Эксклюзив 26 декабря 2017 г. 14:18

Директор ГМЗ "Царское Село" О.Таратынова: "Надеемся открыть отреставрированный восточный флигель Александровского дворца в год 100-летия расстрела царской семьи"

Директор ГМЗ "Царское Село" О.Таратынова: "Надеемся открыть отреставрированный восточный флигель Александровского дворца в год 100-летия расстрела царской семьи"

           В 2018 году исполняется 100 лет четырем петербургским музеям-заповедникам: "Царскому Селу", "Петергофу", "Павловску", и "Гатчине". Это также год 150-летия со дня рождения Николая II и 100-летия расстрела царской семьи. Директор ГМЗ "Царское Село" Ольга Таратынова рассказала в интервью "Интерфаксу" о том, как будут отмечаться эти события, а также о реставрационных планах, выставочной деятельности и посещаемости музея.

            - Ольга Владиславовна, какова посещаемость ГМЗ "Царское Село" в 2017 году?

            - Мы не стремимся быть самым посещаемым музеем. Более того, мы сознательно летом не рекламируем Екатерининский дворец, потому что у нас уже давно наступил час "ч", когда нужно сокращать посещаемость - чтобы сохранить интерьеры. Министерство культуры разработало методику определения предельной посещаемости музеев. Это было сделано и по нашей инициативе в том числе. Мы нашли механизм расчета предельно допустимого числа людей, находящихся в музее одновременно - при котором возможно обеспечить их комфортность и безопасность. Конечно, большое число людей во дворце - это менее комфортно, чем полупустые залы, как у нас бывает в ноябре и феврале.

            В будущем году мы вынуждены будем сокращать число посещений. Было бы неправильно предпринять такие шаги относительно тех людей, которые приехали сами. Они сели на самолет или поезд, потом на автобус, потратили на дорогу деньги и время, простояли в очереди на вход, а мы им говорим: "Вы не помещаетесь по нормам". Конечно, такого не будет. Поэтому в первую очередь изменения коснутся туристических операторов, которые работают с организованными туристами. Мы не сможем удовлетворить их запросы на сто процентов. И таким образом они будут предупреждены, что часть их туристов не сможет попасть в музей. Так происходит не потому, что мы ленивые и создаем себе комфортные условия: наш музей летом работает с 8 утра до 10 вечера. И порою даже жертвуем санитарными днями, когда нужно залы проверить, помыть, натереть полы. Но мы не можем рисковать жизнью людей и сохранностью интерьеров и предметов.

            - Сколько же было в этом году посетителей?

            - Сразу оговорюсь, что мы, как и другие крупные музеи, оперируем количеством посещений, то есть статистика возможна только по подсчету купленных билетов. Если один человек пришел к нам в парк, посетил два павильона и дворец, то это считается как четыре посещения. В 2017 году было около 3,9 млн посещений - это приблизительно на 200 тысяч больше, чем в 2016-м. Мы будем стремиться к тому, чтобы в отношении дворца посещаемость была меньше, потому что комфортность и безопасность для нас гораздо важнее, чем отчетные цифры и доход. Так что роста в будущем году не обещаю - может, какие-то посещения увеличатся в связи с открытием новых экспозиций, но дохода нам это мало прибавит.

            - Какова структура туристов: больше отечественных или иностранных? Кого больше среди иностранцев?

            - Иностранных туристов у нас немного больше, чем российских. Абсолютно превалируют гости из Китая. В этом году даже октябрь, а обычно это спокойный месяц, был очень насыщенным - по 3,5-4 тысячи посетителей в день.

            - Янтарная комната по-прежнему наиболее притягательна?

            - Приведу убедительный пример. Как-то группа испанцев, увидев огромную очередь в Екатерининский дворец, обратилась в администрацию и стала умолять пропустить их без очереди на экспозицию. Мой заместитель отвечает: "Мы не можем прямо сейчас пропустить на экскурсию, во дворце очень много людей". А они отвечают: "Нам не нужна экскурсия, покажите нам только Янтарную комнату, и мы сразу уйдем". Мы только руками развели: Янтарная комната находится в середине парадной анфилады, разве что приставить лестницу к окну. Вот такой ажиотаж.

            Конечно, Янтарная комната - это бренд, который очень удачно был сформирован. Вокруг нее - тайна и легенда, и это привлекает. Это для нас хорошая школа. Вообще бренд - это практически всё, гарантия успеха музея. Когда я за границей говорю, что работаю в музее-заповеднике "Царское Село", не все понимают, где это. А когда упоминаю Янтарную комнату, все сразу начинают восторженно восклицать. Хотя помимо этого нашего бренда у нас есть много замечательных экспозиций и выставок, которые не менее интересны и ценны. Янтарная комната - свидетельство виртуозной работы реставраторов, но по сути это копия. А четыре года назад мы открыли после реставрации Агатовые комнаты. Это шедевр XVIII века, потрясающее произведение искусства, где всё подлинное и буквально дышит историей. Эти личные апартаменты Екатерины Великой были созданы по ее указанию архитектором Камероном, она лично вносила правки в проект.

            - Будет ли завершена реставрация Александровского дворца в 2018 году? Что осталось сделать?

            - Дворец передали музею в 2010 году, к 300-летию Царского Села. Но надо понимать, что мы получили историческое здание в состоянии, близком к аварийному. Там были инженерные сети 50-летней давности, проложенные для военного института, крыша текла. Наши сотрудники ставили на чердаке огромные корыта - они наполнялись водой, и ее периодически выливали в окно. Наконец, мы добились выделения денег на комплексную реставрацию из федеральной целевой программы "Культура". Но чтобы полностью завершить реставрацию Александровского дворца, нужны еще средства. Поэтому в ближайший год, скорее всего, будем вести работы за собственные деньги.

            - А спонсоров не удалось найти?

            - Они ведь сами в основном выбирают, на что давать деньги. С Александровским, к сожалению, не получилось с крупными спонсорами. Поэтому заработанные Екатерининским дворцом деньги пустим на то, чтобы открыть в будущем году первую очередь Александровского. Мы определили около 9 интерьеров, которые составляли частную половину Николая II и Александры Федоровны. Часть их была утрачена после войны, когда там пытались разместить Музей А.С.Пушкина. Часть интерьеров сохранилась, и мы их будем реставрировать. Восточный флигель, я надеюсь, примет посетителей к концу 2018-го. Это для нас очень важно, так как 2018-й - год 150-летия со дня рождения Николая II. Во-вторых, мы не можем пройти мимо трагической даты расстрела царской семьи. Семья последнего российского императора жила в Царском, отсюда ее увезли в Тобольск, потом в Екатеринбург. Мы хотим показать личные вещи императора, императрицы и детей, помещения, в которых они жили.

            - Какие еще реставрационные работы завершены в 2017 году? Что намечено на 2018 год?

            - Александровский дворец будет основным стратегическим вектором. Второй объект - павильон "Шапель" в Александровском парке, построенный как романтическая полуруина - символ бренности времени. Эта готическая башня с флюгером в виде петушка видна со многих точек Екатерининского и Александровского парков. Внутри посетители увидят отделку зала и копию статуи Христа. Подлинник хранится в Эрмитаже.

            Третий объект для нас архиважный в будущем году - это церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце. Ее купола - один из символов дворца, излюбленный открыточный вид, но мало кто был внутри. После войны церковь показывали посетителям дворца через окно, выходящее на хоры. Это подлинный шедевр Растрелли. К счастью, церковь не горела во время войн и уцелела, хотя фашисты заминировали ее и приготовили к взрыву. Тем не менее, здесь большое количество утрат, мы оцениваем их в 30-35%. Планируем завершить реставрацию в декабре.

            - Будут ли там проходить богослужения?

            - Пока не закончена основная часть работ, рано говорить о режиме эксплуатации. Но мы изучаем опыт Петергофа и Эрмитажа, у которых выработан некий алгоритм сотрудничества с епархией. Вероятно, пойдем по такому же пути.

            - Расскажите о работах по благоустройству парков, которые запланированы на 2018 год.

            - Напомню, что у нас теперь три парка: Екатерининский, Александровский и Баболовский. Последний мы получили в 2014 году в абсолютно запущенном состоянии. Он представляет собой лесной массив - заболоченный, с самосевом, сухостоем. Люди здесь привыкли собирать грибы. Этот исторический парк мы постепенно приводим в порядок. Может быть, не стоит ждать быстрых результатов, потому что, в первую очередь, мы изучаем деревья, определяем их возраст и состояние, сохраняем самые ценные, отмечаем их, лечим. Лечить деревья - это тяжелая история, но мы стараемся продлить жизни этих старинных дубов, лип. В Баболовском парке есть аллея серебристых ив, очень возрастных. Мы их обрезали, подкормили, подлечили, и сейчас они благодарно выпустили молодые побеги и выглядят совершенно иначе. Это работа дорогостоящая и невидимая глазу, но спасать исторические деревья надо. Много сил и средств тратим на уборку самосева.

            В будущем году все внимание будет сосредоточено на Александровском парке. Реставрируя какой-либо павильон, мы одновременно приводим в порядок дороги, которые ведут к нему, мелиоративную систему, создаем красивые ландшафтные композиции. Поэтому сейчас задача номер один - облагородить территорию вокруг павильона "Шапель", это примерно полтора гектара. Будем ремонтировать одну из самых известных аллей Александровского парка - Сиреневую. Она сильно пострадала, сирени осталось совсем мало, будем подсаживать и восстанавливать то, что задумали наши предшественники. Это будет красивая композиция, а главное - она откроет для наших посетителей забытые уголки парка. Также продолжим санитарные рубки в Баболовском парке. Думаю, лет через пять основные наши усилия будут перенаправлены на него.

            - Какие выставки планируется провести в 2018 году?

            - Главной, конечно, будет наша большая совместная выставка с музеями-заповедниками "Гатчина", "Петергоф" и "Павловск". Предполагается, что это произойдет в сентябре в Манеже. Повод прекрасный: в 2018 году исполняется сто лет с момента создания музеев во всех четырех пригородных резиденциях Петербурга. И мы решили отметить это вместе, несмотря на то, что каждый музей индивидуален. Тем не менее, судьба у нас схожая, есть о чем поговорить.

            Продолжит работу и наша выставка "Царское село. 1917 год. Накануне" в Камероновой галерее. В конкурсе "Музейный Олимп" она признана лучшей выставкой уходящего года. Мы ее будем дополнять, расширять, расскажем об интересных фактах из жизни музея. Небольшая выставка фарфора "Диалог цветов" откроется в павильоне "Верхняя ванна" Екатерининского парка.

            В десятый раз проведем "Ассоциации" - театрализованные модные показы в Екатерининском парке. Известные петербургские дизайнеры одежды каждый год создают коллекции на заданную музеем тему. Посетители полюбили эти спектакли моды, их называют главным модным событием лета. Планируем параллельно открыть выставку костюма. Там будут подлинные предметы одежды и аксессуары представителей императорской династии и те, которые создадут современные дизайнеры, вдохновленные личностью императора или императрицы и периодом их правления.

            Продолжим нашу новую традицию - устраивать в павильоне "Арсенал" выставку одного экспоната из фондов Эрмитажа. Разумеется, связанного с темой рыцарства и коллекцией императорского оружия.

            - Камеронова галерея сейчас в лесах...

            - Этот знаковый объект давно ждал своей очереди. Надеюсь, в мае мы откроем Камеронову галерею после реставрации.

            - Как проходят работы по реконструкции Фермы?

            - Планируем завершить их в 2019 году. Все зависит от финансирования. Ферма - это целый комплекс: 9 зданий. Там не только будут содержаться лошади, предусмотрены также детский экологический центр, небольшой музей, кафе, административное здание и даже домашний зоопарк.

            Лошади - это вообще наша царскосельская тема. У нас находится единственное в Европе кладбище лошадей, здесь похоронены кони, которые принадлежали императорам. Сохранились их надгробия. Началось это с лошади, на которой Александр I въехал в Париж. Когда он умер, обожавший брата Николай I решил, что любимые лошади императора заслуживают особого внимания, поэтому распорядился построить Пенсионерную конюшню - здание, где бы эти "высокопоставленные" лошади могли достойно встретить старость. Позже там поселили и других "пенсионеров". Когда животные умирали, их хоронили поблизости. Надгробные плиты лошадей уже восстановлены благодаря меценатам. В планах - провести на этом кладбище работы по мелиорации, установить плиты, отреставрировать здание конюшни и создать небольшой музей, посвященный истории лошадей в Царском Селе.

            - Флейтист, играющий при входе в Екатерининский парк, стал уже визитной карточкой Царского Села. Как сложилась такая традиция?

            - Сасун Аракелян играет уже лет 25 при входе в Екатерининский парк, а посетители с удовольствием слушают музыку, фотографируют исполнителя. Он органично вписался в атмосферу Екатерининского парка. Флейтист не состоит в штате музея, платит нам деньги за оказание услуг на нашей территории.

            - По ощущениям, белок в Царском селе стало даже больше, чем в Павловске. Вы с ними как-то контактируете, привлекаете?

            - Конечно, мы постоянно помним о том, что в наших парках много животных и птиц, и относимся к ним деликатно. Стараемся не внедряться в их жизнь, а наоборот - помогать. Например, при лечении дупел те из них, которые могут стать жилищем для животных, не закрывают сеткой и доступ к ним оставляют открытым. Музей закупает около 100 кг семян подсолнечника для подкормки птиц и белок, устанавливаем специальные кормушки. В прошлом, когда парки только обустраивались, в большом количестве высаживались плодовые кустарники - боярышник, шиповник, калина, мы продолжаем это и сейчас. Кроме декоративной функции кустарники выполняют роль кормовой базы для обитателей парков.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще