Санкт-Петербург. 27 декабря. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В Актовом зале Института имени Отта в среду состоится торжественное заседание Общества акушеров-гинекологов Петербурга и Ученого совета, посвященные возвращению музыкального инструмента - органа.
Как сообщает пресс-служба института, возвращение органа на свое историческое место и восстановление архитектурной целостности актового зала Института стало возможным благодаря инициативе директора, академика РАН Эдуарда Айламазяна. Впервые, через 100 лет после Революции 1917 года, когда прервалось использование инструмента, состоится торжественное открытие и освящение нового органа.
В 1904 году на стрелке Васильевского острова было завершено строительство нового здания Императорского клинического повивального института. Директор Дмитрий Отт планировал поставить в актовом зале орган, в лучших традициях европейских клиник, где музыку использовали как для научных экспериментов, так и для смягчения строгого больничного режима.
По мысли Д.Отта, орган предназначался "для изучения влияния различных сочетаний звуковых волн на человеческий организм". Разрешение и средства на покупку инструмента строительная комиссия дала не сразу - лишь после снижения цены за орган самим директором органостроительной фирмы "E.F. Walker". Часть денег на строительство органа была подарена наследницей французской короны по линии Наполеона II, с которой была знакома жена Д.Отта Елена Линевич.
Орган клиники обладал легкой и удобной пневматической трактурой, он идеально соответствовал акустике помещения. При постройке данного органа впервые применены некоторые новейшие усовершенствования, какими не обладают другие, имеющиеся в Петербурге, однородные музыкальные инструменты.
Для использования органа в медицинской практике внутри него были размещены микрофоны, от которых шли провода в больничные палаты, где роженицы и лежачие больные могли слушать органную музыку по телефону. Институт имел свою телефонную станцию, и в палатах были установлены 33 специальные трубки.
В 1910 году орган института реконструировали, добавив несколько регистров. В результате звуковые возможности инструмента расширились в двух стилевых направлениях органной музыки: барочной и французской романтической.
После Революции прервалась как традиция публичных концертов, так и использование органа в медицинской практике, и он перестал звучать. Орган Повивально-гинекологического института летом 1931 года перенесли в Большой зал Филармонии, и 1 октября 1931 года он с блеском возобновил свою концертную жизнь после долгого перерыва.