Эксперт: основные потребители контрафактного топлива на АЗС - дальнобойщики и крупные грузоперевозчики

Санкт-Петербург. 10 мая. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Мониторинг Федерации автовладельцев России выявил случаи продажи некачественного топлива на АЗС Петербурга, сообщил руководитель ФАР Сергей Канаев на пресс-конференции в информационном агентстве "Интерфакс Северо-Запад" в четверг.

По его словам, в апреле этого года ФАР совместно с НП "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга" провели отбор и исследование топлива на петербургских заправках, и по итогам экспресс-анализа в 9 пробах были выявлены признаки нарушения техрегламента таможенного союза.

Как отметил С.Канаев, заборы бензина АИ-92 и дизтоплива производились на 14 сетевых и 6 несетевых АЗС. "В итоге из 20 отобранных проб АИ-92 было выявлено нарушение в двух, из 20 отобранных проб ДТ нарушение в семи. Из 6 несетевых АЗС нарушения выявлены у пяти", - сказал он.

Основными нарушениями по дизтопливу являются превышение содержания серы и температура вспышки, а по АИ-92 - нарушение октанового числа, содержания железа и серы. "На трех АЗС превышения по сере были в 70-90 раз", - отметил эксперт.

"Если бы это были внезапные проверки и мы бы получили 30% нарушений, то ситуация не была бы критичной, но о проверках все знали, поэтому стоит задуматься", - добавил С.Канаев.

Он подчеркнул, что у вертикально-интегрированных нефтяных компаний нарушений не выявлено.

В свою очередь президент "Нефтяного клуба Санкт-Петербурга" Олег Ашихмин сообщил, что в Петербурге работает 489 АЗС, из которых 55% принадлежит вертикально-интегрированным нефтяным компаниям, 40% - сетевым независимым, 5% - мелкие предприниматели.

"Стоит отметить, что в зимний период на сетевых АЗС спрос на ДТ вырастает на 30-35%. Это связано с тем, что потребитель не рискует заливать "разбадяженное" топливо, которое при 10-15 градусах мороза может просто замерзнуть", - считает он.

По словам О.Ашихмина, основные источники некачественного бензина - это ворованное топливо, а также топливо, которое используют для печного отопления и заправки судов. "Топливо незаконно сливается с трубопроводов, а потом разбавляется с топливом 3-4 класса", - сказал он.

"Основными потребителями контрафактного топлива являются дальнобойщики и крупные компании-грузоперевозчики. "Представьте, если у них потребление по 2 млн литров в месяц. А на контрафакте экономия до 10 рублей, вот и считайте", - сказал руководитель "Нефтяного клуба".

О.Ашихмин уточнил, что по результатам проведенного мониторинга нельзя сказать, сколько некачественного топлива на рынке Петербурга и Ленинградской области.

Первый заместитель генерального директора ООО "Петербургская топливная компания" (ПТК) Леонид Чурилов отметил, что оценка некачественного топлива по СПБ в 5% "в принципе соответствует действительности". "В Ленинградской области ситуация кардинально другая, в основном из-за расстояний", - сказал Л.Чурилов.

Руководитель Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (СЗМТУ Росстандарта) Андрей Челышев сообщил, что в настоящий момент ведомством готовится система, которая позволит отслеживать весь путь топлива от НПЗ до бензобака.

Кроме того, он добавил, что практика контрольных закупок станет действенным инструментом в борьбе с контрафактом.

За апрель 2018 года на недобросовестные АЗС было наложено штрафов на сумму 4 млн рублей, "средний чек" составил 600 тыс. рублей. Проводимая политика общественно-государственного партнерства и внедрение риск-ориентированного подхода демонстрирует положительную динамику: по итогам 2017 года доля контрафакта на рынке топлива составила 11% против 20% в 2015 году.

"Оборотные штрафы - мера эффективная, маленькой АЗС придется сразу закрываться при таком раскладе", - сказал О.Ашихмин.