Северо-Запад / Эксклюзив 14 декабря 2016 г. 12:58

Врио зампреда правительства Калининградской области А.Шендерюк-Жидков: "Региону надо вырваться за барьеры привычных решений"

Врио зампреда правительства Калининградской области А.Шендерюк-Жидков: "Региону надо вырваться за барьеры привычных решений"

            Администрация Калининградской области разработала пакет изменений в федеральное законодательство, призванный, главным образом, создать условия для дальнейшего экономического роста эксклава. О том, как готовились предложения и какие именно нововведения предлагают утвердить власти самого западного региона РФ в интервью "Интерфаксу" рассказал временно исполняющий обязанности заместителя председателя правительства Калининградской области Александр Шендерюк-Жидков.

            - Александр Владимирович, делегация Калининградской области принимала участие в работе Всемирного зернового форума. Чем это было вызвано, ведь наш регион не является крупным производителем зерновых, как Ставропольский край?

            - Нас пригласили выступить на конференции "Экспорт зерна и продуктов его переработки: драйвер российского зернопроизводства", где обсуждались вопросы развития рынков сбыта зерна, инструменты государственной поддержки зернового экспорта, роль государства и бизнеса в экспортной инфраструктуре. Внимание к самому западному российскому региону в отрасли не случайно: Калининградская область демонстрирует серьезные результаты в сельхозпроизводстве, и за последние годы стала уникальным примером того, как экспорт может стать драйвером экономического роста. Калининградский аграрий сумел найти свою нишу в экспортном потоке, проходящем через область.

            Во многом это стало возможным благодаря тому, что буквально три года назад в регионе была создана хорошая инфраструктура, которая сегодня позволяет переваливать порядка 1,5 млн тонн зерновых. И в этот поток региональные сельхозпроизводители направляют более половины выращенных на полях области 500-600 тыс. тонн. В результате аграрии видят, что именно с экспортом связан возможный и необходимый дальнейший рост производства продукции. Так, по итогам 2015 года экспорт сельскохозяйственной продукции, основу которого составили зерновые и масличные культуры, достиг $923 млн, а это уже 34% всего экспорта региональной экономики. Мы планируем расширять посевные площади, увеличивать валовый сбор зерновых. Ожидаем, что к 2020 году в регионе будет собираться до 800 тыс. тонн зерновых и 150 тыс. тонн рапса.

            Однако в ситуации с производством зерновых культур есть и определенная специфика. Если ты ориентирован на экспортный рынок, то уже не можешь диктовать свою цену. Это заставляет отрасль приспосабливаться к жестким условиям, работать с наименьшими издержками, добиваясь высокого качества продукции.

            Поднимался на зерновом форуме и вопрос о дальнейшем развитии нашей инфраструктуры, которая могла бы поддержать российский экспорт зерновых. Любой частный трейдер может прийти и с ходу найти подходящую площадку - на глубокой воде и с выходом на железную дорогу. Речь, конечно, о территории вокруг Калининградского морского канала, где еще есть хорошие места с точки зрения возможных инвестиций в мощности по грузоперевалке.

            Правда, есть и сдерживающий фактор. Сегодня наши прямые конкуренты - это порты Прибалтики. И если диспропорция между литовским и белорусским тарифом по отношению к Калининграду каким-то образом будет ликвидирована либо выровнена тарифной политикой РЖД, мы будем конкурентны. Меры могут быть самые разные, например, субсидирование для перевалки. Если внедрить этот инструмент, мы могли бы бороться не только за российское зерно, но и за зерно Казахстана. Это могут быть и меры тарифного регулирования, которое позволяет выровнять существующую сегодня диспропорцию.

            - Уникальное географическое положение уже давно используется регионом. Закон об Особой экономической зоне - яркое тому подтверждение. А сегодня правительство области "пробивает" новый пакет законодательных инициатив. Расскажите о его основных особенностях?

            - Закон рождался на перспективе 1 апреля 2016 года, когда региональная экономика лишалась привычных таможенных льгот. Все понимали, что нужны новые драйверы роста, которые могли бы сделать область снова привлекательной с точки зрения экономики. Правительство региона и бизнес провели очень большую работу для того, чтобы аккумулировать идеи, которые и легли в основу новыхзаконодательных предложений.

            Первая и самая сложная вещь - это НДС. Сложная не потому, что ее трудно посчитать, а потому, что её сложно поменять. Есть чёткое понимание того, что НДС - это федеральный налог, который собирается в бюджет страны и является незыблемой основой. И когда мы предлагаем ввести для региона льготы по НДС, это вызывает у некоторых структур сопротивление. Впрочем, эту льготу мы всё равно предлагаем и отстаиваем.

            Мы не стремимся вырваться из налоговой системы государства, продолжаем быть ее частью, но льготы НДС уже обусловлены природой эксклавной экономики Калининградской области. Сегодня в регион как свободную таможенную зону, которая действует до 2031 года, можно завезти иностранную продукцию без уплаты НДС. Почему тогда российский производитель, продавая свою продукцию в Калининграде, должен платить НДС? Получается, мы ставим в неравные условия импортера и российского производителя.

            Есть и менее дискуссионные положения. Мы предлагаем обнулить НДС на услуги. Это предложение, прежде всего, направлено на развитие туризма и рекреационного отдыха. В регионе растёт туристический поток, через два года нам предстоит принимать участников и гостей Чемпионата мира по футболу, на побережье ведётся строительство игорной зоны, и льгота по НДС позволила бы существенно снизить стоимость услуг учреждений HoReCa.

            Мы предлагаем: хорошо, если мы не будем ввозить российскую продукцию без НДС, то давайте разрешим предприятиям Калининградской области продавать внутри региона продукцию друг другу без уплаты НДС. Если компания импортировала продукцию и произвела из нее что-либо, то ей надо дать льготу при продаже. В этом нет ничего неразумного, так как товар уже находится в режиме свободной таможенной зоны и его дальнейшая реализация не приведет к потере федерального бюджета - НДС уже уплачен при импорте. Это позволит дать российскому производителю в Калининградской области такие же условия, какие получает импортер.

            - Есть ли менее дискуссионные предложения?

            - Пожалуй, сопоставимой по уровню влияния на экономику региона может стать ещё одна предлагаемая нами новелла - социальные взносы. На сегодня их общий объем составляет для предприятий 30%. Мы предлагаем снизить эти расходы до 7,6%. Колоссальная экономия для организаций с большим количеством рабочих мест и эффективный, мы надеемся, инструмент того, чтобы "обелить" зарплаты.

            Предполагается, что бенефициарами этой льготы станут такие крупные предприятия, как "Автотор", "Содружество". Но в эту категорию могут войти и менее крупные компании, с гораздо меньшим оборотом, но свысокой долей человеческого капитала в себестоимости.

            В то же время льготы по соцвзносам могут стать серьезным аргументом для очень прогрессивной категории инвесторов. Человеческий капитал - это та инвестиция, которая области очень нужна, тот вектор, по которому развивается мировая экономика: IT-сектор, медицина, биотехнология, компании с большим объемом научно-исследовательской работы.

            Льгота не новая, она заложена в преференциях территорий опережающего развития, мы ее лишь повторяем. Но считаем, что она будет особенно эффективной в условиях Калининградской области - региона с очень хорошей привлекательностью условий для жизни и работы. За последние 20 лет в регионе появилось не так уж много действительно крупных промышленных предприятий, а вот в малом и среднем бизнесе - большое предложение. И при наличии такого стимула, как льготы по соцвыплатам, есть отличный потенциал развития сферы услуг, всего, что связано с созданием комфортной, привлекательной, современной среды для жизни.

            - Александр Владимирович, есть ли в проекте закона предложения, направленные на повышение инвестиционной привлекательности региона?

            - Есть. Тоже сложные и дискуссионные. Это элементы налогового стимулирования международной торговли и международного финансового рынка. Мы предложили, а федеральное Минэкономразвития поддержало нашу инициативу по введению льгот для предприятий трейдинга. Речь идет о компаниях, которые могут находиться на территории России, но вести бизнес по всему миру. Это глобальные трейдеры, которые, к примеру, покупают товар в Китае, а продают его в Бразилию.

            Мы предложили норму, которая распространена в других государствах мира, - ввести льготное налогообложение на прибыль в размере 5% для предприятий, которые занимаются торговлей иностранными товарами и расположены в Калининградской области. Для российского законодательства эта льгота новая. Никаких экономических потерь она нанести не может, поскольку этих налогов в российской казне нет вообще.

            С одной стороны, мы не предлагаем вообще отказаться от налога, а делаем его в размере 5%. С другой - мы рассчитываем, что такое новшество может привлечь в Калининград крупных инвесторов трейдинга, прежде всего, российских. Это также станет дополнительным стимулом для развития инфраструктуры, которая будет их обслуживать. И это тоже новые рабочие места, новый бизнес, к примеру, в сфере недвижимости, сервиса, перевозок.

            Мы отдаем себе отчет в том, что эта инициатива непростая и тяжелая в плане её внедрения. Но отказываться от неё пока не намерены, потому что региону, отделенному от основной территории России, постоянно нужно работать на опережение, чтобы сохранить свою конкурентоспособность.

            Федеральный центр сегодня обращает на регион самое пристальное внимание. Это касается всех аспектов, в том числе безопасности, условий для бизнеса. Калининград - то место, где можно экспериментировать, пробовать новое. Нам просто нужно движение, региону надо вырваться за барьеры привычных и обыденных решений.