Северо-Запад / Эксклюзив 16 января 2019 г. 16:24

Глава МИД Азербайджана Э.Мамедъяров: "Будем поступательно развивать сотрудничество между Азербайджаном и Санкт-Петербургом"

Глава МИД Азербайджана Э.Мамедъяров: "Будем поступательно развивать сотрудничество между Азербайджаном и Санкт-Петербургом"
© РИА Новости. Григорий Сысоев

- Эльмар Магеррам оглы, скажите, пожалуйста, как развиваются азербайджано-российское отношения на примере связей между Азербайджаном и Санкт-Петербургом?

- Двусторонние связи между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией носят характер стратегического партнерства, и развитие взаимодействия на межрегиональном уровне составляет один из приоритетов наших отношений. В этой связи использованию отработанных и успешно действующих форматов сотрудничества с Санкт-Петербургом в торгово-экономической, гуманитарной и иных сферах уделяется особое внимание.

В декабре 2018 года состоялось второе заседание соответствующей Межправительственной комиссии, на котором были обсуждены состояние и перспективы расширения нашего партнерства на взаимовыгодной основе. Весьма примечательно, что в 2020 году Азербайджан в статусе "страны – почетного гостя" будет принимать участие в Санкт-Петербургском международном культурном форуме, являющемся одним из наиболее представительных мероприятий в мировой культурной жизни. Уверен, что Генеральное консульство нашей страны в Санкт-Петербурге также будет и впредь вносить вклад и прилагать усилия для развития двустороннего сотрудничества между Азербайджаном и Северной столицей России.

- Какими будут внешнеполитические приоритеты Азербайджана в 2019 году?

- Как и в прошлом году, в 2019 году наша страна под руководством президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева будет проводить независимую, многогранную, сбалансированную и активную внешнюю политику, основанную на национальных интересах и отстаивании ее позиций на мировой арене.

К внешнеполитическим приоритетам в 2019 году относятся, в первую очередь, укрепление суверенитета и независимости нашей страны, восстановление нашей территориальной целостности в рамках международно-признанных границ, а также продолжение реализации крупномасштабных проектов, развитие взаимовыгодного сотрудничества со всеми международными акторами.

- Как вам видятся перспективы урегулирования армяно-азербайджанского конфликта?

- Позиция нашей страны относительно урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта была неоднократно озвучена на самом высоком уровне. Конфликт должен быть урегулирован на основе территориальной целостности и суверенитета Азербайджана в пределах его международно-признанных границ.

Обращаясь же к правовой базе урегулирования, необходимо напомнить, что ее в первую очередь составляют принятые в 1993 году 4 резолюции Совета безопасности ООН, резолюции и решения прочих международных организаций (в том числе ОБСЕ, Организации исламского сотрудничества, Движения неприсоединения, ГУАМ, НАТО, Европарламента и др.), а также совместные документы, принятые в двустороннем и многостороннем форматах.

К сожалению, переговоры на протяжении долгих лет не дали результата. Но последние события, происходящие в Армении, а также беседы между президентом Азербайджанской Республики и премьер-министром Республики Армения на полях саммитов СНГ в Душанбе и Санкт-Петербурге, равно как и три моих встречи с армянским коллегой дают основания на определенный оптимизм с точки зрения продвижения переговорного процесса.

В совместном заявлении глав делегаций стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ и министров иностранных дел Азербайджана и Армении от 6 декабря 2018 года, принятом в рамках прошедшей в Милане Министерской встречи ОБСЕ, отмечено достижение согласия продолжить переговоры по справедливому и прочному урегулированию конфликта мирным путем. А это означает, что формат переговоров остается неизменным. В документе также отражен призыв к соблюдению договоренности, достигнутой в Душанбе на уровне руководителей двух государств, и совершению конкретных шагов для подготовки населения обеих стран к миру. Также в совместном заявлении отражена мысль о необходимости проведения в ближайшем будущем интенсивных переговоров на уровне руководства Азербайджана и Армении.

Продвижение в урегулировании конфликта, создав условия для мира, безопасности и стабильности во всем регионе, в первую очередь откроет возможности экономического роста в самой Армении. Наша страна, аналогично тому, как она обеспечивает безопасность своих граждан-представителей прочих этнических групп, готова в соответствии со своими международными обязательствами сделать это и в отношении граждан армянского происхождения в Нагорном Карабахе и предоставить им право самоуправления на высоком уровне в рамках международно-признанных границ Азербайджанской Республики.

- Как работал Азербайджан в прошедшем году с международными организациями?

- 25 сентября - 1 октября в рамках 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялся ряд мероприятий, в ходе которых позиция нашей страны по проблемам, волнующим Азербайджан, и актуальным вопросам международной повестки дня встретила широкое понимание и поддержку.

17 декабря Генеральная Ассамблея ООН приняла предложенную Азербайджаном резолюцию "Пропавшие без вести лица", акцентирующую внимание международного сообщества на необходимости уважения и соблюдения положений международного гуманитарного права, предотвращения случаев пропажи без вести лиц в условиях вооруженных конфликтов, принятия всех необходимых мер по поиску пропавших без вести лиц, в том числе сотрудничества для установления их судьбы в соответствии с международными обязательствами.

3-5 апреля в Баку была проведена конференция министров стран-членов Движения неприсоединения, в которой приняли участие представители 117 государств и 16 международных организаций. Принятые по ее результатам итоговый документ и Бакинская декларация отразили консолидированную поддержку позиции Азербайджана по мирному урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.

12 декабря Европарламент принял резолюцию "О реализации общей внешней политики ЕС в области внешней политики и безопасности", которая подтвердила урегулирование существующих конфликтов на основе принципов территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности международно-признанных границ.

Особо хотел бы выделить растущую однозначную поддержку со стороны международного сообщества относительно разрешения армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. В результате наших последовательных усилий в дипломатическом лексиконе шире стала использоваться формулировка "поддержка территориальной целостности в рамках международно-признанных границ".

- Какие перспективы открывает подписанное прикаспийскими странами соглашение по правовому статусу Каспийского моря?

- Подписанная в августе 2018 года лидерами "прикаспийской пятерки" Конвенция о правовом статусе Каспийского моря открыла новые, уникальные возможности для сотрудничества государств. Конвенция регулирует права и обязательства сторон в отношении использования Каспийского моря и его богатых природных ресурсов. Она определяет параметры делимитации Каспийского моря.

Подписание Конвенции явилось поистине историческим событием, ознаменовавшим добрую волю пяти прибрежных государств. Главное значение этого документа для нашей страны состоит в том, что он определяет суверенные и исключительные права прибрежных государств на использование богатых природных ресурсов моря. Таким образом, Конвенция обеспечивает последовательность и безопасность реализации различных проектов в области нефтегазовой промышленности, а также осуществления иной хозяйственно-экономической деятельности на море. Она создает условия для свободы и безопасности мореплавания, что играет важную роль для развития торговли на Каспийском море и экономики наших стран.

Реализация положений Конвенции обеспечит превращение Каспийского моря в зону мира, добрососедства, дружбы и сотрудничества.

Азербайджан как страна, исторически являющаяся пионером в реализации крупных проектов на Каспии, планирует и дальше расширять сотрудничество с прибрежными государствами.

- С 2019 года Азербайджан на протяжении трех лет будет председательствовать в Движении неприсоединения. Что это принесет стране?

- Азербайджан в 2011 году вступил в ряды Движения неприсоединения. Это одна из самых крупных международных структур, включающая 120 государств-членов, 17 стран-наблюдателей и 10 международных организаций, обладающих тем же статусом. Движение неприсоединения имеет уже довольно долгую историю, к которой оставили след такие известные государственные лидеры прошлого, как Иосип Броз Тито, Джавахарлал Неру, Фидель Кастро. Примечательно, что за весьма короткое время наша страна была удостоена чести возглавить Движение неприсоединения на период 2019-2022 годов.

В итоговом документе состоявшейся в апреле прошлого года в Баку Конференции министров стран-участниц Движения неприсоединения была выражена поддержка ряду наших внешнеполитических инициатив, а также подчеркнута необходимость урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно-признанных границ Азербайджана в соответствии с 4 резолюциями Совета Безопасности ООН.

Председательство нашей страны в Движении неприсоединения даст дополнительные возможности для донесения нашей позиции на мировом уровне. 120 членов организации составляют две трети государств-членов ООН, что создает возможности оказывать воздействие на принятие тех или иных решений. Вместе с тем, председательство в Движении может явиться удобным форматом для продвижения новых инициатив, выдвигаемых нашей страной, а их реализация, в свою очередь, станет залогом повышения политического авторитета Азербайджана в мире.

- Возможно ли подписание в 2019 году между Азербайджаном и ЕС соглашения о стратегическом партнерстве, включающего и упрощение визового режима?

- Азербайджан желает развивать равноправные и взаимовыгодные партнерские отношения с Европейским Союзом. Последний год нашего партнерства был весьма результативным с точки зрения продвижения повестки дня сотрудничества с ЕС. В этой связи я хотел бы обратить внимание на документ о приоритетах партнерства между Азербайджаном и ЕС, парафированный с участием президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева и председателя Совета Евросоюза Дональда Туска в Брюсселе 11 июля и окончательно оформленный в качестве принятого 15 октября в рамках встречи министров стран "Восточного партнерства" в Люксембурге.

Следует отметить и новое всеобъемлющее соглашение между ЕС и Азербайджаном, которое откроет важный этап в нашем двустороннем сотрудничестве, и переговоры, ведущиеся по его поводу. Переговорный процесс все еще продолжается. Естественно, на это необходимо определенное время, потому что и нам, и нашим партнерам из ЕС необходимо серьезное, качественное соглашение, которое заложит правовые основы двусторонних отношений и укрепит обоюдное партнерство между Азербайджаном и ЕС по различным направлениям на долгое время.

Относительно же соглашения об упрощении визового режима хотелось бы напомнить, что оно действует уже несколько лет. Его логическим продолжением является полная отмена визового режима с ЕС. То есть речь идет о либерализации визового режима. Но это требует некоторого времени.