Мурманская область подводит итоги прошедшего года. В региональной повестке свою актуальность сохраняют крупные арктические инфраструктурные проекты и подготовка компетентных кадров для участия в их реализации, инвестиционная привлекательность Заполярья. Особое место в итогах 2017 года занимает работа, проделанная в рамках Года экологии. Для чего регион ведет постоянный диалог с федеральными властями и какая природоохранная работа будет проделана в арктическом регионе в будущем, рассказала в интервью "Интерфаксу" губернатор Мурманской области Марина Ковтун.
- Марина Васильевна, на какой стадии сейчас реализация проекта "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла" (МТУ)? В августе министр транспорта Максим Соколов сообщал, что дефицит бюджетных средств составляет 23 млрд рублей, а глава Минэкономразвития Максим Орешкин высказывал опасения, что только угольной направленности МТУ будет недостаточно, нужны иные направления. Как решаются эти вопросы?
- На сегодня начата практическая реализация первого этапа - строительство железнодорожной ветки на западный берег Кольского залива, ведущееся за счёт средств федерального бюджета. Немалая часть работ уже проделана, однако в силу различных объективных причин в федеральной целевой программе до 2020 года средств для полной реализации проекта не хватает. Глава государства поручил правительству принять исчерпывающие меры по реализации проекта в установленные сроки, уточнив его финансово-экономическую модель, перечень включённых в него объектов, состав и обязательства участников. Минтранс России направил в правительство РФ предложения по механизмам завершения проекта к 2020 году с привлечением внебюджетных средств в рамках концессионного соглашения. Так, на Петербургском экономическом форуме было подписано соглашение с потенциальным инвестором - компанией Mercuria по участию в проекте МТУ и созданию нового порта на западном берегу Кольского залива на условиях подписания контракта take or pay.
Минтрансом разработаны разные сценарии реализации проекта, финансовые модели, проанализирована эффективность каждого из сценариев. На данный момент финансовые модели проходят согласование в Росморречфлоте и РЖД.
В рамках проекта также запланировано строительство нефтяного терминала, однако пока нет соответствующей грузовой базы. Вместе с тем приобретение дочерней структурой "Роснефти" - "РН-актив" 100% акций ЗАО "Нефтяной терминал "Лавна" даёт нам надежду, что в обозримом будущем "Роснефть" всё же построит в Лавне современный береговой нефтеперегрузочный терминал для перевалки нефти с арктического шельфа, в том числе с нового месторождения "Победа".
- На полях ММДН Мурманская область вновь инициировала обсуждение льготного ценообразования на электроэнергию для энергоизбыточных арктических регионов. Какие решения разработаны совместно с Минэнерго России, в какие сроки возможно решить эту проблему?
- Энергоизбыточность - палка о двух концах. С одной стороны, Кольская электроэнергетическая система (Кольская АЭС, ГЭС, ТЭЦ) даёт избыток мощности и позволяет обеспечить не только текущие потребности экономики области, но и модернизацию и создание новых производств, а также задействовать электроэнергию в генерации тепла. С другой - не используемые сейчас объемы электроэнергии нужно тоже вводить в оборот. Генерирующие мощности Кольской энергосистемы, в том числе невостребованные, полностью оплачиваются действующими потребителями. То есть было бы разумно реализовать избыток мощности на оптовом рынке для новых потребителей без учета стоимости мощности.
Такая концепция формирования стоимости электроэнергии рассматривалась как её производителями (АО "Концерн Росэнергоатом"), так и нашими самыми энергоемкими предприятиями (АО "СЗФК", АО "Ковдорский ГОК"). По общему мнению, установление правил формирования стоимости покупки избыточных объемов электроэнергии на оптовом рынке стимулирует потребление энергии в регионе. Также особые условия ценообразования нивелируют отрицательное влияние т.н. "северного удорожания" на инвестиционную привлекательность нашего региона.
Кроме того, увеличение объемов реализации электроэнергии в области приведет к поэтапному снижению тарифов, а это тоже важный фактор развития края. Для решения этого вопроса мы направили ряд обращений в профильные федеральные ведомства. Наши предложения поддержаны полпредом президента в Северо-Западном федеральном округе, рабочей группой по развитию промышленности Госкомиссии по развитию Арктики. Готово к их обсуждению и Минэнерго России. О сроках говорить сложно, но работа идёт.
- В инвестпланы ФСК входит создание маршрутов от КАЭС до Ондской ГЭС в Карелии, развитие транзита между Кольской, Карельской и Ленинградской энергосистемами, чтобы открыть доступ к запертой мощности в Мурманской области и шире использовать возможности КАЭС по выработке. Вы уже упомянули запертую мощность, о каком объеме идет речь? Как, по вашим данным, реализуются эти проекты?
- С учетом системных ограничений избыток мощности в Мурманской области - порядка 200-350 МВт. Избыточная мощность идёт в энергосистему Карелии по линиям электропередачи 330 кВ транзита Мурманская область - Республика Карелия - Ленинградская область (Северный транзит). Вместе с тем у нас существует проблема "запертой мощности" из-за недостаточной пропускной способности транзита, которая особенно обостряется летом, когда к избыточной мощности Мурманской области добавляется мощность ГЭС северной части Карелии.
В соответствии с инвестиционной программой ПАО "ФСК ЕЭС" для повышения пропускной способности транзита Мурманская область - Республика Карелия - Ленинградская область и надежности сети 330 кВ до 2019 года на Северном транзите будет сооружена вторая линия 330 кВ Лоухи - Путкинская ГЭС - Ондская ГЭС, а к 2020 году - линия 330 кВ Ондская ГЭС - подстанция Петрозаводская и линия 330 кВ Петрозаводск - Тихвин - Литейный. Насколько мне известно, ФСК планомерно реализует свою инвестпрограмму, и можно надеяться, что её сроки будут выдержаны.
- В регионе создан Мурманский арктический государственный университет. Будет ли он соединен с МГТУ и если да, то в какие сроки? Не вызовет ли это отток абитуриентов - будущих судоводителей, нефтегазовиков - в другие регионы?
- До недавних пор МГТУ был в ведении Росрыболовства. На сегодня оба университета находятся в ведомственном подчинении Министерства образования и науки России. В настоящее время министерство анализирует текущую ситуацию в МГТУ. Сама идея объединения двух ведущих вузов Мурманской области в мощный опорный университет как раз и направлена на то, чтобы "удержать" абитуриентов в регионе. Помимо серьёзного развития материальной, научной, преподавательской базы единый вуз призван обеспечить подготовку специалистов именно по самым актуальным, востребованным в нашей области направлениям и отраслям: горно-химической, металлургической, энергетической, туристической... И, конечно, не в последнюю очередь - морской и рыбохозяйственной. Море от нас никуда не делось, морские кадры области по-прежнему нужны. А значит, остаётся и база для их подготовки.
- Завершается Год экологии, можно подытожить, какая работа была проделана в регионе за год в этой сфере? Какие задачи остаются на будущее?
- В плане проведения в Мурманской области Года экологии было заложено более 100 конкретных природоохранных мероприятий. Общий объем их финансирования составляет 3,4 млрд рублей, 97% из этих средств - внебюджетные инвестиции. Яркими событиями стали появление в области нового природного парка "Кораблекк" площадью 8,3 тыс. га и открытие визит-центра на базе заповедника "Пасвик".
Идут работы по созданию в регионе новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Открытие первых объектов - мусоросортировочного комплекса и полигона ТКО в посёлке Междуречье - состоится уже в декабре. Из проектной стадии в практическую перешла очистка Кольского залива от несанкционированных свалок судов. В августе-октябре в Кольском заливе в районе посёлка Ретинское были подняты два затонувших объекта.
Масштабные природоохранные проекты в Год экологии реализуют наши промышленные предприятия. Так, на площадке АО "Кольская ГМК" в Мончегорске завершен проект по утилизации солевого стока никелевого рафинирования. Инвестиции компании составили более 1,6 млрд рублей. По соглашению о сотрудничестве между правительством Мурманской области и АО "Апатит" в этом году на предприятии введено в строй современное оборудование для утилизации и обезвреживания опасных производственных отходов - автошин, отходов резины, твердых нефтешламов и т.п. Объем финансирования проекта составил 29,5 млн рублей.
Помимо этого, большая работа велась в сфере экологического просвещения: в регионе прошли многочисленные тематические фестивали, конференции, выставки, форумы, творческие конкурсы, субботники и т.д. Важность такой работы преуменьшать тоже нельзя. Охрана природы начинается с экологического сознания, с персональной ответственности каждого.
Ключевые задачи у нас остаются прежними - создание современной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, продолжение ликвидации накопленного экологического ущерба, развитие системы экологического воспитания и просвещения. Год экологии подходит к концу, но он дал нам хороший дополнительный толчок в этом направлении, и работу мы обязательно продолжим.