Эксклюзив 15 апреля 2016 г. 11:35

Гендиректор ГМЗ "Петергоф" Е.Кальницкая: "Мы готовим колоссальный праздник в честь Года кино"

Гендиректор ГМЗ "Петергоф" Е.Кальницкая: "Мы готовим колоссальный праздник в честь Года кино"

            Один из самых популярных музеев Петербурга - музей-заповедник "Петергоф" - готовится к новому туристическому сезону. Знаменитые фонтаны начнут работу уже 23 апреля, а в конце мая состоится ежегодный Весенний праздник. О реставрационных планах "Петергофа", туристическом потоке и ценах на билеты в новом сезоне рассказала в интервью информационному агентству "Интерфакс Северо-Запад" генеральный директор ГМЗ "Петергоф" Елена Кальницкая.

            - Елена Яковлевна, расскажите, пожалуйста, о реставрационных планах ГМЗ "Петергоф" на текущий год.

            - Реставрация - это наша самая любимая тема, именно в ней мы видим свое предназначение как музея, ведь эта деятельность нацелена на сохранение культурного наследия. Только что мы завершили реставрацию фонтана "Нептун", и музей пережил удивительную минуту возвращения всех его скульптур на историческое место. Царь морей буквально пролетел над Петергофом, эти фотографии облетели интернет. В день праздника фонтанов, 21 мая мы будем открывать и "Нептун" тоже, и решили на это торжественное событие пригласить и горожан.

            Сейчас идет реставрация дворца Монплезир. Это текущая реставрация, мы приводим его в порядок. Восстанавливаются и мраморные скульптуры Монплезирской аллеи. Среди других больших проектов на этот год - реставрация Марлинского вала, ваз и пьедесталов в парке. В Ораниенбауме идет работа над реставрацией скамеек у дворца Петра III. Кроме того, сам дворец сейчас закрылся на реставрацию.

            У нас довольно серьезные планы на год, хотя в этом году у музея значительно меньше средств на реставрацию: время сложное.

            Мы стараемся проводить наибольший объем работ по реставрации в межсезонье. Как только завершается фонтанный сезон в конце сентября, сразу начинаются реставрационные работы. Это всегда очень сложно, ведь при реставрации памятников архитектуры необходимо соблюдать специальные климатические условия, ставить тепловые пушки, следить за уровнем влажности и так далее. Но мы должны находить компромисс между собственным удобством и удобством посетителей, и мы всегда выбираем второе. Гости крайне не любят приходить в парк и видеть памятники и дворцы в лесах, ведь они ожидают, как говорится, "открыточные виды". Мы понимаем это и прикладываем максимальные усилия, чтобы в сезон Петергоф представал в наилучшем образе. Иногда, конечно, приходится вести реставрацию и в летние месяцы, но это исключительные случаи.

            Теперь несколько слов о музейной экономике. На подготовку к сезону, содержание комплекса нам нужно более 100 млн рублей. Из этой суммы в текущем году 17 млн мы получили от государства, 106 млн - наши заработанные средства. В структуре расходов на эксплуатацию парков собственные средства составляют 99 млн, а государственная субсидия - 67. Это показательные цифры, особенно если вспомнить больной для многих музеев вопрос о повышении цен на входные билеты.

            - Действительно, "Петергоф" в этом сезоне поднимает цены. Скажется ли это на посещаемости музея? Какие ожидания по численности гостей в этом году?

            - Цены мы действительно повышаем, но на этот шаг идем впервые за два года. Если бы музей получал стопроцентное бюджетное финансирование, мы бы с великой радостью открыли все парки, дворцы, сделали бы все бесплатным. Но когда у нас финансирования не хватает, а затем оно урезается еще больше (в этом году, например, оно сокращено на 10%, для нас это огромная сумма), мы вынуждены увеличить плату за вход.

            Что касается опасений насчет посещаемости, то их, конечно, нет. Наоборот, есть опасения, что все будет переполнено. Это показали уже первые месяцы года, хотя они несезонные, зимние. В этом году все крупные музеи, а не только мы, ждут "китайского бума". Китайский туризм, который так долго "раскачивался", наконец хлынул в Россию. Это достаточно специфическая публика, к которой надо найти свой подход, новые методы работы. Когда мы готовим музейную программу для туристов - российских ли, европейских ли, - мы твердо знаем, что есть определенный набор обязательных составляющих, пакет услуг, который будет востребован. С китайцами все по-другому. Они не покупают сувениры, они не едят в музейных кафе. Надо готовиться к этому наплыву, и мы приспособимся.

            Последние годы показывают, что посещаемость музея растет на 10-12 процентов ежегодно. В прошлом году "Петергоф" посетили 5 млн туристов. Думаю, в этом году прирост может составить еще тысяч 300, если не больше.

            - Многие годы обсуждается проблема возможности введения бесплатного входа в парки Петергофа для жителей местной округи - Петродворцового района города. Какова ваша позиция по этому вопросу с учетом существующих экономических проблем?

            - В "Петергофе" есть бесплатные билеты для местных жителей, но, все же, я считаю, что система билетов нужна. Не знаю, сколько мы еще продержимся, чтобы билеты для местных были бесплатными. Парки должны охраняться. Возьмем парк "Александрия", который раньше считался местным ЦПКиО. Когда я пришла работать директором "Петергофа" семь лет назад, в "Александрии" жарили шашлыки, совершенно беспорядочно бросали мусор, парк требовал серьезных ремонтных работ. За прошедшие семь лет "Петергоф" вложил в него огромное количество сил, нервов и средств, мы превратили "Александрию" в уникальное общественное и культурное пространство. Этот парк "догнал " и, вероятно, еще и перегонит Нижний парк по посещаемости, потому что в нем сохранилась удивительная энергетика XIX века, николаевской эпохи. Там дышит история - история царской семейной резиденции. У этого парка совершенно уникальное прошлое. Сегодня в "Александрии" воссозданы и открыты Фермерский дворец, Фельдъегерский домик, Телеграф, Детский центр. Плюс к этому полностью приведена в порядок территория парка, сделана мелиорация.

            - Петергоф традиционно реагирует на проведение в России тематических годов: Годы культуры, литературы были отмечены масштабными мероприятиями в ГМЗ. Готовит ли музей особую программу для участия в Годе кино?

            - Да, в этом году мы тоже готовим колоссальный праздник. Он пройдет в начале сентября на Большом каскаде. Это будет не столько посвящение всецело Году кино, сколько более узкой теме - уникальному периоду российского кинематографа под названием "Советский Голливуд". Мы будем рассказывать о комедиях Любови Орловой и Григория Александрова в очень интересном изложении. При подготовке программы я с изумлением отметила, что сегодня эту классику советского кино видели далеко не все. Мне кажется, что наша попытка обратить внимание на эти фильмы, вернуть их и познакомить с ними молодое поколение - правильное решение. Это будет праздник с познавательным оттенком.

            - Как сейчас обстоят дела с консервацией ансамбля в Ропше? Нет ли опасений, что в связи со сложной экономической обстановкой консервация и возможное восстановление ансамбля в Ропше будут отложены еще на год и более?

            - С ансамблем в Ропше все обстоит очень сложно. После зимнего обрушения колонного портика мы получили от министерства культуры 8 млн рублей, сделали первоочередные противоаварийные работы, консервацию руин. Больше денег не получили. Средств нет ни на эксплуатацию ансамбля, ни на что. Мы предпринимаем всевозможные попытки для создания государственно-частного партнерства и поиска инвестора. Немного лед тронулся, но пока окончательно ничего сказать нельзя. Мы несказанно переживаем за Ропшу, потому что без государственного финансирования сделать что-либо с ансамблем невозможно. Хотелось бы уже хотя бы начать проектировать реставрацию Ропши, но и на это нужны очень серьезные средства.

            - "Петергоф" в течение многих лет успешно сотрудничает с различными бизнес-структурами, привлекает спонсорские средства для реализации своих реставрационных, музейных, образовательных проектов. Сейчас находить спонсорские средства сложнее? Были ли случаи отказов от сотрудничества с ГМЗ со стороны иностранных компаний по политическим мотивам?

            - Конечно, сейчас искать спонсоров музею намного сложнее, сказывается экономика. Тем не менее, в течение последних пяти лет мы действительно много сотрудничали с бизнесом, и теперь у нас есть устоявшиеся связи, создан Фонд друзей "Петергофа". Мы также открыли систему пожертвований музею онлайн. Что касается иностранных компаний, то с ними у нас не очень тесные взаимоотношения, но все же и они нам помогают. Несмотря на определенные сложности политических отношений с Германией, у нас есть проект реставрации Китайского дворца в Ораниенбауме, в работе помогает немецкая компания BASF. Они выделили средства на третью очередь реставрации Китайского дворца. Работы уже на старте.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще