Уходящий год оказался одним из самых тяжелых в его новейшей истории для экономики Ненецкого автономного округа. Об уроках 2016 года, планах на 2017 год и о многом другом в интервью "Интерфаксу" рассказал глава региона Игорь Кошин.
– Игорь Викторович, с какими результатами регион подошел к началу 2017 года?
– Как вы знаете, самым тревожным для нас в завершающемся году было исполнение бюджета. Выпадение доходов казны достигло 35%, и по этому показателю мы обогнали все другие регионы страны. Тем не менее, в 2017 год мы вступаем без задержек зарплат бюджетникам и социальных выплат. Это самое важное. Вхождение в новый финансовый год – имеется в виду январь и февраль – также обещает быть плавным. Кредиторская задолженность на 1 января все-таки есть, но нам удалось ее минимизировать.
– Какой ценой?
– Еще в начале года мы поняли: ничего не делать, просто плыть по течению и надеяться, что рухнувшие цены на нефть – это короткий сон, опасно. Поэтому сразу начали "ужиматься", искать скрытые резервы, убеждать федеральные органы власти, что округу требуется поддержка, привлекать бюджетные и коммерческие кредиты.
В течение года пришлось сократить бюджетные расходы примерно на 3 млрд рублей. Старались сокращать в первую очередь инвестиционные программы и очень деликатно относиться к социальным. Вы знаете, как непросто это было, с каким сопротивлением мы сталкивались. Но, поверьте, это было необходимо и даже неизбежно. Перефразировав классика, скажу, что иногда нужно сделать шаг назад, чтобы потом – два вперед. Если бы не трехмиллиардный секвестр, возникали риски неисполнения бюджетных обязательств. Привлекать новые кредиты уже тоже стало рискованно: государственный долг превысил 4 млрд рублей и подошел к черте, когда каждый очередной заем ложится на бюджет непосильной ношей.
Причины выпадения доходов понятны и объективны – снижение рентабельности в нефтяном секторе и специфика Харьягинского соглашения о разделе продукции (СРП). Оно, напомню, приносило в последние годы около трети всех поступлений в окружную казну. Но, как еще раз показал опыт 2016 года, СРП по-настоящему "кормит" округ только при нефтяных котировках от 70-80 долларов за баррель.
- Из-за падения цен на нефть сократились поступления в окружной бюджет. За счет чего вы компенсируете выпадающие доходы? Какие субсидии запланированы из федерального бюджета на 2017 год?
- Сегодня округ плотно взаимодействует с профильными федеральными министерствами. Учитывая сложности с бюджетом, такая поддержка для нас очень важна. С помощью средств федерального бюджета мы строим школу и детский сад. Также в 2016 году округ получил значительные средства на строительство автодороги, соединяющей Нарьян-Мар и Усинск. Также мы строим и внутренние городские дороги.
Конечно, участвуем еще не во всех программах софинансирования, но поступательно движемся, чтобы расширить круг совместных проектов.
- Добыча нефти в НАО за 9 месяцев относительно прошлого года выросла на 8,5% - до 11,7 млн тонн. По итогам 12 месяцев эта цифра может вырасти на 12% и составить 16,3 млн тонн. Как сопоставимо вырастут налоговые поступления в бюджет региона?
- Вся доходная часть окружного бюджета состоит из трех основных частей: налога на имущество, налога на прибыль и соглашения о разделе продукции (СРП).
Первая часть зависит от имущества, которое есть в округе. Основная часть (примерно 5 млрд рублей) - имущество недропользователей. Но налоговые доходы не зависят от того, сколько нефти они добудут, а зависят от того, сколько инвестиций они вложат в территорию. Потому что через год эти инвестиции станут имуществом – скважиной, зданием, резервуарным парком, трубопроводом – и уже с имущества мы получим налоговые доходы.
Вторая часть – налоги на прибыль и на доходы физических лиц (НДФЛ). Если компания добывает больше нефти и получает прибыль, то, следовательно, и налог на прибыль возрастает. НДФЛ зависит от заработных плат. И если нефтяники увеличивают затраты на персонал, то компании растут и расширяются.
Третья часть наших доходов – СРП, особый вид договора об учреждении совместного предприятия. Обычно такое соглашение о разделе продукции является договором, заключенным между зарубежной добывающей компанией и государственным предприятием. В России два таких соглашения. У нас – Харьягинское, второе - Сахалинское. Суть соглашения проста: объем добычи нефти умножается на стоимость, из этой суммы вычитаются затраты, полученное делится между государством и инвестором. Часть того, что причитается государству, получает округ, часть получает федерация.
Прямой зависимости между объемом добычи нефти и поступлениями в бюджет нет. Нельзя сказать, что если добыча растет на 12%, то и доходы бюджета вырастут на 12%. Но если цены вырастут на 12%, то мы сразу получим дополнительные доходы в бюджет.
Для нас важен показатель увеличения добычи. Это говорит о том, что объем инвестиций в округ стабильный и на высоком уровне. По прошлому году он составил 110 млрд рублей, в этом году мы ждем, что он также превысит 100 млрд рублей. Это говорит о том, что есть перспективные проекты в округе, и деньги в тундру идут.
- Как будет развиваться нефтегазовая инфраструктура округа в ближайшие годы?
- На сегодняшний день округ имеет основную нефтегазовую инфраструктуру. Но наше отличие от Ямала и ХМАО в том, что там вся добычная инфраструктура была создана при советской власти. У нас она появилась в течение 2000-х годов.
Сначала у нас появилось Харьягинское месторождение. От него - выход в Балтийскую трубопроводную систему (БТС), предназначенную для транспортировки нефти с отдаленных месторождений округа в существующую систему нефтепроводов БТС. Также у нас появилась возможность часть нефти направить на Варандейский терминал для танкерной отгрузки и отправки в Мурманск, где происходит накопление в более мощный танкер, и нефть отправляется за рубеж.
Есть ряд перспективных проектов, которые реализуются с середины 2000-х годов. И есть огромные площади, которые сегодня не изучены до конца. Говорить о том, что инфраструктуры нет совсем – нельзя. Основная есть. Дальше каждый недропользователь сам смотрит, куда ему выгодней подключиться.
- Расскажите подробнее о проекте реконструкции АО "Нарьян-Марский торговый порт". Когда она будет завершена?
– В конце 2015 года порт стал "дочкой" Ненецкой нефтяной компании, то есть, по сути, собственностью округа. Это вдохнуло в предприятие новую жизнь: погашена многолетняя задолженность по налогам и сборам, страховым взносам, снят арест с банковского счета. Порт начал работать в нормальном режиме и строить планы на будущее. По итогам навигации 2016 года, несмотря на некоторое снижение объемов переработки, доходы порта остались на уровне прошлого года. В ближайшие месяцы завершится комплексное обследование порта, которое позволит определить приоритеты развития предприятия, источники инвестиций в реконструкцию.
В этом году прошел аукцион на два газовых месторождения - Ванейвисское и Лаявожское. Недропользователи, которые готовят план их освоения, планируют транспортировку через порт и через Нарьян-Мар. Это ускорит реконструкцию порта, потому что недропользователи тоже будут в этом заинтересованы.
- Как продвигается проект строительства порта Индига?
- Главная особенность этого порта - глубоководная незамерзающая бухта на побережье Баренцева моря. Проект строительства находится на стадии декларации. Декларация – это полное описание планируемого объекта, справка по объемам перевалочных грузов.
Сейчас она согласуется в Федеральном агентстве морского и речного транспорта. Получим согласование декларации – сможем начать изыскания и проектные работы. Не получим – будем дальше дорабатывать. У нас уже есть положительное заключение администрации морских портов западной Арктики, дирекции государственного заказчика программ развития морского транспорта, администрации Северного морского пути.
Кроме того, "Индига" внесена в перечень проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории арктической зоны министерством экономического развития РФ. Поэтому он рассматривался на арктической комиссии и вошел в перечень приоритетных. Планируется, что "Индига" привлечет более 300 млрд инвестиций. Это масштабный проект, который приведет к появлению удобного и выгодного транспортного коридора. Чем более открытой будет страна, тем больше у нас будет шансов для дальнейшего развития и движения вперед.
- Во времена высоких цен на нефть Ненецкий округ можно было назвать одним из самых социально ориентированных субъектов РФ. Как вы сейчас сохраняете меры социальной поддержки?
- Если говорить про прямые расходы на социальную сферу, то там произошло незначительное уменьшение. В 2016 году, по сравнению с 2015 годом, снижение составило около 10%. В проекте бюджета 2017 года, по сравнению с 2016 годом, снижение затрат на социальную сферу составит около 1,5%.
В регионе действует 147 мер дополнительной социальной поддержки наших жителей. Затраты бюджета на социальную сферу составляют около 2,4 млрд рублей, при том, что обязательных федеральных выплат по этому направление – всего порядка 150 млн рублей.
Если говорить про непрямые социальные расходы, то их мы вынуждены снижать. Идем по пути софинансирования. К примеру, питание в школах у нас было бесплатное для всех детей. Стоимость обеда составляет в среднем 100 рублей в день. С 1 января 2017 года мы вводим 50% софинансирование питания. Половину платим мы, оставшуюся половину будут платить за своего ребенка родители. Для малообеспеченных семей питание останется бесплатным.
Ранее дополнительное образование для детей было бесплатным. Сейчас оно также переведено на софинансирование. Было сложно объяснить родителям, что за ребенка, который раньше ходил в секцию бесплатно, нужно будет заплатить. Поэтому мы внедрили следующую модель: 20% платят родители, 80% - платит округ. При этом треть детей – одаренные дети и дети из малообеспеченных семей - по-прежнему посещают кружки и секции бесплатно.
Важным вопросом для региона остается субсидирование авиаперевозок. К примеру, себестоимость билета из Нарьян-Мара в поселок Каратайка составляет 25-28 тыс. рублей. Пассажиру без льготы билет обходится в 8 тыс. рублей, со льготой - около 5 тыс. рублей. Разница между этими цифрами субсидируется из бюджета.
Зимой мы используем снегоходную технику. Летом, где есть реки, осуществляются водные перевозки. В межсезонье, в тех населенных пунктах, где нет рек, возможны только авиаперевозки. Мы используем самолеты Ан-2 и самолеты ТВС-2МС - экономичную и более комфортную и быструю модификацию Ан-2. Сегодня у нас уже два таких самолета. Жителям они нравятся. Также мы используем вертолет Ми-8, себестоимость летного часа которого оценивается в 110 – 120 тыс. рублей - это дорогое удовольствие.
В прошлом году субсидирование авиаперевозок уменьшилось на 10%. Это тоже сокращение социальных выплат.
Не обходится и без снижения зарплат. Зарплата чиновников в нашем регионе была одной из самых высоких в стране, в среднем около 124 тыс. рублей. Поступательно мы снижаем зарплаты госслужащих с 2015 года. Нам пришлось пойти на беспрецедентный шаг в попытке сбалансировать бюджет. Со следующего года зарплата госслужащих уменьшится на 20%. Это было сложное решение, но мы должны начинать с себя.
- Ненецкий автономный округ традиционно ассоциируется с нефтью и оленеводством. Однако сейчас вы развиваете и другие направления в АПК. Какие проекты, помимо оленеводства, сегодня реализуются в регионе в агропромышленном комплексе?
- В развитии АПК главное для нас – рабочие места и продовольственная безопасность. Мы ушли от субсидирования затрат и перешли на субсидирование конечного продукта. Теперь задача производителя - выпускать больше качественной продукции.
Смена системы субсидирования и увеличение субсидий на конечный продукт незамедлительно дали свои результаты. Мы получили значительный прирост по производству молока. По итогам уходящего года он составил 12,3%, или 400 тонн. Суммарно животноводы надоили 3500 тонн молока. Поэтому сегодня при среднестатистических расчетах корова позволяет заработать 30 тыс. рублей в месяц. Это ведет за собой рост числа крестьянско-фермерских хозяйств.
При сдаче мяса оленя на наш мясокомбинат оленеводы получают субсидии за голову. Также в этом году мы ввели субсидию на овощи, выращенные в открытом грунте.
Последние годы наметилась тенденция, характерная для большинства субъектов: сельское население массово переезжает в город. И это ставит под угрозу продовольственную безопасность региона, потому что село должно кормить город. Для этого мы разрабатываем меры поддержки фермеров. Раньше в регионе не было инструментов для поддержки малого бизнеса. Сейчас введена грантовая система. Мы выделяем средства, на которые можно приобрести все, что необходимо для производства: холодильники, сепараторы, доильные системы, комплексы оборудования.
Также мы занимаемся микрокредитованием. У нас есть залоговый фонд, который позволяет выступать гарантом для малого бизнеса в банках. У нас есть лизинговая компания, благодаря которой бизнес может брать оборудование для производства в лизинг.
- Одним из ваших приоритетов остается строительство недорогого и комфортного жилья, современных школ и детских садов. В то же время географическое положение региона негативно сказывается на стоимости строительства. Есть ли возможность снизить стоимость строительства социальных объектов?
- Ненецкий автономный округ сегодня – это, по сути, остров, потому что не имеет круглогодичного сообщения с "большой землей".
Мы решили открыть в округе свой строительный производственный центр "Заполярье". Сделали небольшой домостроительный комбинат, который позволит нам создавать примерно 20 тыс. кв. м. жилья в год. Важно, что он не зависит от дорог. Наша задача в период навигации завести туда все необходимые строительные материалы для круглогодичного производства. Сегодня мы его уже загрузили: строим школу и детский сад, в том числе с привлечением федеральных средств. Панели и сваи изготавливает наш завод.
Первые жилые дома, полностью изготовленные нашим ДСК, должны появиться в конце 2017 года.
Также мне важно каждое новое рабочее место, поэтому главная задача, которую ставлю своей команде - создать дополнительные вакансии на территории НАО.
– С какими вызовами округ может столкнуться в 2017 году?
– Пожалуй, главный – это рост безработицы. Мы должны подойти к нему подготовленными – реагировать на малейшие изменения на рынке труда. И поскольку возможности казны ограничены, ставка – на создание новых рабочих мест вне бюджетного сектора, поддержка частной инициативы. Как именно – об этом мы чуть раньше уже поговорили.