Мурманск. 5 августа. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Буксировка затонувшей в 2011 году в Охотском море самоподъемной плавучей буровой установки "Кольская" (судовладелец ОАО "Арктикморнефтегазразведка", АМНГР) проходила вопреки всем правилам и не предусматривала возможных форс-мажорных обстоятельств.
Такое заявление в Первомайском районном суде сделал представитель Нефтегазстройпрофсоюза России по Мурманской области, член межведомственной комиссии по расследованию группового несчастного случая Ростислав Загороднев, приглашенный в суд в качестве специалиста по делу о крушении СПБУ "Кольская" по ходатайству потерпевших, передал корреспондент "Интерфакса" из зала суда.
"Исходя из нормативных документов о буксировке - Инструкции по обеспечению безопасности ведения морских буксировок, данная буксировка была недопустима, это буксировка морем, а в зимнее время она запрещена для таких буровых, План буксировки был сделан по минимуму, без учета возможных форс-мажорных обстоятельств", - сказал Р.Загороднев.
Специалист сообщил суду, что при планировании буксировки "Кольской" между АМНГР и "Дальневосточным морским пароходством" в ноябре 2011 года был заключен соответствующий договор, однако из стандартного документа был исключен пункт об ответственности за безопасность буксируемого объекта. Р.Загороднев пояснил, что именно этот пункт обязывал бы любую из сторон в случае ЧП обеспечить наличие дополнительных спасательных буксиров.
"Чем руководствовались стороны, изымая этот пункт, мне неизвестно", - добавил он.
Отвечая на вопрос, была ли возможность безопасной транспортировки "Кольская", Р.Загороднев однозначно заявил, что был единственно верный вариант: воспользоваться судном-перевозчиком "Трансшельф". "Нужно было пригласить судно "Трансшельф" и везти платформу, как груз. Это специальное судно для транспортировки платформ, на нем "Кольская" и пришла", - сказал специалист.
Р.Загороднев указал суду также на нарушение численности людей на борту СПБУ "Кольская" во время буксировки и на ошибочное привлечение ледокола Дальневосточного морского пароходства "Магадан" в качестве буксира.
Как сообщалось, 14 июля Первомайский районный суд Мурманска приступил к рассмотрению дела о крушении "Кольской" по существу, дважды отклонив ходатайство потерпевших о возвращении дела на дополнительное расследование. Подсудимые - бывший исполняющий обязанности заместителя гендиректора по безопасности мореплавания АМНГР (судовладелец платформы ОАО "Арктикморнефтегазразведка) Борис Лихван и исполняющий обязанности главного инженера АМНГР Леонид Бордзиловский - отрицают свою вину. Им инкриминируется ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта лицом, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
Буровая платформа "Кольская", на которой находились 67 человек, затонула 18 декабря 2011 года во время буксировки в Охотском море. Спасти удалось 14 человек. Среди погибших моряков 36 - из Мурманской области. Найти и опознать удалось только девять тел, которые похоронены на Мурманском городском кладбище.