Эксклюзив 20 мая 2016 г. 12:50

Директор Культурного центра Елены Образцовой И.Чернова: "Наша задача - сохранить это уникальное место для будущих поколений"

Директор Культурного центра Елены Образцовой И.Чернова: "Наша задача - сохранить это уникальное место для будущих поколений"

            Культурный центр Елены Образцовой 20 мая 2016 года отмечает 20-летний юбилей. За два десятилетия он организовал 10 конкурсов молодых оперных певцов и 5 конкурсов юных вокалистов, лауреаты которых становятся известными на весь мир. Директор Центра Ирина Чернова рассказала в интервью "Интерфаксу" о работе Центра, продолжении традиций Елены Образцовой и проблемах, с которыми сталкивается Центр.

            - Ирина Алексеевна, какова история создания центра?

            - Елене Васильевне (Образцовой) часто приходили мысли создать что-то свое, она хотела передавать опыт молодым певцам. Инициатором создания Центра стала ее сокурсница по консерватории Элеонора Фрадкина. Созданная ею организация носила название "Культурный центр Елены Образцовой "Петербургские меломаны"", впоследствии она была переименована в "Культурный Центр Елены Образцовой". Центр возглавила сама Елена Васильевна. 20 мая 1996 года при поддержке Юрия Темирканова состоялась презентация Центра в помещении Союза Концертных деятелей РФ на Моховой. Этот день и стал днем рождения ее детища.

            Елена Васильевна мечтала, что в этом Центре будут проходить мастер-классы, встречи с великими певцами, хотела организовать свою оперную школу, чтобы передавать знания молодым певцам.

            В 1999 году по инициативе Ларисы Гергиевой был создан Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. В 1999 году прошел первый конкурс, на который приехали звезды мирового уровня. В Капелле был аншлаг, для музыкальной общественности это была "бомба". Никто до этого не видел в нашем городе такого количества оперных звезд - среди членов жюри были Карло Бергонци, Рената Скотто, Федора Барбьери, Зара Долуханова, Виктория де Лос-Анхелес.

            С момента создания Культурного центра остро стоял вопрос о собственном помещении. В 1998 году в аренду Культурному центру Елены Образцовой администрацией города было передано помещение на третьем этаже в доме №65 по Невскому проспекту, известном как "Дом Г.Блока". Оно было в запущенном состоянии, и Культурный центр, привлекая средства из собственного бюджета и личные средства Елены Образцовой, вырученные ею с концертов, долго занимался его реставрацией. Она длилась вплоть до 2011 года. Одновременно с этим велась активная работа по проведению конкурсов, мастер-классов, концертов.

            - На какие средства Центр существовал?

            - На конкурсы средства выделяли и власти, и спонсоры. Одним из постоянных спонсоров всегда был Благотворительный Фонд "Константиновский", он помог провести реставрацию, помогал Елене Васильевне осуществлять творческие проекты.

            - Что изменилось после кончины Елены Васильевны?

            - Мы жили и работали, зная, что Елена Васильевна всегда придет на помощь, ей самой приходилось решать многие вопросы содержания и жизни Центра. На Елене Васильевне все держалось. Она напрямую обращалась и к спонсорам, и к любому человеку власти, вплоть до президента России. Она могла решить любой вопрос и проблему, ведь все они знали Елену Васильевну и относились к ней с большим уважением.

            Сейчас в Культурном центре работают три человека, а организация таких крупных мероприятий, как конкурсы, - работа необычайно трудоемкая. Мы проводим их в сотрудничестве с Фондом Елены Образцовой, который базируется в Москве. Его деятельность больше направлена на благотворительные проекты: сбор средств для помощи ветеранам сцены, молодым талантливым артистам, проведение благотворительных концертов. Фонд также занимается издательской деятельностью, выпускает диски с записями Елены Васильевны.

            Мы же стараемся сохранить то, что оставила нам Образцова. Это наши конкурсы и творческие школы - все проекты, которые были созданы при жизни Елены Васильевны.

            - Как вы оказались в Центре?

            - Я стала директором только в 2013 году. А в 2005 году я пришла в Центр с очень смелой идеей - организовать детский конкурс. Елена Васильевна поверила в меня, и на первый же конкурс я собрала 92 участника.

            В 2013 году Елена Васильевна уже очень плохо себя чувствовала, у нее были постоянные бронхиты, воспаление легких. Никто не знал тогда, что она уже больна, она тщательно от всех это скрывала. А над Центром висел долг и даже было объявлено в СМИ, что центр на грани банкротства. Фактически бремя легло на Фонд Елены Образцовой. В 2013 же году мы открыли новое концертное пространство - Концертный Зал на Невском проспекте, 65 . У него социальная направленность, наши основные зрители - социально незащищенные слои населения: пенсионеры, школьники, люди с ограниченными возможностями, молодые люди, дошкольники.

            - Кто выступает на этой площадке?

            - Молодые люди - студенты консерваторий, Университета имени Герцена, Института культуры и искусств, учащиеся музыкальных школ, школ искусств, домов творчества. Все они имеют свои площадки и концертные залы, но создание ауры вечернего концерта, выпуск афиш, программок дает совершенно иное ощущение молодому музыканту.

            У нас выступают и уже известные музыканты - Мария Людько, Галина Сидоренко, Елена Никитина и некоторые другие, артисты, которые ведут активную концертную деятельность, много выступают на разных площадках. Они и к нам приходят с яркими интересными программами.

            Мы испытываем трудности в оповещении петербуржцев о наших концертах, у нас нет на это достаточно средств. Зачастую это ложится на плечи наших музыкантов, они тем самым приобретают опыт организации и продвижения своих концертов, ведь очень важно, чтобы артист с молодого возраста умел заявить о себе.

            - Центр проводит два конкурса: для детей и молодых оперных певцов. Расскажите об этой работе.

            - У нас за плечами 10 конкурсов молодых оперных певцов, 5 конкурсов юных вокалистов. Кроме того, Еленой Васильевной было организовано несколько мемориальных конкурсов - памяти Лучано Паваротти для теноров, памяти Федоры Барбьери для меццо-сопрано и конкурс камерной музыки памяти Кончиты Бадиа.

            Организация детских конкурсов ложилась в основном на мои плечи, потому что у меня был большой опыт в проведении подобных мероприятий. Сейчас с 3 по 8 июля в Петербурге пройдет Шестой конкурс, правда, впервые мы не получили финансовой помощи от города. Наверное, у городских властей есть какие-то свои объективные причины, хотя нам обещали помочь. Финансовую поддержку нам оказывает Министерство культуры РФ, но, конечно, этих денег недостаточно.

            Мы проводим детский конкурс по модели взрослого. Сам конкурс проходит в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д.Шостаковича, это очень высокая планка для детского конкурса. Этот зал по праву считается одним из лучших концертных залов Европы. Дети получают колоссальный опыт, выступая на прославленной сцене. Их слушает высокопрофессиональное жюри. В этом году в него входят народная артистка России и Украины, художественный руководитель Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Лариса Гергиева, президент молодежного фестиваля "Орфей" в Европе Лариса Джексон, заслуженная артистка России Лариса Рудакова, другие выдающиеся певцы и деятели культуры. Программа конкурса очень тщательно подобрана и профессионально оправданна. Лауреаты получают денежные премии и дипломы, как и во взрослом конкурсе. И если музыкант нацелен на дальнейшую профессиональную деятельность, то он "выстрелит". Пример этому Юлия Лежнева, Гран-при Первого конкурса юных вокалистов Елены Образцовой, которая сегодня поет на лучших оперных и концертных сценах мира.

            - А в конкурсе молодых оперных певцов кто участвует?

            - Возраст участников от 18 до 32 лет. Многие юные вокалисты плавно переходят из детского конкурса во взрослый. С лауреатами детского и взрослого конкурсов мы участвуем в социально значимых концертах и мероприятиях. В этом году мы много выступали в Законодательном собрании Петербурга, нас отметили, приглашали на мероприятия для ветеранов, блокадников.

            - Как Центр отпразднует свое 20-летие?

            - 20 лет существует Культурный центр Елены Образцовой, но у нас не было своего рояля. Елена Образцова не любила что-то просить. Она мне все говорила: "Я привезу тебе Ямаху из Москвы, чего она у меня там стоит?" Время шло, Елена Васильевна много выступала, а рояля не было. И теперь, к 20-летию, Константиновский фонд нам дарит рояль. Мы так рады! Это самое главное событие юбилея.

            Второе событие - это подарок художника Тумана Жумабаева, друга Елены Васильевны. Он нам преподносит в дар портрет Елены Васильевны под названием "Кармен". Я считаю, что он бесценный, один из лучших портретов Образцовой. Когда я смотрю на эту Кармен, то угадываю черты и Кармен, и Графини, и других оперных героинь великой певицы.

            Мы также открываем фотовыставку, ее привез Фонд Елены Образцовой. Это работы Виктора Горячева. Он фотографировал Елену Васильевну в ее квартире во время работы и подготовки к концертам. На 50-летнем юбилее творческой деятельности Елены Васильевны в Большом театре в 2013 году выступала прима-балерина Евгения Образцова, они с Еленой Васильевной очень подружились. Оказывается, Горячев сделал и с ней несколько фоторабот. И теперь выставка называется "От Образцовой... до Образцовой". Два музыканта: певица и балерина, которых объединила фамилия и которые стали душевно близки. Супруг Евгении Андрей Коробцов привезет несколько скульптур малой формы, которые посвящены балету.

            В честь юбилея будут также и поздравления от любимого Еленой Васильевной Аничкова дворца, где она начала петь в 7-летнем возрасте, от лауреатов конкурса юных вокалистов разных лет, от Михайловского театра, где Образцова работала девять месяцев в качестве художественного руководителя, и от солистов Мариинского театра. В лице Павла Егорова придет поздравить Санкт-Петербургская консерватория, где училась Елена Васильевна.

            - Какие задачи ставит Центр на ближайшее время?

            - Делать свое дело и не обращать внимания на пересуды. В том поле, в котором мы сейчас работаем, мы никому не можем перейти дорогу. Конечно, мы будем заниматься конкурсами, творческими школами, а также проводить концерты. Мы всегда всем рады. Уникальность нашего Центра в том, что это настоящее, выстраданное и любимое детище Елены Васильевны. Она всегда была здесь, когда приезжала в Петербург, здесь готовила свои концертные программы, здесь занималась с молодыми певцами. Наша главная задача - сохранить это уникальное место для будущих поколений.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще