Репортажи 6 октября 2016 г. 16:00

Блокадную подстанцию на Фонтанке могут отдать школе искусств или цирку

Блокадную подстанцию на Фонтанке могут отдать школе искусств или цирку

Санкт-Петербург. 6 октября. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Блокадная подстанция на набережной Фонтанки в Петербурге может быть отдана под нужды школы искусств или цирка, но останется памятником регионального значения, сообщил глава КГИОП Сергей Макаров.

"Подстанция признана памятником и включена в единый государственный реестр. Есть два варианта ее использования под городские нужды: школа искусств, и ей интересуется цирк, находящийся по соседству (Цирк на Фонтанке - ИФ). Оба интересанта понимают статус этого объекта и готовы приложить все усилия, чтобы он был отреставрирован", - сказал С.Макаров на пресс-конференции в информационном агентстве "Интерфакс Северо-Запад" в четверг.

По его словам, здание подстанции не подходит для размещения экспозиции, посвященной блокаде Ленинграда.

"Музей блокады, насколько я знаю, это здание не очень устраивает по своим характеристикам. Там довольно сложно разместить что-то музейное", - подчеркнул председатель КГИОП.

Как сообщалось, Блокадная подстанция в Петербурге, которой угрожал снос, получила статус памятника регионального значения. В реестр объектов культурного наследия включили также Клинскую, Подъяческую и Василеостровскую подстанции, которые работали в годы блокады.

Здание тяговой подстанции на набережной Фонтанки является историческим памятником советскому плану ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России) и произведением архитектуры, выполненным в духе идей и стилистики конструктивизма. На подстанции была размещена мемориальная доска: "Подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда. После суровой зимы 1941-1942 года эта тяговая подстанция дала энергию в сеть и обеспечила движение возрожденного трамвая".

В 2012 году Заксобрание обращалось к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой рассмотреть возможность создания музея в здании подстанции. Как сообщали СМИ, одна из коммерческих компаний пыталась получить разрешение на снос объекта для последующего строительства отеля на его месте. Однако власти Петербурга назначили историко-культурную экспертизу, что спасло станцию от сноса.

Со своей стороны председатель совета петербургского отделения ВООПИиК Александр Марголис выразил обеспокоенность планами Мариинского театра, получившего в управление здание на Садовой улице Петербурга, в котором жил Михаил Лермонтов.

"Правительство города передает этот дом и соседние строения Мариинскому театру под специализированный отель, и обременением является создание мемориальной зоны, посвященной Лермонтову. Вроде бы, все хорошо. Но не все хорошо, потому что, по проекту, этот мемориальный участок, где была квартира, и писалось "На смерть поэту", не предусматривается в этой схеме. Для нее отводится помещение технического назначения на первом этаже, там был зоомагазин, 50 квадратных метров", - сказал А.Марголис.

"Никакого мемориального значения это пространство дома не имеет, но это удобно для отеля. Совершенно непонятно, каким образом это могло быть согласовано", - подчеркнул А.Марголис, попросив С.Макарова обратить внимание на этот проект и ход его согласования.

Он отметил, что М.Лермонтов жил в доме в 1836-1837 годах, здесь было написано стихотворение "На смерть поэта".

"Собственно, квартира бабушки поэта находилась на бельэтаже, и исследователи точно описали квартиру, которую Лермонтов снял. Он там не столько жил, сколько гостил у бабушки. В конце 1836 года он тяжело простудился и почти месяц пролежал в постели, именно тогда он написал "На смерть поэта", и считается, что первая редакция "Бородино" родилась там", - добавил А.Марголис.

Представитель ВООПИиК также выразил возмущение тем, что гражданин, спиливший в "Доме Лермонтова" 24 балясины и приговоренный к миллионному штрафу, попал под амнистию в связи с 70-летием Победы.

"Дом Шаховской, где жил Лермонтов, где написаны строки, которые очень любит цитировать президент, это не рядовая постройка. Это жемчужина. И, тем не менее, вот так обстоят наши дела. В основе, господа, просто равнодушие", - сказал А.Марголис.

Ранее власти Петербурга заявляли, что возможности создать музей-квартиру М.Лермонтова в доме на Садовой нет. В частности, это связано с утратой подлинных интерьеров квартиры М.Лермонтова, невозможностью конкретизировать местоположение самой квартиры из-за частых перестроек дома.

Как сообщалось, Мариинский театр получил в оперативное управление расселенный дом на Садовой улице Петербурга, в котором жил М.Лермонтов.

Говоря о ситуации с доской Карлу Маннергейму, А.Марголиса отметил, что, по его мнению, комитет по культуре Санкт-Петербурга несет прямую ответственность за решение этой проблемы.

"Летом этого года у нас появилась еще одна мемориальная доска, констатирую. Но вот как она появилась, и были ли соблюдены существующие в городе нормы установки - это серьезный вопрос. Судя по всему, они были нарушены, и это породило целый ряд проблем следующего уровня", - отметил А.Марголис.

По его мнению, попытка представить доску простой табличкой - попытка уклониться от ответственности со стороны властей, которые должны контролировать процесс установки мемориальных досок.

"Я считаю, что комитет по культуре и профильный вице-губернатор, который курирует деятельность комитета (Владимир Кириллов - ИФ), должны взять на себя ответственность за случившееся и активно участвовать в "разруливании" этой ситуации", - подчеркнул представитель ВООПИиК.

А.Марголис также отметил, что инициаторам установки доски стоило просчитать все возможные последствия.

"Сейчас эта точка на Захарьевской улице стала полем непрерывных политических споров: ее оскверняют, чистят, охраняют, не охраняют - бог знает что. Я бы министру культуры (Владимиру Мединскому - ИФ), который один из инициаторов этого, предложил задуматься: он именно такого эффекта хотел? Чтобы Захарьевская стала полем брани? Наверное, надо сначала думать о последствиях, а потом "продавливать" соответствующие решения. Он московский человек, но он все-таки доктор исторических наук, должен знать определенные вещи достаточно хорошо", - сказал он.

Как сообщалось, памятная доска финскому фельдмаршалу К.Маннергейму в Петербурге неоднократно подвергалась нападениям. Ее уже трижды обливали красной краской и трижды очищали. Два первых акта вандализма остались безнаказанными, в третьем случае был составлен административный протокол. Позже в голове К.Маннергейма появились несколько круглых отверстий неизвестного происхождения, а доска оказалась покрыта зеленоватым налетом. Полиция проводит проверку по этому факту.

В Смольном создана рабочая группа, которая должна определить дальнейшую судьбу доски. В настоящее время ее работа продолжается.

Памятная доска появилась на здании Военного инженерно-технического университета в центре Петербурга 16 июня. В церемонии открытия принимали участие занимавший тогда пост главы администрации Кремля Сергей Иванов и министр культуры РФ Владимир Мединский.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще