Эксклюзив 30 мая 2018 г. 12:44

Глава Коми С.Гапликов: "Трасса Сыктывкар - Нарьян-Мар будет передана на федеральный уровень к 2026 году"

Глава Коми С.Гапликов: "Трасса Сыктывкар - Нарьян-Мар будет передана на федеральный уровень к 2026 году"

            Республика Коми сотрудничает с крупнейшими компаниями нефтегазовой промышленности, развивает логистику в регионе, а также работает над программами в рамках республиканского года культуры. О развитии месторождений тяжелой нефти, передаче трассы Сыктывкар - Нарьян-Мар на федеральный уровень и реконструкции культурных площадок в интервью "Интерфаксу" на площадке Петербургского международного экономического форума рассказал глава республики Сергей Гапликов.

            - Сергей Анатольевич, какие планы по развитию проектов (разработка месторождений, строительство заводов и нефтегазопроводов и т.д.) в Коми у нефтегазовых гигантов, в частности "Газпрома" и Лукойла"?

            - У "Газпрома" и "Лукойла" очень большие планы. Регион в каком-то смысле является для "Газпрома" транспортной магистралью. Проекты Бованенково - Ухта и Ухта - Торжок уже сегодня имеют развитие. Первая линия сдана, вторая уже выполнена от Бованенково до Ухты, ведется строительство от Ухты до Торжка. Я полагаю, что в 2020 году этот объект будет завершен. Сейчас идет разработка третьей линии, и все это в рамках единого коридора, который направлен на устойчивое развитие России.

            Это достаточно крупный проект, включающий мощные газокомпрессорные станции. Сама система газопроводов магистрали имеет колоссальный объем - в целом он составит около 200 млрд кубометров. Это серьезно - если брать, допустим, потребление всей Европы, это примерно сопоставимые цифры.

            Что касается "Лукойла", он развивает в большей степени месторождение тяжелой нефти. Это то, что раньше называлось "добыча шахтным способом", так называемый метод выпаривания из пластов. Это огромные инвестиции, уникальный проект. Самое важное - не останавливаться в развитии этих проектов, потому что в этой части некоторые страны потеряли такие месторождения. Нужно наращивать мощности. Здесь у нас и Ярега, и Ламбейшор, объекты, которые имеют очень серьезный сервисный состав. Сегодня строятся установки по обогащению и усилению тех фракций, которые являются примесями и которые можно переработать в другие виды продукции. Годовой объём инвестиций составляет почти 100 млрд рублей. Проводится модернизация отдельных, уже построенных, объектов. Это, в частности, длительная программа по повышению выхода нефтепродуктов на Ухтинский НПЗ. В этой части объем, может быть, не очень большой, но мы добиваемся, чтобы модернизация завода приводила к более высокому уровню передела.

            "Газпром" и "Лукойл" являются надежными партнерами и в сфере социального обустройства. В частности, "Газпром" оказал нам поддержку в объеме 612 млн рублей в этом году. 500 млн рублей пойдет на Ухтинский аэропорт - будут приведены в порядок взлетно-посадочная полоса и само здание. Оставшиеся средства направим на ремонт Ухтинской больницы. Для нас это крайне важно, потому что уровень оказания медицинских услуг стоит в поручениях президента. "Лукойл" ведет очень активную работу по строительству детских спортивных площадок, "Газпром" тоже в этом активно участвует. С "Лукойлом" мы подписали в марте большое соглашение с объёмом финансирования в социально-экономическое развитие Республики Коми 2,5 млрд рублей. Эти средства пойдут на социально значимые объекты региона, ремонт дорог и строительство многоквартирных домов в поселке Ярега, на возведение домов в Усинске.

            Кроме того, идет подготовка к строительству спортивного комплекса в поселке Ярега, где расположена одна из территорий по добыче шахтным способом. Компания модернизируют это предприятие (НШУ "Яреганефть"), и уже по новым технологиям начинают добычу. Это огромные энергоцентры мощностью по 75-100 Мвт.

            Реконструируются газоперерабатывающие заводы. Так, реконструкция старого газоперерабатывающего завода в Усинске практически завершена. Если раньше попутный газ утилизировался элементами сжигания, то сегодня он перерабатывается более чем на 95%. После реконструкции объем переработки газа увеличился в три раза: с 200 млн до 600 млн м3.

            Для нас это большое подспорье с точки зрения экологии. Происходит модернизация всех современных технологий, которые позволяют меньше загрязнять почву. Понятно, что это старое месторождение, где так или иначе происходят определенные процессы - в 60-е годы где-то тампонирование было сделано неправильно или не совсем качественно. Поэтому мы ведем мониторинг, принята целая программа. Мы уходим от проблем, связанных с возможным экологическим ущербом.

            Другие программы тоже активно развиваются. Сегодня есть ряд молодых компаний, с которыми мы нашли достаточное количество месторождений газа и нефти. Они крупные, так что для региона это составляет серьезную прибавку, в том числе с дополнительными объемами налогов. Считаю, что работа с ними стабильная, конструктивная и перспективная. Мы рассчитываем на более мощные объемы, если конъюнктура будет позволять и потребление соответствующих нефтепродуктов будет увеличиваться.

            - Территория республики огромна, поэтому очень важная составляющая - это логистика. Расскажите про развитие РЖД и авиасообщения в регионе.

            - Логистика в регионе была хорошо развита еще в советское время. С учетом труднодоступности территории проще всего было летать легкой авиацией типа АН-2, вертолетами. Поэтому вся логистика с точки зрения доставки определенных видов материалов, продукции, людей осуществлялась именно таким способом. У нас есть одна магистраль Северной железной дороги, которая идет до Воркуты и дальше. Все остальное - это автомобильные дороги, аэропорты. Очень жаль, что в свое время не сохранились речные перевозки, Печорский речной порт был одним из крупнейших на европейском северо-востоке России.

            В настоящее время мы реанимируем Печорский судостроительный завод, выполняем ремонтные работы, частные заказы. Компания в непростом положении, но с нашей помощью она начинает выходить из стагнации. Конечно, нужен выход на Северный морской путь, на портовую инфраструктуру, которая у нас сегодня не везде развита. Мурманск развивается как хаб, на территории НАО есть порт Варандей, есть определенные портовые сооружения в Архангельске, но остальные - это в основном рыбацкие порты, где отсутствует инфраструктура, которая требуется для крупнейшего логистического оборота.

            Возникает вопрос создания портов, и сегодня "Росатом" в этой части является уполномоченной структурой, но необходима ведь и доставка до порта, железнодорожные ветки. Еще в 20-е годы прошлого столетия были заложены направления, которые, на мой взгляд, имеют перспективы и сегодня, и должны быть развиты с точки зрения создания транспортного каркаса. Я не хочу кому-то говорить в упрек, что это недоработка, но железнодорожная структура сегодня выстраивается так: пока мы развиваем интермодальные коридоры с востока на запад, они идут параллельно Северному морскому пути. Соединение с крупной железнодорожной инфраструктурой пока не осуществляется.

            Я считаю, что развитие северного широтного хода должно создать возможность соединения Северной железной дороги и Уральской железной дороги. И как раз эти объемы, в том числе через создание такого транспортного каркаса через республику Коми, могут обеспечить серьезные дополнительные возможности создания грузовой базы, о которой говорил президент в своем послании. Поэтому мы это доказываем и на комиссии по Арктике, и в других министерствах. Мы внесли свои предложения в Стратегию пространственного развития, программу развития железнодорожного транспорта, инвестиционные программы РЖД.

            С логистикой создается дальнейшее освоение территорий, привязка к отдельным промышленным объектам. И, конечно, решаются вопросы, связанные с развитием социальной сферы.

            У нас огромные энергетические запасы, поэтому возить по железной дороге через всю страну экономически невыгодно. Доставка до порта, перевалка соответствующими сухогрузами по имеющейся артерии Северного морского пути будет и выгоднее, и дешевле, и гораздо быстрее. И транзит - это тоже один из приоритетных путей, который снижает издержки. Если грузы из Азии идут в Европу, это и безопасно, и сокращает почти в полтора раза срок движения судна по морскому пути. Это вопрос, который встанет и во внешнеэкономических взаимоотношениях с Азиатскими странами. Вот эта экономия может повлиять, в частности, и на развитие инфраструктуры в совместных проектах с нашими западными партнерами. Это тоже надо рассматривать, я думаю, что в приоритете это заложено, и правительство сделает на это упор.

            - Сергей Анатольевич, а как продвигается вопрос с трассой Сыктывкар - Нарьян-Мар?

            - Это наша стратегическая трасса. Так случилось, что два субъекта РФ - Архангельская область и НАО, свою экономическую деятельность осуществляют через территорию республики Коми, а затраты несет субъект. Развитие будущих направлений, обеспечение - вопрос, связанный с перспективами, повышением экономической активности. Оно вроде бы должно распределяться на всех, а затраты идут только по одному субъекту. Когда мы доказывали на федеральном уровне необходимость сделать эту трассу федеральной, нас, наконец, услышали. Последнее решение правительственной комиссии по транспорту, которое состоялось на Красноярском форуме: дорога с 2022 по 2026 годы будет передаваться на федеральный уровень.

            - Нынешний год объявлен в Коми годом культуры, что планируете сделать?

            - Это логичное продолжение года добрых дел в Республике Коми. Мы намерены кардинально изменить инфраструктуру этой сферы: построить новые объекты как за счет бюджетных средств, так и с привлечением инвестиций наших партнеров, произвести ремонт и модернизировать те объекты, которые сегодня в непригодном состоянии. В ближайшие годы мы планируем построить новые дома культуры и социокультурные центры в Княжпогостском, Усть-Цилемском, Усинском районах.

            Надо отметить, что за последние годы реконструировано, построено и отремонтировано 87 объектов. Мы видим эффект: когда в маленьких поселках появляется Дом культуры, появляется новая жизнь, улучшается качество жизни. Безусловно, это является центром притяжения сельской молодежи, да и всех жителей - каждый может найти себе занятие по интересам.

            Мы развиваем библиотеки, театры, интерактивные фонды. Начиная с этого года, мы вводим новый модельный стандарт для муниципальных библиотек. В этом году впервые выделены средства республиканского бюджета на ремонт муниципальных музеев. Продолжаем наращивать грантовую поддержку, в 2018 введено новое направление - проекты в области народных художественных промыслов. Республика Коми является активным участником федерального проекта по обновлению оборудования кинозалов в малых городах - в ближайший год-два мы планируем открыть 8 новых кинозалов.

            У нас короткий день зимой, солнце встает очень поздно, заходит очень рано, и это время надо как-то коротать. Конечно, лучше не бесполезно прожигать жизнь, а выбрать библиотеку, театр, еще что-то, что сегодня дает почувствовать изменения качества жизни.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще