Северо-Запад / Эксклюзив 11 октября 2017 г. 12:57

Замдиректора Пулковской обсерватории Ю.Наговицын: "РФ пользуется западными данными для изучения Солнца, нужна отечественная система телескопов"

Замдиректора Пулковской обсерватории Ю.Наговицын: "РФ пользуется западными данными для изучения Солнца, нужна отечественная система телескопов"

Научная конференция, посвященная Солнцу, проходит в Главной (Пулковской) астрономической обсерватории. О магнитных бурях, вспышках и наблюдениях ученых, а также о будущем обсерватории в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель директора учреждения, доктор физико-математических наук Юрий Наговицын.

- Юрий Анатольевич, в Пулковской обсерватории на этой неделе проходит научная конференция, посвященная солнечной физике. Какие аспекты жизни Светила привлекают ученых? О чем доклады?

- Ежегодная конференция "Солнечная и солнечно-земная физика 2017", проводимая Пулковской обсерваторией, уже 21-я по счету. Она отличается от других подобных российских мероприятий тем, что охватывает практически всю солнечную тематику. То есть у нас рассматриваются доклады как по солнечному одиннадцатилетнему циклу, так и по механизмам излучения на Солнце, космической погоде, по проблемам космического климата, то есть длительным тенденциям космической погоды, и также рассматриваются солнечно-звездные аналогии. Это и есть практически все направления солнечной физики сейчас. По ним мы в течение этой недели заслушиваем доклады.

- Ваш доклад посвящен популяциям солнечных пятен. Расскажите подробнее, о каких явлениях идет речь?

- Раньше мы предполагали, что солнечные пятна - это некий однородный объект. Но как выяснилось несколько лет назад, солнечные пятна образуют две популяции, резко отличающиеся по своим свойствам. Крупные пятна ответственны за такое геоэффективное явление, как солнечные вспышки. Оказывается, их число зависит от фазы одиннадцатилетнего цикла, одной стороны. С другой стороны, оно изменяется в рамках еще более длительного цикла, порядка 60 лет. Все это имеет как фундаментальный, так и практический интерес, поскольку мы должны научиться предсказывать геомагнитные возмущения, которые оказывают очень сильное влияние на техносферу, на здоровье людей. В том числе для космонавтики, для энергосетей, газопроводов и т.д.

- В сентябре наблюдалась мощная вспышка на Солнце, одна из самых сильных за историю наблюдений магнитная буря. Можем ли мы сегодня прогнозировать такие явления?

- Вспышки делятся на разные классы. В сентябре было четыре вспышки класса X. Это самый высокий рентгеновский класс. Если говорить о более слабых вспышках класса М, то их число приблизительно пропорционально одиннадцатилетнему циклу активности Солнца. Чем выше уровень активности, тем больше таких вспышек. А вот вспышки класса X происходят вне зависимости от фазы цикла. Поэтому когда у нас появилась громадная группа пятен на Солнце посреди минимума, то есть было очень много вообще беспятенных дней, можно было сразу сказать, что в них какие-то крупные вспышки будут. Но то, что четыре подряд и класса X, весьма удивительно! Но, кстати, из этих вспышек только одна была особенно геоэффективной, потому что все определяется положением группы относительно центрального меридиана Солнца.

- Ожидаются ли магнитные бури в ближайшие дни? Большие ли вспышки на Солнце?

- Ожидаемые геомагнитные возмущения 11-12 октября могут произойти не из-за вспышек, а из-за прохождения через центральный меридиан Солнца корональной дыры, которая также является геоэффективным явлением. Но геомагнитные возмущения будут слабыми.

- Насколько сегодня изучено Солнце?

- О Солнце мы знаем очень много. Но есть два аспекта - параметрический, какие параметры у Солнца мы можем исследовать, и второй - как давно мы эти параметры исследуем. Пятна открыты четыреста лет назад, а систематические наблюдения начались около 150 лет назад. Нужны длительные систематические наблюдения. Мы знаем о Солнце гораздо больше, чем о других звездах. Но нам не хватает временного охвата, потому что многое на Солнце развивается в динамике. Замечу также, что за последние лет 30-40 мы узнали о Солнце больше, чем за все предыдущее время его изучения.

- Существуют ли идеи организации пилотируемой экспедиции на Солнце или это из области фантастики?

- Это, конечно, фантастика. Существуют проекты автоматических аппаратов, которые приблизятся к Солнцу на рекордно близкое расстояние. Мы хотим наблюдать объекты на Светиле размером 15-20 км. Для исследования тонких магнитных трубок, из которых состоит поверхность нашей звезды, нужен аппарат с хорошим разрешением. Естественно, аппарат, который ближе к Солнцу, видит лучше. Есть еще ряд вопросов, связанных с формированием гелиосферы.

- Известно, что для нормальной работы экипажа МКС важны данные о вспышках на Солнце. Откуда поступают эти данные сегодня?

- У нас в России есть центры прогноза, но, к сожалению, они работают на западных космических данных. Пять лет назад Пулковской обсерваторией и Кисловодской горной станцией предложена программа по возрождению отечественной службы Солнца, которая основана на автоматических телескопах нового типа. Но пока это все требует финансирования. Должно быть порядка семи работающих телескопов, которые надо расставить по всей территории страны. И восьмой в западном полушарии, ориентировочно на Кубе, переговоры с кубинцами ведутся.

- Какие наблюдения в настоящее время ведутся в Пулковской обсерватории?

- У нас все солнечные наблюдения ведутся на Кисловодской горной станции. Там 12 ежедневных наблюдательных программ. Вообще сейчас не привязано изучение Солнца или других объектов к местам их наблюдения. У нас в Пулково занимаются интерпретацией наблюдений, теорией, используются как свои данные, так и данные космических аппаратов, которые лежат в открытом доступе. Это происходит довольно активно. Мы давно наблюдаем за Солнцем посредством интернета.

- Новый директор обсерватории говорил о сворачивании наблюдений из Петербурга и переориентацию на другие площадки и наблюдения через интернет.

- Это не касается солнечных наблюдений, потому что их практически здесь нет. Происходит эволюция телескопов. Раньше у нас был горизонтальный солнечный телескоп АЦУ-5. Сейчас бессмысленно ставить более крупные телескопы, потому что не та атмосфера, нужны выделенные места, например в горах. Наша горная станция близ Кисловодска находится в уникальном месте. Там число наблюдений Солнца в году порядка 340 дней.

- В связи с этим не превратится ли Пулковская обсерватория в итоге в музей?

- Мы работаем все более интенсивно. Солнечное направление у нас одно из ведущих в обсерватории. В Федеральном агентстве научных институтов 725 учреждений. По числу рецензируемых публикаций, приходящихся на одного сотрудника, мы в 2015 году были на четвертом месте, а в 2016 - на шестом. Совершенно не обязательно результатом работы должно быть чистое наблюдение. Нашим конечным продуктом является статья по результатам исследования в научном журнале.

- Какие явления на Солнце прогнозируются в ближайшее время?

- В ближайший год все будет спокойно. Мы вблизи минимальной фазы цикла солнечной активности. То, что произошло в сентябре, это не правило, а исключение. Отдельные геомагнитные возмущения возможны, не очень амплитудные, которые происходят из-за корональных дыр.