильгамеша и богини Иштар и многие другие.

Выставку дополняют уникальные экспонаты из фондов музея. Впервые будут экспонироваться редчайшие оттиски с подлинных печатей Древнего Двуречья, а также необычная египетская мумия. Подобного рода мумии хранятся лишь в некоторых музеях мира. В научных публикациях их принято называть "псевдо-мумиями".

При невозможности похоронить покойного по всем правилам египтяне захоранивали случайный набор костей или частей подлинной мумии. Обычно подобные мумии-"конструкторы" помещались в небольшой ящик, сделанный из остатков древних саркофагов, и украшались гипсовой погребальной маской.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще