Эксклюзив 1 марта 2017 г. 12:07

Губернатор Вологодской области О.Кувшинников: "Нам удалось не только сохранить экономику, но и создать в регионе альтернативные отрасли промышленности"

Губернатор Вологодской области О.Кувшинников: "Нам удалось не только сохранить экономику, но и создать в регионе альтернативные отрасли промышленности"

            В начале текущего года власти Вологодской области объявили о переходе на проектную модель управления. О новом формате работы областного правительства, приоритетных направлениях региональной политики, предложениях по совершенствованию системы межбюджетных отношений в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.

            - Олег Александрович, в начале февраля министр сельского хозяйства России Александр Ткачев предположил, что продовольственное эмбарго сохранится еще 1-2 года. Если через два года продэмбарго будет снято, готовы ли предприятия Вологодской области к конкуренции с иностранными производителями?

            - Я не верю в прогноз о том, что эмбарго будет снято через год-два. Думаю, что ответное эмбарго - запрет на ввоз продуктов питания в Россию из стран Евросоюза, продлится еще, как минимум, пять лет. Это хорошо для российской экономики, для российского сельского хозяйства, это окно возможностей, которое мы сейчас используем, наращивая объем производства сельхозпродукции. Вологодская область здесь показывает очень хорошие результаты. Мы опережаем общероссийские темпы по приросту сельхозпродукции ежегодно где-то на 2-3%. В 2015 году этот показатель составил 105%, в 2016-м - 105,7%, это выше среднероссийских показателей.

            Для нас это возможность нарастить объемы производства традиционных для Вологодской области продуктов. То есть закрыть свои собственные потребности и начинать экспортировать наши продукты за пределы региона. По итогам прошлого года мы установили несколько рекордов, которые показывают наш огромный потенциал. Мы произвели 488 тыс. тонн молока - это максимум за последние 12 лет. Производство картофеля составило 257 тыс. тонн - максимум за последние пять лет. В 2016 году было произведено 66 тыс. тонн овощей - максимальный показатель за 11 лет и 6,5 тонн сливочного масла - самый большой показатель за последние 23 года. Производство сыра мы увеличили в два раза, изготовив 5 тыс. тонн продукта. Все это реальный процесс импортозамещения и создания продовольственной безопасности.

            За последние три года мы увеличили экспорт сельскохозяйственной продукции почти на 10%, а также сократили ее импорт из других регионов РФ на 60%. Доля экспорта сельхозпродукции сегодня составляет 10-12%. Думаю, что в течение ближайших трех-четырех лет этот показатель вырастет до 25%.

            - В 2017 году в Вологодской области упразднили антикризисный штаб, и было объявлено о переходе на проектную модель управления. Каких изменений стоит ждать в работе с инвесторами, бизнесом?

            - Я прошел кризис 2008-2009 годов, будучи мэром Череповца. Тогда мы первыми в стране защитили комплексный инвестиционный план моногорода Череповец, который был признан одним из самых эффективных в стране. После кризиса 2014 года мы одними из первых защитили антикризисную программу Вологодской области. Она была направлена не только на поддержку реального сектора экономики, создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы, но и на создание экономических драйверов в виде альтернативных отраслей промышленности, которые могли бы диверсифицировать экономику, увеличить объем производства. И мы добились главного - сохранив экономику в период кризиса, мы почти по всем отраслевым направлениям нарастили объем производства, объем инвестиций в основной капитал, объем производства наукоемкой продукции, добились создания новых высокотехнологичных рабочих мест.

            Сейчас ситуация в Вологодской области стабильная по всем показателям и реализация антикризисного плана перешла в режим сбора данных - не более того. Поэтому мы настроили работу на другой формат - на формирование расходных статей бюджета по проектному принципу. Мы концентрируем усилия на тех отраслях, которые требуют от нас все большего и большего внимания: образование, здравоохранение, ЖКХ, наукоемкие малые и средние предприятия, производственный сектор. Все расходные статьи теперь мы формируем по проектному принципу. По каждому стратегическому региональному проекту, а их у нас 21, и по каждому стратегическому федеральному проекту - их 11, у нас созданы рабочие группы, назначены руководители, обозначены четкие критерии эффективности их реализации. Мы делаем фокус на решении главных стратегических вопросов, которые интересуют население.

            Поэтому антикризисная программа работает, учитывает данные статистики, а мы перешли на проектный метод управления экономикой.

            - Как введение статуса ТОСЭР в моногороде Череповце повлияет на развитие прилегающих территорий? Может ли повышение производительности труда на развивающихся территориях региона привести к росту безработицы?

            - Главная задача для каждого моногорода - снизить зависимость от градообразующего предприятия. Любая отрасль промышленности циклична: есть подъемы, есть падения. Если подъем - значит, территория расцветает, строится, растет зарплата. Как только наступает стагнация, падение рынков сбыта, падение цен, снижаются налоги, падает жизненный уровень граждан, растет безработица.

            Череповец, первым защитив комплексную программу развития, продолжает двигаться к полной диверсификации экономики города. Сейчас "Северсталь" уже не в том объеме закрывает потребности в рабочей силе, которые были прежде. Если раньше на предприятии работало более 65 тыс. человек, то сейчас - 23 тыс. Так что Череповец уже не столь монозависим от "Северстали", но все-таки монозависимость есть, и мы пошли дальше, подав заявку на создание в городе ТОСЭР.

            Мы создали индустриальный парк Череповец, в котором уже семь резидентов с общим объемом инвестиций в 5 млрд рублей. И теперь мы рассматриваем возможность увеличения резидентов ТОСЭР до 15 с общим объемом инвестиций до 10 млрд рублей. Это позволит увеличить объем производства не только стали или химических удобрений, но и средств производства, машин, оборудования, технологий, стеновых панелей, индивидуальных жилых домов. Все эти предприятия будут созданы на территории опережающего социально-экономического развития.

            Конечно, с увеличением производительности труда, с модернизацией основных фондов предприятий идет высвобождение кадров, и в этой ситуации мы должны проконтролировать отраслевой переток специалистов. Мы должны понимать, что наши химические и металлургические предприятия будут снижать количество сотрудников, потому что идет коренная модернизация основных технологических процессов. Поэтому через службы занятости, переквалификации, через обучение мы должны этот переток направить на предприятия, создаваемые на ТОСЭР. Нельзя допустить резкого высвобождения работников при комплексной модернизации наших производств. Уже сейчас ожидается создание на предприятиях ТОСЭР около 2,5 тысяч рабочих мест.

            - Какие предложения есть у Вологодской области по совершенствованию системы межбюджетных отношений? Что бы хотелось улучшить или пересмотреть во взаимоотношениях федерального и регионального бюджетов?

            - То, что межбюджетные отношения несовершенны, понимают все. Госдолг регионов растет в геометрической прогрессии, по итогам 2016 года он вырос более чем в 2,5 раза, и с этим надо что-то делать. Но те решения, которые принимает правительство и Минфин, наоборот загоняют регионы в угол. Например, был 18% налог на прибыль, стал 17%, в результате регионы потеряли триллион рублей. Если раньше от акцизов на алкоголь в региональные бюджеты шло 50%, то теперь стало 40%. Выход из этой ситуации должен быть один - отменить те решения, которые были приняты. Мы предлагаем передать регионам 100% налогов на прибыль с дивидендов предприятий. Это позволит, в частности, Вологодской области примерно на 1 млрд рублей увеличить доходную часть бюджета.

            Мы предлагаем увеличить межбюджетные трансферты особенно на постоянно передаваемые регионам полномочия. С 2005 года количество региональных полномочий увеличилось с 50 до почти 150 за счет передачи их с федерального уровня. Но соответствующей финансовой основы для этого нет, и поэтому регионы постоянно живут в рамках жесткого дефицита бюджета. Правда, мы, организовав оптимизацию бюджетных расходов, смогли не только сбалансировать бюджет, но и принимать его с профицитом второй год подряд. В этом году мы планируем профицит в 4,5 млрд рублей.

            Конечно, мы поддерживаем предложение Дмитрия Анатольевича Медведева по передаче в региональные бюджеты прироста налога на прибыль.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще