Игры чемпионата мира по футболу 2018 года пройдут в нескольких городах России, в том числе в Калининграде. Подготовкой к этому событию власти Калининграда и области занимаются уже несколько лет, понимая, что географическое положение региона обеспечит ему особое внимание не только российскх, но и зарубежных болельщиков из многих стран Европы. О том, что уже сделано в городе для проведения игр ЧМ, рассказал в интервью информационному агентству "Интерфакс Северо-Запад" мэр Калининграда Александр Ярошук.
- Александр Георгиевич, город активно готовится к проведению матчей ЧМ. Можно ли сравнить эту работу с подготовкой Калининграда к празднованию 750-летия в 2005 году?
- В послевоенной истории Калининграда, на мой взгляд, есть лишь три периода, когда город получал серьезные средства на взрывное развитие, вырываясь из будничных проблем, которые традиционно решались поступательно, но неспешно. Прежде всего, это период около 1972 года, когда правительство СССР выделило городу серьезные средства, на которые были построены эстакадный мост, Дворец спорта "Юность", большое количество детсадов и школ, других объектов.
Затем Калининград получил некоторый толчок к развитию накануне празднования своего 750-летия в 2005 году. Тогда на эти цели федеральным центром были выделены средства в размере 1,2 млрд рублей. Но на них было сделано не так уж много для развития города - вся та работа у калининградцев ассоциируется в основном с восстановлением Королевских ворот, которые, действительно, стали украшением города.
И вот теперь нынешний этап развития города, который связан с подготовкой к ЧМ-2018. Калининграду и его жителям феноменально повезло, что мы попали в этот престижный список городов предстоящего "мундиаля". Мы ведь стояли в буквальном смысле этого слова "на весах" и могли в него не попасть. И только благодаря особому отношению к городу президента России Владимира Путина, Калининград в итоге попал в этот список.
В результате город получил колоссальные средства на подготовку к Чемпионату. У нас пройдут лишь четыре матча, но Калининград заметно преобразится в лучшую сторону. Футбольное наследие у нас выразится не только в главной арене и трех тренировочных полях, но и в новых мостах, набережных, магистралях, дорогах, тротуарах, в новом облике реконструированных жилых домов, в новой инженерной и энергетической инфраструктуре.
Такого единовременного финансового вливания из федерального центра в обновление и развитие города не было за всю его послевоенную историю. Столько для города раньше не делалось никогда! Средства еще продолжают поступать, но, по предварительным оценкам, они превышают 100 млрд рублей. Такой грандиозной стройки, которая идет во многих местах Калининграда, а особенно в центре, люди не видели.
Потому, с одной стороны, калининградцы рады этому масштабному обновлению, а с другой - временные неудобства для жителей весьма существенные, особенно в плане транспортного движения. И, пользуясь случаем, хочу попросить калининградцев подождать и потерпеть еще немного. По большому счету, уже в мае 2018 года все наши "футбольные" объекты будут завершены. Люди наяву увидят и почувствуют на себе, что сегодняшние старания и страдания не были напрасными.
- В наследии ЧМ можно выделить остров Октябрьский, на котором строится стадион. Что можно сказать о перспективах этой некогда заболоченной территории?
- Начнем с того, о чем у нас в городе любят говорить - немцы не зря здесь ничего не строили. Да, это реальный факт, что за всю историю Кенигсберга-Калининграда ни немецкие, ни советские власти так и не рискнули заняться масштабным освоением острова между Старой и Новой Преголей из-за непростых природных условий. Город уже давно развивался, обходя эту большую территорию с нескольких сторон. И только благодаря ЧМ мы получили возможности, которые позволили нивелировать тяжелые природные условия и создать задел для комплексного развития острова.
В результате после ЧМ мы получаем отличный стадион, прекрасные набережные и новые мосты, всю дорожную, инженерную и коммунальную инфраструктуру, расположенную на некогда огромной пустой территории общей площадью порядка 25 га. Сегодня она консолидирована насыпным грунтом и приподнята по отношению к реке Преголя. И отныне остров Октябрьский можно развивать как особый район Калининграда, свободный от архитектурного и строительного наследия прошлых лет.
Уверен - сегодня не надо спешить с тем, чтобы побыстрее застроить эту перспективную территорию. Таких мест нет больше не только в Калининграде, но и во многих крупных городах России. Надо взвешенно и грамотно, при максимальном участии общественности и населения, определить, что там должно быть. Это вопрос очень серьезный, и возможно, для его решения потребуется проведение крупного конкурса проектов. И это должен быть такой удачный вариант, воплощение в жизнь которого позволит калининградцам гордиться и восхищаться этой территорией.
Но отмечу, что уже даже сегодня, когда стройка на острове находится в самом разгаре, привычная карта Калининграда, к примеру, сделанная со спутника, уже претерпела серьезные изменения. И потому по итогам подготовки ЧМ-2018 мы получим совершенно другой, обновленный, более красивый и комфортный Калининград.
- Но ведь на острове еще остаются "осколки" прошлого в виде неказистых строений гаражного общества, спортивных баз и непонятных строений. Что с этим делать? Есть вопрос и к внешнему облику строящейся синагоги...
- Поверьте, вопрос старых и обветшалых строений решится довольно быстро - слишком серьезный инвестиционный потенциал у созданной территории. Инвесторы, а они без сомнения будут очень крупными и авторитетными, сумеют договориться с собственниками. Но все будет зависеть от концепции застройки.
Что касается синагоги, строящейся в начале острова на месте аналогичного храма, некогда уничтоженного фашистами, то и здесь вопрос будет решен. Инвестор этого объекта бизнесмен Владимир Кацман дал нам обещание, что к моменту начала матчей ЧМ внешний контур и фасад синагоги будут сделаны, а строительный забор убран. Храм приобретет цивилизованный вид, а территория вокруг него будет благоустроена.
Хочу еще раз отметить, что эти и другие работы по благоустройству мы выполним в мае на всех строящихся объектах, и на всех протокольных маршрутах, которые утверждены FIFA: строительных заборов вы не увидите, все новостройки будут завершены, как минимум, во внешнем периметре.
- А в каком состоянии сегодня протокольные маршруты и какие из них можно назвать основными?
- Для нас и FIFA нет разделения протокольных маршрутов на основные и второстепенные. У нас практически все главные магистрали города так или иначе завязаны на транспортное сообщение с островом Октябрьский. Это Ленинский и Московский проспекты, улицы Дзержинского и 9-го Апреля, Аллея Смелых, проспект Калинин и некоторые другие. Одни уже приведены в хорошее состояние, на других ремонтные работы продолжаются, оставшиеся будут отремонтированы в следующем году. Только в текущем году на дорожный ремонт из федерального и регионального бюджета - и здесь я хотел бы поблагодарить за помощь и понимание ситуации губернатора региона Антона Алиханова - было выделено 1,2 млрд рублей, в следующем - еще почти 800 млн рублей.
Но главное - сегодня нашим автомобилистам еще трудно представить, как изменится качество и безопасность дорожного движения в результате появления новых дорог, развязок, мостов и съездов с них. Ну а пешеходы получат километры тротуаров, которых на отдельных улицах никогда и не было.
- Александр Георгиевич, тема новых и старых мостов в преддверии ЧМ была для вас одной из самых горячих...
- Действительно, проблема была очень серьезной. Четыре года назад администрации были выданы предписания на закрытие всех, подчеркну - всех основных мостов города. За многие годы эксплуатации они пришли в ненормативное состояние. Ситуация обострялась тем, что практически под каждым нашим мостом проходят действующие железнодорожные ветки. Более того, многие мосты соединяют районы города, разделенные железной дорогой. И каждое закрытие моста было сопряжено с транспортным коллапсом в отдельно взятом районе.
Когда мы сделали проекты ремонта мостов и прошли с ними государственную экспертизу, то, если честно, прослезились. На все работы нам требовалось более 3 млрд рублей! Для города и области это были неподъемные средства. Попытались получить какие-либо финансы из федерального бюджета, но без успеха. Однако помогла... статья в газете.
Специалист по строительству мостов, профессор Александр Сергеевич Прокофьев в этой статье критиковал существующие сегодня подходы к ремонту этих сооружений, утверждая, что можно экономить большие деньги, не поступаясь качеством. Я прочитал и обратился к нему за помощью. В результате он провел исследования и заявил, что по его методу, к примеру, ремонт моста на улице Аллея Смелых обойдется нам в 60 млн рублей. И это при том, что госэкспертиза утвердила сумму в 540 млн рублей.
Решение для меня было очень трудным, но безальтернативным. Заявил профессору, что будем с ним вместе стоять под отремонтированным мостом, когда сооружение будет испытываться на максимальную нагрузку гружеными самосвалами. Ну а когда начались ремонтные работы, то практически на каждом мосту выявлялись нестандартные и непредвиденные ситуации. То неизвестные коммуникации откроются, то немецкий бетон не поддается современным отбойным молоткам, то плиты (так называемые переходные плиты) на очередном мосту, в частности на улице Киевской, оказывается, лежали так, что в любой момент могли обрушиться...
Ну а мосты Высокий и Деревянный, что ведут на остров Октябрьский и на главный стадион ЧМ-2018, вообще являются историческими объектами, и потому требовали особых подходов к ремонту. Они должны были сдаваться в конце этого декабря. Но благодаря нашим усилиям и помощи правительства области оба моста будут открыты для движения транспорта 15 ноября, и это долгожданный момент для жителей острова.
- Мосты, дороги и другая инфраструктура - это наследие ЧМ. Но сам чемпионат является, прежде всего, престижным спортивным соревнованием. Сможет ли калининградский спорт также сделать рывок в развитии, используя его спортивное наследие?
- Конечно. Ведь у нас в городе появится не только основной прекрасный стадион, на котором будет базироваться футбольная команда "Балтика", но и три других, которые сегодня строятся как тренировочные площадки. Для городской спортивной общественности реконструированные стадионы "Пионер", "Локомотив" и "Сельма" станут местом притяжения, где можно проводить самые различные соревнования, создавать новые секции и школы, привлекать на занятия как можно большее количество молодежи.
Во время последнего визита в Калининград заместителя председателя правительства РФ по вопросам спорта, туризма и молодёжной политики, президента Российского футбольного союза Виталия Мутко мы вместе с губернатором обратились с просьбой создать в городе Академию футбола (как раз на базе реконструированного стадиона "Пионер"). Это предложение было поддержано и вошло в протокол. Новые стадионы как раз и примут юных академиков.
При этом, думаю, шанс на рывок при грамотном использовании будущего наследия чемпионата имеет не только футбол, но и другие виды спорта. Так, реконструированный стадион "Локомотив" мы хотим передать юным калининградским легкоатлетам, для чего уже после чемпионата там пристроят профессиональные беговые дорожки. Цена вопроса - порядка 26 млн рублей дополнительно. Точная стоимость дополнительных работ будет ясна после госэкспертизы. Футбольное же поле на этом стадионе, конечно, тоже будет использоваться по своему прямому назначению.
Готовность тренировочных стадионов в Калининграде уже сегодня - 95%.
- В рамках подготовки к ЧМ-2018 город приобрел для муниципального предприятия "Калининград-ГорТранс" 100 новых автобусов. А будут ли частные перевозчики обновлять свой автопарк?
- Работа в этом направлении с автоперевозчиками ведется. Они прекрасно знают, что в марте-апреле 2018 года администрация города намерена провести открытый конкурс на право использования определенной маршрутной сети. Прежде всего, перевозчики должны будут обновить парки своих автотранспортных средств, избавившись от откровенного старья, которое уже невозможно привести в хорошее состояние при помощи рекламных наклеек и краски. Также нам необходимо ввести во всем транспорте электронные билеты.
Контракты на маршрутную сеть будут отыгрываться на пять лет. Это даст бизнесу реальную возможность планировать на перспективу свою деятельность, просчитывая возможные риски и прибыли. Однако мы не исключаем, что часть перевозчиков будет не готова к покупке новых автобусов. Тогда мы уже сами будем что-то предпринимать в этой ситуации.
Покупка нового транспорта - задача обременительная, так как существующий тариф на стоимость проезда не позволяет нам говорить о доходах. Но в транспортных вопросах мы всегда находим способы решения проблем. Нашли же мы возможность взять в лизинг в прошлом году сразу 100 автобусов "МАЗ", которые не только украсили город, но и внесли в его транспортную схему достойную составляющую, конкурируя с частными перевозчиками.
Поэтому жителям города и гостям чемпионата в июне 2018 года будет предоставлена хорошая возможность не только прогуляться пешком по новым проспектам, бульварам и набережным, но и воспользоваться обновленным общественным транспортом.