Аэропорт "Храброво" для Калининградской области является настоящими "воротами в небо", которые обеспечивают транспортную независимость региона. По итогам прошло года аэропорт обслужил более 1,5 млн пассажиров, что значительно превышает население российского полуэксклава. Несмотря на то что комплексная реконструкция "Храборово" началась в 2013 году, в настоящее время процесс заметно отстает от плана. О том, на каком этапе находится модернизация аэровокзала и всей инфраструктуры сегодня, о перспективах развития воздушной гавани рассказал в интервью "Интерфаксу" генеральный директор АО "Аэропорт Храброво" Александр Корытный.
- Александр Семенович, у аэропорта появился новый собственник, о сделке было объявлено еще летом, в настоящее время процесс смены акционеров завершен?
- По состоянию на 31 октября оперативное и финансовое управление перешло к новому собственнику - компании "Новапорт". Передача акций на сегодня, 22 ноября, еще не завершена, но это произойдет в ближайшие дни. И тогда сделка состоится де-юре. В результате собственниками АО "Аэропорт "Храброво" станут компания "Новапорт", у которой блокирующий пакет акций в размере 60%, и холдинг "Синдика" с пакетом в 40%. При этом предыдущий собственник "Синдика" будет участвовать в формировании бюджета, распределении дивидентов, если таковые будут, но без участия в финансовой и оперативной деятельности аэропорта, его реконструкции. Руководящие и направляющие функции "Храброво" будут полностью у "Новапорта".
- Не так давно появилась информация, что "Новапорт" предоставил аэрпорту кредитную линию, какие еще источники финансирования предусматриваются новым собственником?
- Поясню суть ситуации. Кредитная линия, как и прежде, открыта для АО "Аэропорт "Храброво" банком ВТБ. По этой линии компания выбрала определенные средства на реконструкцию аэропорта. Последний транш был в сентябре, когда мы получили 130 млн рублей. После этого кредитная линия была временно закрыта, так как мы за определенный период времени не выбрали всю сумму, предназначенную на реконструкцию. В настоящее время идет перезапуск этой линии, по который компания должна получить порядка 570 млн рублей.
С учетом того, что "Новапорт" взял на себя управляющие функции, он как новый собственник направил 265 млн рублей на продолжение реконструкции. Именно об этих деньгах и было сообщение. 2 октября мы получили 150 млн рублей, а на прошлой неделе еще 171 млн рублей перечислила компания "Новапорт инвест". Это дополнительные средства, которые должны придать стройке ускорение.
В результате реконструкция "Храброво" будет финансироваться из двух источников - кредитов ВТБ и средств "Новапорта".
- А как идет сам процесс реконструкции?
- Новы й собственник достаточно активно включился в этот процесс. Подрядчик перезапускает реконструкцию, которая была остановлена из-за отсутствия средств. В результате мы потеряли хорошие летние месяцы, когда можно было закрыть купол, фасад, а сегодня - заниматься работами внутри здания аэровокзала.
Мы сохранили генерального подрядчика - компанию "Еврогрупп", переподписали с ними договор, в котором произошла индексация предстоящих работ. Сегодня общий объем капитальных вложений составляет 2 млрд 750 млн рублей. Подрядчик за эти деньги сдаст аэровокзал "под ключ". Но там есть и другие виды работ, которые пойдут за счет наших средств.
Естественно, из-за простоя изменились сроки реконструкции, но, как и прежде, сохранилось два этапа проведения работ. Первый этап предусматривает окончание левого крыла аэровокзала в апреле 2017 года, а финальная сдача аэропорта "под ключ" намечена на март 2018 года. Это важный момент, так как до начала ЧМ-2018 по футболу остается немного времени. А согласно заявочной книге ФИФА мы должны были сдать аэропорт несколько раньше, чтобы он поработал в тестовом режиме.
При этом мы надеемся, что при максимуме усилий сумеем сдать аэропорт в эксплуатацию в феврале 2018 года.
- Проект реконструкции аэропорта претерпел значительные изменения?
- Первоначальный проект, еще до прихода "Еврогрупп", был существенно больше, по нему площадь аэровокзала была 60 тыс. кв. метров. С этим проектом мы проходили экспертизу и получали разрешение на строительство в мае 2015 года. По нему мы начинали реконструкцию, и даже сегодня по нему продолжается работа. Когда произошла смена генерального подрядчика, мы пришли к мнению, что площадь в 60 тыс. кв. метров избыточна для нынешнего и перспективного пассажиропотока. Было решено пойти по пути оптимизации проекта. В результате в экспертизу мы зашли с проектом аэровокзала на 40 тыс. кв. метров.
С первого раза экспертизу мы не прошли. В сентябре этого года, исправив все замечания, снова направили документы. Рассчитываем, что в конце ноября - начале декабря получим положительное заключение, разрешение на строительство и начнем активно работать в рамках окончательного проекта.
В финальном виде аэропорт будет рассчитан на пассажиропоток 3,5 млн человек в год. Это серьезный запас прочности, так как сегодня у нас этот показатель составляет 1,5 млн человек.
При этом для пиковых нагрузок во время предстоящего ЧМ-2018 у нас есть технические и организационные решения, позволяющие справиться с большим количеством прибывающих футбольных болельщиков. Это так называемый организационный транспортный мастер-план, согласованный с Росавиацией, транспортной дирекцией ЧМ-2018. Это ряд организационных и технических мероприятий, которые обеспечат максимальную проходимость аэропорта.
Так, если по проекту наша максимальная пропускная способность будет составлять 1250 пассажиров в час, то на время ЧМ-2018 она достигнет 1950 человек в час в одном направлении. То есть на аэровокзале будут работать схемы реверсивного движения пассажиров.. Плюс будут устанавливаться дополнительные мобильные кабины паспортного контроля - около 40 единиц, при этом будет открыто 22 стационарных пункта.
- Сколько самолетов в сутки сможет принимать аэропорт во время пиковых нагрузок?
- В авиации есть такое понятие, как количество взлетно-посадочных операций в час, у нас их сейчас 16. Столько же их будет и во время ЧМ. Это более чем достаточно для "Храброво". И здесь больше вопросов не к работе аэровокзльного комплекса, а к взлетно-посадочной полосе (ВПП). Как известно, ее реконструкция, которая идет в рамках Федеральной целевой программы, тоже заметно отстает от графика.
Усиление и удлинение ВПП серьезно расширит возможности аэропорта по приему самолетов большой вместимости. Мы надеемся, что ФЦП будет выполнена к началу ЧМ, а в последующем позволит нам осуществить новые планы по развитию аэропорта.
- Александр Семенович, тогда вопрос об этих планах. На днях в Калининград приезжала делегация авиакомпании LOT, которая в третий раз попытается организовать регулярное сообщение с Варшавой. Может, есть интерес и со стороны других перевозчиков?
- Зайти в "Храброво" не трудно. С LOT я начал переговоры фактически с июня 2015 года. Мы ожидали, что регулярное авиасообщние с Варшавой откроется в этом году, но, наверное, более реально - в 2017 году. У нас есть уверенность, что иностранные перевозчики будут возвращаться к нам в следующем году, ближе к началу ЧМ-2018, чтобы "обкатать" маршруты. Уже несколько компаний изъявили желание возобновить или начать регулярные полеты - AirBaltic, который уже присутствовал здесь, Czech Airlines, которые были готовы уже в этом году начать полеты в Прагу.
Наш аэропорт интересен таким хабам, как Варшава, Рига, Прага. Мы в этом плане ориентируется на сетевого перевозчика с разнообразным парком самолетов и широкой маршрутной сетью из своих хабов. Российским пассажиром это востребовано.
Словом, интерес к Калининграду есть, и мы его поддерживаем. К примеру, несколько раз встречались с менеджерами SAS, но сегодня у них другие приоритеты в развитии своей маршрутной сети.
Думаю, что ситуация изменится после завершения реконструкции ВПП, где мы имеем так называемые технологические окна и закрываем аэропорт на ночное время, чтобы вести на ней работы. К примеру, AirBaltic и Czech Airlines не смогли согласовать время прилетов в Калининград. Для них оптимальным было вечернее время прилета и ранний вылет для стыковок в своих аэропортах-хабах -это самый "съедобный продукт" для перевозчика и пассажиров. LOT приходит потому, что у него получилось состыковать дневной рейс в Варшаву со своей географией разлета.
- А есть ли интерес у российских компаний к Калининграду?
- Мы стараемся работать в этом направлении, так как интерес к региональным авиперевозкам есть, прежде всего, у жителей Калининградской области и ее гостей. Сочи, Краснодар, Ростов, Екатеринбург и некоторые другие направления востребованы. Сегодня у нас порядка 80% перевозок - это Москва и Санкт-Петербург, хотя предпосылки для других направлений тоже сеть. Так, ведем переговоры по поводу Казани, куда ранее осуществлялись полеты, планируем восстановить и направление на Мурманск.
Надо отметить, что в этом году Калининград вошел в топ-5 направлений по въездному туризму. И здесь, конечно, мы отдаем приоритет отечественным авиакомпаниям, которые прочно стоят на крыле. Создание базовой авиакомпании, которая полетит из "Храброво" по России и зарубеж, в течение ближайших двух-трех лет невозможно. Нет у нас на сегодня и предложений о возможности сделать Калининград местом базирования какой-либо отечественной авиакомпании. Возможно, после окончания реконструкции этот вопрос можно будет поднимать с большей активностью.
- Какая чартерная программа может быть у "Храброво" в 2017 году с учетом уже открытой Турции, надеждами на Египет?
- В первой половине декабря ожидается инспекционная поездка Минтранса в Египет. Если все будет хорошо и полеты в эту страну разрешат, будут новости и у нас. Наши региональные операторы находятся в больших ожиданиях, программа полетов будет быстро заполняемой. Я прогнозирую, что в начале 2017 года она начнется. На первом этапе - в Египет, это будет один полет в неделю или в 10 дней. В апреле планируем полеты в Турцию - до 3-4 раз в неделю.
Также у нас есть запрос от турецкой авиакомпании Onur Air, которая ведет переговоры об открытии регулярного сообщения Калининград-Анталия чуть ли на ежедневной основе в летний период. Это чартер на регулярной основе, когда часть кресел самолета выкупают туристические компании, а остальные места идут в открытую продажу. По такой схеме этим летом наши самолеты летали в Испанию. Кроме того, в следующем году ожидается Тунис, Испания и Греция.
- С какими показателями вы планируете завершить этот год?
- Мы планируем, что по итогам года наш пассажиропоток составит 1,6 млн человек. Это больше, чем в предыдущем году, когда было перевезано 1,54 млн пассажиров. Рост произойдет за счет внутренних перевозок. По международным перевозкам мы находимся в минусе на 50% по сравнению с прошлым годом. И вполне понятно, почему этот произошло.
- А как складывается ситуация с экспериментом "открытое небо", который казался прорывным для "Храброво"?
- Он продолжен на 2017 год благодаря нашим серьезным усилиям. Нам пошли навстречу, несмотря на то, что за два предыдущих года ни одна авиакомпания не воспользовалась этой возможностью. Но это не говорит о том, что у программы нет будущего. Бесспорно, есть. Но, по моему видению, программа может быть связана только с зарубежными авиапереврозчиками, которые начнут возвращаться к нам ближе в ЧМ-2018. Поэтому для нас будущий год станет показательным в плане того, какие компании мы сможет завести в Калининград по статусу "открытое небо".
- Является ли сегодня "Храброво" аэродромом совместного базирования, как это было в прежние годы, или теперь он не имеет никакого отношения к ВВС Балтийского флота?
- Этим статусом наш аэродром обладает, как и прежде. Военный сектор у нас есть, хотя самолетов министерства обороны там сегодня нет. Но это никак не отражается на нашей повседневной работе.
- По вашему мнению, может ли "Храброво" возродить статус хаба, которым он обладал во время существования "КД-авиа"?
- Если говорить объективно, то в ближайшие годы, наверное, нет. Создание своей региональной авиакомпании сегодня очень затратное дело. За последние годы количество авиперевозчиков в стране только сокращается, ни одного не создано. Тем более что авакомпания, которая может быть создана в Калининграде, по действующим правилам не сможет выполнять международные полеты в течение двух лет. А у нас аэропорт имеет статус международного, и все маршруты проходят над территориями других государств.
Даже если предположить, что в "Храброво" может зайти какая-либо российская комания, она должна понимать, что будет не только выполнять полеты, но и зарабатывать деньги. У нас в стране не так уж много авиаперевозчиков, которые могли бы перебазировать сюда даже несколько самолетов. Это связано и с экономикой, и с тем, что реконструкция аэропорта и ВПП продолжится до 2018 года.
Поэтому мы видим свою задачу в максимальном расширении числа авиакомпаний, которые бы включили "Храброво" в свою маршрутную сеть.