Северо-Запад / Эксклюзив 16 ноября 2018 г. 13:12

Глава петербургского филиала Союза композиторов России А.Танонов: "Современная музыка безгранична, она должна звучать, а не уходить в стол"

Глава петербургского филиала Союза композиторов России А.Танонов: "Современная музыка безгранична, она должна звучать, а не уходить в стол"

            Петербургский филиал Союза композиторов России возглавил автор произведений камерной, симфонической и электронной музыки, лауреат многих музыкальных премий Антон Танонов. В рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума он принял участие в необычном мастер-классе, во время которого зрители узнали, как создается музыкальное произведение. А.Танонов рассказал "Интерфаксу" об этом необычном концерте и своих планах на новой должности.

            - Антон Валерьевич, в рамках Санкт-Петербургского культурного форума во дворце Белосельских-Белозерских пройдет необычный концерт-мастер-класс с вашим участием. Расскажите об этом событии.

            - Это мероприятие, которое организует Союз композиторов России. Буквально в ноябре открылся филиал российского Союза композиторов в Петербурге, и это первое мероприятие, которое мы проводим. Это репетиция оркестра, которая заявлена как мастер-класс, но это и реалити-шоу. Впервые фокус будет наведен не только на исполнение музыки, но и создание, зарождение нового произведения на сцене. Соответственно будут идти репетиции оркестра, параллельно интервью с дирижером, композитором, исполнителями, будут задаваться вопросы из зала.

            Задача сегодняшнего мастер-класса — немного перестроить отношение к современной музыке. Это очень живое явление, которое развивается и как ничто другое отражает наше время. В XX веке открыто множество направлений и стилей, в XXI веке идет удивительная тенденция отбора алмазов и их огранка в бриллианты. То есть мы выбираем самое яркое и интересное из того, что случилось в XX веке. Те произведения, которые сегодня прозвучат, это прекрасные композиторы из Петербурга, Москвы. В дальнейшем мы, конечно, будем представлять и таланты из регионов.

            В рамках мастер-класса прозвучала Светлана Нестерова с произведением "Рождение Венеры". Она продолжатель традиции Бориса Ивановича Тищенко, который, в свою очередь, является учеником Шостаковича. Прозвучит Кузьма Бодров, это прекрасный композитор, автор музыки симфонической, театральной, киномузыки, в частности, он сочинил саундтрек к фильму "Собибор". Выступит Александр Чайковский, который много лет возглавляет кафедру композиции Московской консерватории. Он был руководителем нашей петербургской консерватории, блестящий композитор, который создал свое направление в современной музыке России. Кроме того, в концерте примет участие патриарх петербургской композиторской школы Сергей Михайлович Слонимский. Он представит работу "Восхождение к триумфу", которая посвящена 100-летию независимости Польши.

            - Вы возглавили филиал Союза композиторов России в Петербурге. Какие у вас планы на этом посту?

            - Музыка композиторов Петербурга должна исполняться. Я хочу активно привлекать к работе музыковедов, критиков. Мне кажется, что современная музыка и профессиональное слово должны идти рука об руку. Планируются образовательные, просветительские проекты, особенно в области работы с молодежью. Современная музыка безгранична, на одном ее берегу академическая музыка, на другом - коммерческая, и она тоже может быть очень интересной и качественной, глубокой, духовной. Мы планируем создание ансамбля современной музыки. Это наша сверхзадача.

            - Продвигать собираетесь классическую музыку или более современную?

            - Я считаю, что понятие современной музыки сегодня очень размыто, в него попадает очень большое количество стилей и направлений. Мое внутреннее ощущение, что очень нужно поддерживать академическую музыку, но в то же время очень важно обращать внимание и на направления джаз, поп, эстрадная музыка. Нужно проводить песенные конкурсы петербургских композиторов, мелодистов, надо их искать, находить, доносить их произведения до публики.

            Профессиональное сообщество может прекрасно сочинять запоминающиеся мелодии, которые поет потом вся страна. Как раз образовавшуюся небольшую яму, которая возникла в 90-е и нулевые годы, заняли композиторы, к которым я тоже отношусь с большим уважением, без профессионального музыкального образования. Очень часто приводят пример Пола Макартни, который не учился музыке, но его песни поет весь мир. Это прекрасно, но как показывает опыт, лучше объединять образование, допустим как у Элтона Джона или Эндрю Уэббера, и мелодический дар. Таких композиторов гораздо больше. Поэтому я за то, чтобы композиторское сообщество развивалось. Здесь направление, стилистика имеет вторичное значение, музыка должна достучаться до сердец слушателей.

            - Эти композиторы уже есть или их еще надо искать?

            - Я думаю, что они есть, но поиск необходим. Ведь они сочиняют музыку сегодня. Вот мы сидим, разговариваем, а они в это время сочиняют симфонии, новые песни. Нужно придумать механизм, при помощи которого один раз в два-три месяца мы собираем все, что написано, отслушиваем, и когда мы формируем программу, делаем это осознанно. Тут можно задействовать элементы обратной связи, формировать небольшие фокус-группы. То есть музыка не должна уходить в стол, в песок, она должна звучать.

            Вспоминая традиции нашей великой музыки, мы понимаем, что Глинка — петербуржец, Чайковский закончил Петербургскую консерваторию, Даргомыжский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Глазунов, Прокофьев, Шостакович - это все петербургская школа. В XX веке продолжили традицию такие имена, как Борис Тищенко, Гаврилин, Слонимский. Связующая нить времен существует. Наша задача в том, чтобы она не прерывалась, а развивалась.

            - Как заинтересовывать молодежь, детей музыкой, особенно тех, кто не ходит в музыкальную школу?

            - Здесь нужно использовать сегодняшние механизмы работы с детьми. Это интерактив, вовлечение в игру. Человек играющий совершенно по-другому воспринимает информацию. Ее нужно давать маленькими порциями и постепенно. Ни в коем случае не толкать детей в определенную сторону, а показывать какие-то интересные образцы, которые их цепляют. Здесь нужно комбинировать и академическую и коммерческую музыку. В последней присутствует изысканная ритмика, в таких направлениях, как ритм-энд-блюз, соул. Что на слуху сейчас, например, Бруно Марс, это возрождение эстетики Майкла Джексона, это очень близко детям, доступно. С другой стороны, эта ритмика очень перекликается со стилем минимализма в академической музыке, с фольклорными элементами. Все приставки "нео" говорят нам о том, что постепенно происходит обновление традиционных идей, но на новом уровне. То же самое касается молодежи. Ее привлекает электронная музыка, новые технологии ее создания. Все это можно использовать, и мы это будем делать.

            - Над чем вы сейчас работаете?

            - Сейчас я делаю вторую редакцию мюзикла "Оскар и розовая дама", премьера которого состоялась в прошлом году в БКЗ "Октябрьский". Сейчас он идет в Театре ЛДМ "Новая сцена", прошел первый сезон, мы решили его немного изменить. Только что состоялась мировая премьера мюзикла "Лолита 1916", в декабре зрители увидят уже новую версию. Наша команда любит постоянно менять спектакли, поэтому слушатель, который пришел на "Мастера и Маргариту" 5 лет назад, сегодня увидит совершенно новую постановку.

            - Это такой популярный материал. Работаете ли над чем-то менее известным?

            - Я пишу разную музыку. У меня в планах работа над Второй симфонией. Я работаю над симфонической поэмой "Суворов" для Михаила Дзюдзе, виртуоза контрабас-балалайки. Есть планы написать следующий струнный квартет. Каждый день я делаю интеллектуальную зарядку. Каждый день просыпаюсь и полчаса занимаюсь синтезом звука. Я очень люблю создавать звук с нуля. Я загружаю какой-нибудь исходный, самый простой сэмпл, например форму синусоидальной волны, и ваяю с утра звук. Я так привожу себя в состояние творческой активности.

            - Для кого сегодня пишут музыку современные композиторы? Куда идет этот материал?

            - Для слушателя, на широкую аудиторию. Современная академическая музыка, как правило, звучит в профессиональной среде, а моя задача - вывести ее на более широкую аудиторию.