Эксклюзив 22 сентября 2015 г. 10:03

Директор Северо-Западного института управления Президентской академии В.Шамахов: "Мы предлагаем образовательную траекторию на всю жизнь"

Директор Северо-Западного института управления Президентской академии В.Шамахов: "Мы предлагаем образовательную траекторию на всю жизнь"

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (Президентская академия) отмечает в сентябре пятилетие со дня своего создания. О том, какие современные тенденции в образовании применяются в вузе, как сделать государственную службу более эффективной и какое будущее ждет международные отношения в сфере подготовки специалистов, рассказал в интервью информационному агентству "Интерфакс Северо-Запад" директор Северо-Западного института управления Президентской академии Владимир Шамахов.

- Владимир Александрович, какие современные тенденции в образовании кажутся вам наиболее перспективными с точки зрения подготовки эффективных специалистов?

- Одна из очевидных тенденций сегодня – это оптимизация целого ряда направлений в образовании, оптимизация работы вузов. С одной стороны, она ведет к укрупнению вузов, с другой – к сокращению затрат на них, сокращению штатов и так далее. Конкуренция нужна, но нет причин сохранять мелкие вузы, которым сложно держать высокую планку качества образования. Конечно, часто вызывает вопросы сам процесс объединения вузов. На мой взгляд, вузы должны сливаться таким образом, чтобы дополнять друг друга, а не поглощать, иначе это приведет к сокращению квалифицированного преподавательского состава.

Заметна и отрадна еще одна тенденция: в отраслевых вузах закрываются непрофильные направления. Не должны профильные вузы, готовящие специалистов в определенных сферах, "распыляться" на нетипичные для себя направления. Такое "всеядство" приводит к тому, что в вузе нет достойных преподавателей. В прежние годы в каждом вузе в нашей стране начали плодиться направления по подготовке экономистов и юристов, сейчас, к счастью, тенденция идет в обратную сторону.

Существует три категории вузов: классические университеты, отраслевые вузы, которые готовят специалистов для отраслей, и творческие, педагогические. Для каждой категории должен быть свой набор приоритетных дисциплин. Но пока такого четкого деления у нас нет, как правило, вузы делят либо по масштабам, либо по географическому принципу. Делить же их надо по своему целеполаганию, предназначению.

Северо-Западный институт управления определил для себя зоны компетенции, которые мы постепенно превращаем в зоны превосходства. Наша зона превосходства – это сфера управления, в том числе в отраслях народного хозяйства, в бизнесе. Еще одно наше превосходство – это непрерывное образование. Мы начинаем работать еще со школьниками, предлагаем среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, второе и третье высшее образование, а также курсы повышения квалификации и переподготовки. Мы предлагаем образовательную траекторию на всю жизнь.

Третья зона превосходства – это государственное строительство. При подготовке специалистов мы даем наиболее необходимые навыки в этой сфере.

Также мы культивируем тенденцию на практикоориентированное образование. Я считаю, что не каждому вузу подходит обучение с ориентацией на практику: например, классические университеты не должны быть практикоориентированы. Для отраслевых же вузов должен быть именно такой подход. Мы выбрали направление на проектное ориентирование: обучение через законченные проекты, которые начинаются на первом курсе и завершаются дипломной работой.

- На фоне экономического кризиса все чаще звучат предложения снизить расходы на содержание властных аппаратов. Как найти баланс между доходами и численностью чиновников, эффективностью их работы? Могут ли программы переподготовки и повышения квалификации института помочь органам власти сделать свою работу более продуктивной?

- Это вполне естественные предложения, и не только во время кризиса. Вне всякого сомнения, чиновничий аппарат в нашей стране избыточен и не очень правильно отстроен. Например, существует избыток федеральных служб в субъектах. Получается, что даже в небольших субъектах находятся до 50 управлений федеральных служб. Какой в этом смысл? Это размывание ответственности, а оно никогда к хорошему результату не приводит. Для надзора над работой этих ведомств вводится колоссальное количество контролирующих служб. Плюс есть еще субъектные власти, а также муниципальные. Это перебор.

При этом речь не должна вестись о простом техническом, автоматическом сокращении этих служб. Нельзя просто все сократить, допустим, на 10%. Кого-то, может, и увеличивать надо, а кого-то – совсем ликвидировать. Должно быть не сокращение ради сокращения, а оптимизация работы органов власти.

- Обращались ли представители органов власти Петербурга и Ленинградской области в Институт за экспертными советами о том, как решить подобные проблемы?

- Нет, эти органы к нам по данным вопросам не обращались. Более того, Институт предлагал свои возможности для создания оптимизированной модели. Но на данный момент это не заинтересовало регионы.

- Вы являетесь заведующим кафедрой международных процессов евразийского региона Института. Насколько глубоко, по вашему мнению, может пойти интеграция Евразийского экономического союза? Существует ли необходимость в интеграции образовательных процессов? Как бы вы оценили уровень этой интеграции в настоящее время?

- На мой взгляд, интеграция евразийского региона – это очень перспективное направление. Интеграционный путь я рассматриваю не как возрождение Советского Союза. Евразийское пространство необходимо расценивать с более широких позиций, ведь у нас один континент. Единое пространство должно быть во всем. Хотя сейчас Европа отгораживается от России, но это неправильное решение. Осознание того, что мы не враги и не нацелены на противостояние, даст позитивный результат, а смотреть на Россию как на врагов Атлантической цивилизации – это очень недальновидно. Надо объединяться, и место России – быть соединяющим мостом между Европой и Азией. Сначала – с помощью создания Евразийского ядра, а затем оно может расширяться.

Сотрудничество должно осуществляться, прежде всего, через науку и образование. Необходимо создавать интеграционные программы, интеграционные образовательные стандарты. На мой взгляд, сегодня это главная задача государства. Есть все возможности создать это движение навстречу друг другу снизу: поддерживать сотрудничество между вузами различных государств. Высшая школа в силах решить эту задачу.

- По Вашему мнению и опыту, мешает ли сегодняшняя политическая ситуация студенческому обмену? С какими странами больше всего сотрудничает Институт в этой сфере?

- Судя по статистике Совета ректоров, обмен сохранился на уровне прошлого года в целом по вузам города. Если говорить про наш Институт, то предложений по обмену в этом году стало намного больше. Межвузовские и молодежные контакты не сворачиваются, а скорее даже расширяются. Это хороший признак того, что не все потеряно. Пока противостояние идет на уровне политиков, а народы ни с той, ни с другой стороны не видят угроз или преград.

Наш Институт на данный момент больше всего сотрудничает с вузами Франции, Германии, Китая. Это три главных партнера, если не говорить о государствах СНГ. С Украиной мы приостановили контакты по их просьбе. Студенческий обмен у нас налажен также с Финляндией, Данией, Норвегией, Италией, странами Южной Америки.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще