Северо-Запад / Новости 26 февраля 2020 г. 10:29

Операционная структура "Юлмарта" подала заявление о самобанкротстве

Санкт-Петербург. 26 февраля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - ООО "Юлплейс" (входит в состав онлайн-ритейлера "Юлмарт") обратилось в Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области с заявлением о собственном банкротстве, следует из материалов суда.

Детали заявления в материалах не уточняются.

Ранее, в середине февраля 2020 года, банкротом была признана еще одна структура ритейлера - НАО "Юлмарт". Также в судах рассматриваются дела о банкротстве еще ряда компаний "Юлмарта": ООО "Юлмарт девелопмент", ООО "Юлмарт региональная сбытовая компания" и "Юлмарт продуктово-закупочная компания".

ООО "Юлплейс", согласно данным аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", специализируется на торговле в интернете, на 99% принадлежит ООО "Юлмарт девелопмент", 1% - у гендиректора "Юлплейса" Николая Коробова. "Юлмарт Девелопмент" полностью принадлежит материнской компании "Юлмарта" - Ulmart Holding Ltd (UHL, Мальта).

Как сообщалось ранее, в конце прошлого года обсуждалась возможность перехода "Юлмарта" к одному из кредиторов компании - владельцу Петербургского нефтяного терминала (ПНТ) Михаилу Скигину. Согласно обсуждаемой схеме, двое из совладельцев UHL - Дмитрий Костыгин и Август Мейер (совокупно контролируют 61,5% компании) - приобретут долю третьего партнера Михаила Васинкевича (38,5%), а затем и сами выйдут из компании, чтобы обеспечить новой управленческой команде возможность "с чистого листа" развивать проект. 100% "Юлмарта" перейдут к владельцу и председателю совета директоров ПНТ Михаилу Скигину. Его компания Ledaro кредитовала "Юлмарт" в 2016 году, а осенью 2018 года подала иск о банкротстве UHL.

После сделки ритейлеру также понадобятся внешние инвестиции на сумму 9 млрд рублей, чтобы выйти на прибыльность по итогам 2022 года.

"Юлмарт" резко замедлил рост выручки c 2015 года, а в 2016 году в компании разразился акционерный конфликт. Акционеры (Васинкевич с одной стороны, Костыгин и Мейер с другой) разошлись во взглядах на развитие бизнеса. На фоне акционерного конфликта у ритейлера начались проблемы с пролонгацией кредитов. В компанию пытались привлечь стороннего инвестора, но сделать этого не удавалось, а в неудачах акционеры винили друг друга. Васинкевич жаловался, что "Юлмарт" так и не смог выйти на положительную EBITDA, и в этих условиях Костыгин и Мейер настаивали на расширении бизнеса - его географии, товарных категорий. Он же считал правильной стратегию сокращения издержек. Костыгин обвинял миноритарного акционера в том, что он игнорирует предложения о реструктуризации долга, и утверждал, что действия Васинкевича по блокировке привлечения финансирования и выбору управляющего органа спровоцировали кризис в компании и требования кредиторов по досрочному погашению.

Банки-кредиторы через суд стали добиваться банкротства структур ритейлера, Костыгин на время попал под домашний арест из-за обвинений в мошенничестве с кредитами Сбербанка (MOEX: SBER) на 1 млрд рублей. Акционеры решали споры в судах российской и иностранных юрисдикций.

Костыгин и Мейер пытались выкупить долю Donna Union Foundation (компания Васинкевича) в "Юлмарте", но договориться стороны не смогли. В 2018 году выкупить долю за $67 млн Костыгина и Мейера обязал Лондонский суд, но сделка не состоялась.

В мае 2019 году суд Британских Виргинских Островов вынес решения о введении процедуры банкротства (ликвидации) и назначении ликвидаторов в холдинговые компании Мейера и Костыгина - Koshigi и Svoboda.

"Юлмарт", основанный в 2008 году, изначально специализировался на онлайн-продажах цифровой и бытовой техники. Затем ритейлер сменил стратегию - расширил ассортимент, начал развивать собственную логистику (включая сети распределительных центров, центров исполнения заказов, пунктов выдачи заказов).