Эксклюзив 25 ноября 2015 г. 11:45

Спикер парламента НАО А.Мяндин: "Бюджет 2016 года будет сложным, но сохранит социальную направленность"

Спикер парламента НАО А.Мяндин: "Бюджет 2016 года будет сложным, но сохранит социальную направленность"

            В октябре, учитывая непростые экономические реалии, парламент Ненецкого автономного округа - субъекта Федерации, традиционно являющегося "донором", принял решение о переходе на однолетнее бюджетное планирование. В настоящее время главный финансовый документ региона на 2016 год одобрен в первом чтении. О том, как в условиях дешевой нефти будут финансироваться социальные обязательства, какие меры социальной поддержки предусмотрены в бюджете-2016, налоговых преференциях для бизнеса и в целом о законотворческой деятельности парламента в интервью "Интерфаксу" рассказал председатель Собрания депутатов Ненецкого автономного округа Анатолий Мяндин.

            - Анатолий Васильевич, на ноябрьской сессии в первом чтении был принят закон о бюджете Ненецкого автономного округа на 2016 год. Как вы оцениваете документ и каковы его основные параметры?

            - Доходы окружного бюджета на 2016 год запланированы в объёме 15 млрд 573 млн рублей, расходы - 18 млрд 644 млн рублей. Дефицит составит 3 млрд 71 млн рублей. В качестве основного источника финансирования дефицита бюджета определены банковские кредиты. В следующем году округ планирует привлечение займов на 2,3 млрд рублей и погашение ранее полученных на 2 млрд рублей.

            Основной финансовый документ, по которому округ будет жить весь следующий год, можно назвать сложным, так как половина доходной части окружного бюджета напрямую связана с ценой барреля нефти и курсом доллара. Однако, несмотря на это, бюджет остается социально ориентированным и все обязательства будут выполнены.

            Главной расходной статьёй бюджета-2016 станет образование. На эти цели будет направлено 5 млрд 19 млн рублей, или 26,9% от расходов. На экономику планируется направить 3 млрд 768 млн рублей (20,2%), на социальную политику - 2 млрд 622 млн рублей (14,1%), на ЖКХ - 2 млрд 116 млн рублей (11,4%), на здравоохранение - 1 млрд 919 млн рублей (10,3%).

            - Какие меры предпринимают власти Ненецкого округа для обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в регионе в период экономического кризиса?

            - Основными являются меры, направленные на увеличение доходной базы регионального и местных бюджетов, в том числе через развитие малого и среднего бизнеса. Субъекты малого и среднего предпринимательства - это ключевые элементы, обеспечивающие рост налоговых поступлений в бюджет региона и создание новых рабочих мест.

            Собранием депутатов НАО был принят закон округа о налоговых каникулах для начинающих предпринимателей, расширен перечень видов деятельности при применении патентной системы налогообложения. В округе разработана и реализуется региональная программа поддержки малого и среднего бизнеса. Кроме того, создано учреждение унитарной некоммерческой организации "Фонд по привлечению инвестиций и развитию предпринимательства НАО".

            На Фонд возложены функции, связанные с реализацией программ государственной поддержки, микрофинансированием и гарантиями малому и среднему бизнесу. Основная его задача - вовлечь активное население округа в предпринимательскую деятельность, помочь начинающим предпринимателям пройти регистрационные, разрешительные процедуры, связанные с открытием своего дела, обеспечить микрофинансирование под бизнес-проекты. Помимо создания Фонда, в числе уже принятых мер - упрощение налоговой системы, предоставление грантов и субсидий на развитие бизнеса.

            - Что делается в регионе для повышения инвестиционной привлекательности?

            - Основной объем инвестиций в экономику Ненецкого автономного округа составляют инвестиции в разведку и освоение месторождений углеводородов. Это порядка 97% от общего объема инвестиций. Чтобы повысить привлекательность региона, а также сохранить и приумножить налоговые доходы, власти округа подготовили комплекс мер по повышению инвестиционной привлекательности, в том числе меры, связанные с предоставлением налоговых льгот для инвесторов.

            В этом году депутатами окружного Собрания был принят закон о предоставлении льгот по налогу на имущество компаниям-недропользователям: льготную ставку решено снизить в два раза на определенный период, в зависимости от объемов инвестиций.

            Второй пакет документов - это льготы по налогу на прибыль. Депутаты внесли изменения в региональный закон об установлении пониженной ставки налога на прибыль для организаций: участников консолидированной группы налогоплательщиков и для крупных инвесторов. Ставка налога на прибыль снижена с 18% до 13,5%. Льгота выгодна как предприятиям, так и бюджету региона. Предприятия будут иметь дополнительную часть прибыли в виде льготы. Эту часть прибыли они могут направить на дальнейшее развитие производства. В то же время бюджет округа будет получать дополнительный доход в виде налога на имущество. Тем самым регион привлекает инвесторов, чтобы предприятия вкладывали как можно больше инвестиций в развитие своего производства именно на территории Ненецкого округа. По расчетам экономистов, дополнительные поступления налога на имущество в несколько раз будут превышать размер льгот по налогу на прибыль.

            - Какую ценовую политику проводит регион в условиях экономического кризиса? Что предпринимается для сдерживания роста цен? 

            - Собранием депутатов Ненецкого округа принято кардинальное решение по снижению почти в два раза цен на молоко и молочную продукцию. Сегодня сельхозтоваропроизводителям стало выгодно производить как можно больше молока, творога, масла и других продуктов питания, а у населения появилась возможность покупать эти продукты по сниженным ценам. Теперь местная продукция может конкурировать с той, которая завозится в округ из других регионов страны и из-за рубежа.

            Законодательно введен новый порядок и условия государственной поддержки наших оленеводческих хозяйств, который заключается в предоставлении единой субсидии в виде преференции для каждого хозяйства, которое сдает оленину на единственное в округе предприятие, занимающееся переработкой мяса - ОАО "Мясопродукты".

            Эта субсидия состоит из двух частей. Первая - на реализацию оленины, вторая - на возмещение транспортных расходов. Для каждого хозяйства установлен индивидуальный размер преференции в зависимости от отдаленности оленеводческих хозяйств и транспортной логистики. Новый порядок государственной поддержки позволит стимулировать наши оленеводческие хозяйства реализовывать как можно больше оленины. Сегодня на территории Ненецкого округа в сфере оленеводства работают 13 сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК) и одно государственное унитарное предприятие, а также оленеводческие общины.

            - По каким критериям определяются меры социальной поддержки в Ненецком автономном округе?

            - Помогать надо малоимущим и незащищенным категориям наших граждан. Основой социальной политики на текущий и следующий год в НАО провозглашено строгое соблюдение принципов адресности и нуждаемости, которые предусматривают предоставление мер поддержки в зависимости от уровня дохода, ценза проживания в округе и вклада в социально-экономическое развитие региона. Сегодня получателями разных видов социальных выплат в регионе являются около 80% его жителей. В рамках оптимизации бюджетных средств была проведена ревизия мер социальной поддержки. Собрание депутатов НАО откорректировало соответствующие социальные законы, адаптируя их к новым экономическим условиям.

            - В этом году Уставу Ненецкого автономного округа исполнилось 20 лет. Планируется ли внесение поправок в главный закон НАО?

            - За прошедшие годы произошло много разных событий, совершенствовалось федеральное и окружное законодательство, вносились изменения в Устав округа, но сама структура Устава, его основа осталась незыблемой. Это говорит о том, что нашими коллегами - депутатами первого созыва был принят хорошо отработанный и грамотно подготовленный текст главного закона НАО. На его основе строится работа нашего законодательного органа.

            По инициативе окружного Собрания депутатов был проведен круглый стол с участием всех заинтересованных лиц. По его итогам приняты рекомендации. Создана рабочая группа для рассмотрения рекомендаций и разработки законопроекта по внесению изменений в Устав округа. В частности, депутатов сегодня волнует применение гимна и флага Ненецкого автономного округа как главной атрибутики региона. Мы полагаем, что как гимн, так и флаг НАО недостаточно применяются в жизни округа. Кроме того, в соответствии с указом президента России от мая 2014 года, вся территория округа вошла в состав Арктической зоны РФ. Поэтому есть необходимость это положение отразить в Уставе Ненецкого автономного округа.

            - Сейчас идет обсуждение концепции закона "О развитии Арктической зоны РФ". Чего вы ждете от этого закона?

            - Документ должен обеспечить устойчивое комплексное развитие Ненецкого округа как части Арктической зоны России. С учетом важного геополитического положения Арктики, ее природных богатств, Северного морского пути как кратчайшего транспортного пути из Европы в Азию, принятие федерального закона считаю крайне необходимым. В законе должны быть прописаны конкретные механизмы экономического развития Арктики в части ведения хозяйственной деятельности, развития транспортной инфраструктуры энергетики, добывающей и перерабатывающей промышленности, прописаны нормы, касающиеся совершенствования системы северного завоза, стимулирования туризма и другие нормы, направленные на реальное повышение качества жизни людей, живущих на Крайнем Севере.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще