Эксклюзив 23 ноября 2017 г. 18:26

Президент Ассоциации "НП "ККС" А.Харламов: "Мы видим поступательное движение в реформировании лесного и земельного законодательства"

Президент Ассоциации "НП "ККС" А.Харламов: "Мы видим поступательное движение в реформировании лесного и земельного законодательства"

В 2017 году внесены изменения в действующее законодательство в сфере регулирования земельно-имущественных отношений. О первых результатах правоприменительной практики, особенностях, недостатках и возможностях дальнейшего совершенствования правового поля в интервью "Интерфаксу" рассказал президент Ассоциации "Некоммерческое партнерство по эффективному управлению имуществом корпораций "Клуб Корпоративных Собственников" (Ассоциация "НП "ККС") Алексей Харламов накануне ежегодной международной конференции "Управление недвижимостью корпораций/Real Estate Management in Corporations" (REMIC 2017), которая пройдет в Санкт-Петербурге 24 ноября 2017 года.

- Алексей Сергеевич, в связи с чем было принято постановление правительства РФ №1083 от 8 сентября 2017 года, утвердившее Правила охраны магистральных газопроводов, и что изменилось после его принятия?

- Дело в том, что предыдущий документ, регулирующий эти отношения, был утвержден Минтопэнерго еще в 1992 году, и по большинству своих положений перестал соответствовать изменившемуся законодательству. Более того, по некоторым вопросам он просто не содержал каких-либо норм, которые позволяли бы эффективно регулировать эти отношения сейчас. Как было отмечено в выступлениях руководства страны, вопрос регулирования зон с особыми условиями использования территорий принял некоторую остроту и, так скажем, социальный накал. Необходимость актуализации этого правового поля применительно к магистральному трубопроводному транспорту. В совокупности все это и привело к тому, что правительством Российской Федерации были утверждены Правила охраны магистральных газопроводов.

Документ на сегодняшний день, по-моему, достаточно сбалансированный. Он отвечает требованиям текущей ситуации, определяет взаимоотношения сторон (эксплуатирующих организаций, третьих лиц) по согласованию каких-либо действий в границах охранных зон, а также устанавливает перечень работ, которые там запрещено проводить. Я бы особо отметил инновационные положения документа, которые на сегодняшний день говорят о серьезном продвижении вперед – отражение в документах территориального планирования не только сведений об охранных зонах, но и информации о границах минимальных расстояний до магистральных газопроводов. Это важно, потому что законодательством минимальные расстояния не отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.

Не существовало до настоящего времени и такого механизма, который позволял бы в учетных публичных системах отражать указанную информацию. А это ведь важно, потому что когда осуществляется предоставление земельных участков, такие ограничения должны учитываться. Кроме того, нормативным актом предусмотрено, что информация о границах минимальных расстояний до магистральных газопроводов должна быть отражена на публичной кадастровой карте. Реализация данного положения позволит обеспечить открытость и доступность информации, что сейчас очень востребовано.

- Каковы перспективы устранения существующих противоречий в сфере регулирования отношений, связанных с оформлением прав на лесные участки?

- В 2017 году исполняется десять лет с момента принятия нового Лесного кодекса РФ. Не так давно в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на эту тему, где были отмечены положительные изменения в лесном законодательстве. В первую очередь, хотел бы отметить принятый в этом году федеральный закон, устраняющий существующие расхождения между лесным реестром, который исторически велся соответствующими уполномоченными органами, и Единым государственным реестром недвижимости. Провозглашен приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН, что само по себе, на мой взгляд, корректно и правильно, потому что давно назрела необходимость определиться с тем реестром, который будет носить главенствующую роль.

Кроме того, в Лесной кодекс и закон о введении его в действие внесено много положений, которые позволят синхронизировать данные нормативные акты с земельным и иным законодательством. В частности, я хотел бы отметить, что в принятом законе нашли отражение нормы, связанные с возможностью использования частей лесных участков для выполнения различных работ, что ранее закреплено не было. Такая правовая конструкция позволяет сократить время на проведение различных мероприятий, необходимых в ходе ведения хозяйственной деятельности на лесных участках. Кроме того, данный нормативный акт регулирует уточнение границ лесных участков при их обязательной ретрансляции из лесного реестра в ЕГРН. В принципе нужно отметить, что поступательное движение в реформировании лесного и земельного законодательства, убирающее ненужные барьеры и забюрократизированные процедуры, способствует развитию нашего государства. Ведь не секрет, что максимальное вовлечение в оборот как можно большего числа активов напрямую зависит от прозрачности и доступности административных процедур.

Однако было бы неправильно утверждать об отсутствии проблем и вопросов, требующих решения. Так, например, предусмотренная законодательством возможность корректировки границ лесных участков не устанавливает механизм ее реализации с точки зрения пределов возможности таких корректировок – будет ли это зависеть от конфигурации участков, изменения площади, либо еще каких-либо показателей. Кроме того, существуют вопросы, связанные с оформлением прав добычных компаний на земельные (лесные) участки и осуществлением недропользования на этих же участках. Достаточно распространена ситуация, когда объекты недвижимости, связанные с недропользованием, принадлежат одному холдингу, а эксплуатацию указанных объектов на основании соответствующего договора осуществляет специализированная компания, обладающая лицензией на недропользование.

В данном случае существует правовая неурегулированность вопроса, поскольку по законодательству о недрах преимущественным правом на земельные (лесные) участки обладают лицензиаты, то есть компании, имеющие лицензию на недропользование, а земельное законодательство, в свою очередь, наделяет собственников расположенных на земельном участке объектов недвижимости исключительным правом на приобретение соответствующих участков в собственность или аренду. Не исключено, что устранение возникшей правовой коллизии потребует новых изменений в Лесной кодекс. С целью разъяснения вопросов, возникающих в ходе практического применения законодательных нововведений, в сентябре этого года Росреестром уже издано соответствующее письмо. Я полагаю, что в ближайшее время мы можем ожидать разъяснений и от Рослесхоза. Все эти проблемы будут решаться поступательно.

- В настоящее время срок оформления прав на землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности и предназначенную для размещения линейных объектов, составляет около года. При этом размещающие эти объекты организации должны проводить их реконструкцию для технологического присоединения потребителей в срок до четырёх месяцев. Каковы перспективы разрешения этой ситуации?

- Прежде всего, необходимо разработать новые механизмы оформления прав на земельные участки. В частности, надо отметить, что уже давно идет обсуждение вопроса о расширении сферы действия такого вида права на земельные (лесные) участки, как сервитут, для регулирования отношений по размещению линейных объектов. В ближайшее время, мы полагаем, соответствующий законопроект будет предметом обсуждения на законодательных площадках. Применение сервитута, предполагающего облегченные формы учета информации и оформления прав, позволит достаточно серьезно продвинуться вперед.

Кроме того, мы должны посмотреть точечно на саму процедуру оформления прав и понять, какие вопросы требуют детализации, какие процедуры, связанные с формированием участков и постановкой их на кадастровый учет, требуют урегулирования. Прекрасно понимая, что иногда формирование и постановка на кадастровый учет земельных участков (их частей) осуществляется только на период строительства и в дальнейшем указанные участки не потребуются, компании, которые строят такого рода линейные объекты, чаще всего оформляют права на земельные участки на период эксплуатации только под наземными объектами, что представляет собой лишь небольшие по площади земельные участки (например, для ЛЭП – это земля под опорами), а остальная земля возвращается правообладателю. Возникает вопрос: зачем мы тратим столько сил и средств, чтобы провести все установленные действующим законодательством процедуры, а потом вернуть эту землю, потому что она не нужна для эксплуатации объектов.

Законодательное урегулирование сложившейся ситуации, направленное на упрощение некоторых процедур или каким-либо образом их корректировку, позволило бы достичь соответствующего эффекта. Если таким образом проводить совместный поэтапный анализ (в таком ключе мы готовы к сотрудничеству со всеми – с представителями бизнеса, органами власти, в том числе законодательными) возникающих проблемных вопросов, всегда можно найти решения, улучшающие положение всех заинтересованных сторон. Однако при этом ни в коем случае нельзя бросаться в крайности. Надо смотреть детали, ведь даже при существующих нормах есть положительный эффект.

- Прошел год с момента вступления в силу закона о государственной регистрации недвижимости. Возникли ли какие-то проблемы с его реализацией?

- Год для такого закона – это очень мало, но я бы хотел сказать, что этот год показал, наоборот, положительные свойства закона. Сейчас, когда мы имеем объединенный реестр, когда мы наконец-то видим объединение и консолидацию всех функций, выполняемых Росреестром, мы видим положительный эффект. Безусловно следует отметить, что Росреестр выполняет большое количество работы, чтобы обеспечивать соблюдение сроков проведения регистрационных действий, выполнение жестких требований, которые предусмотрены названным законом в части необходимости предоставления документов и так далее. То есть на самом деле закон создал, в первую очередь, очень жесткие правила для самого регулирующего органа, и то, что орган эти правила исполняет, говорит о том, что мы имеем положительную ситуацию и динамику.

На сегодняшний день самый актуальный вопрос, который обсуждается, это совершенствование электронного взаимодействия с Россреестром. Безусловно, для нас всех важны простые механизмы взаимодействия. У всех возникает вопрос работы с массивом данных. Это уже не просто "зайти посмотреть, что это за квартира", например, а как собственник вы хотите посмотреть все данные по вашим недвижимым активам, у вас есть такой инструментарий, вы можете получить выписку из ЕГРН и это увидеть. Но вам ведь хотелось бы увидеть это сразу в телефоне или на компьютере, что-то скорректировать, уточнить, запросить. Вот это сегодня самое важное. Корпоративный блок готов к сотрудничеству и подготовке предложений по улучшению такого доступа.

- Какие направления и пути развития земельного законодательства вы видите?

- Как я уже отметил, необходимо разобрать все, что у нас есть, и понять, где еще можно достичь эффекта. Это касается абсолютно любых процедур. Например, посмотрим на процедуру изъятия земельных участков. Когда в свое время вносились изменения в Земельный кодекс в этой части и вводились подобного рода нормы, были, скажем так, некоторые выступления, в которых говорилось: "Вот вводятся нормы, которые приведут к тому, что население окажется без земли". "Вводятся нормы, из-за которых будет неконтролируемое изъятие земли у собственников" и так далее. Однако этого не произошло, потому что изъятие земли является нормальным институтом, существующим во всех правовых системах, и сейчас последовательно развивается и в нашем законодательстве. В рамках самого процесса существуют моменты, которые могут быть улучшены, и сроки, которые могут быть сокращены. Потому что когда идет процедура изъятия земель, это не значит, что стороны во враждебных отношениях, просто нужна процедура для урегулирования этого процесса.

Наши структуры, осуществляющие строительство автомобильных дорог, сталкиваются с тем, что части земельных участков находятся в аренде или принадлежат на ином праве другим правообладателям. В таком случае строители должны идти по процедуре изъятия земельных участков, так у нас предписано законом. Здесь нет никакого спора, для такого рода ситуаций можно было бы установить упрощенные процедуры, что привело бы к сокращению сроков. Везде надо смотреть и разбирать детали. Второй важный тезис, - это развитие новых институтов и новых механизмов. Повторюсь, в ближайшее время мы планируем, что развитие получит вопрос регулирования сервитутных отношений.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще