Глава комитета по культуре Петербурга К.Сухенко: "Город должен удерживать передовые позиции в развитии всех сфер культуры"

Глава комитета по культуре Петербурга К.Сухенко: "Город должен удерживать передовые позиции в развитии всех сфер культуры"

В условиях экономического кризиса, экономии и общего снижения расходов зачастую именно сфера культуры первой идет "под нож". О том, как отразится сложная финансовая ситуация на поддержке проектов в области культуры в Cанкт-Петербурге и каким образом городу удержать статус культурной столицы России рассказал в интервью "Интерфаксу" председатель комитета по культуре Константин Сухенко.

- Константин Эдуардович, как общее сокращение расходов городского бюджета в этом году скажется на сфере культуры?

- Вполне вероятно, что бюджет комитета по культуре при внесении корректировок вырастет. Кроме того, город пошел нам навстречу, отменив все предложения по секвестированию, которые нам казались неоправданными. Поэтому в настоящий момент серьезных тревог за текущий бюджет комитета по культуре нет. С другой стороны, у нас остаются проблемы: к сожалению, мы не отстояли финансирование пополнения фондов библиотек. За это мне, как председателю комитета, стыдно. Но надеюсь, что до конца года мы решим и эту задачу. Есть возможность выделить дополнительные средства библиотекам путем перераспределения финансов с других статей.

Тогда останется, в моем понимании, проблема общего недофинансирования сферы культуры. Сегодня на нужды культуры расходуется порядка 2,5% городского бюджета, что по среднеевропейским и мировым критериям явно не достаточно, а для культурной столицы России недостаточно вдвойне. Бюджет сферы культуры в Петербурге должен быть больше, в этом я убежден. Но данная проблема не связана с текущей экономической ситуацией.

- В свете сокращения расходов городского бюджета статья на реконструкцию Центра современного искусства им.Курехина была увеличена, что, в частности, вызвало вопросы у депутатов Законодательного собрания во время обсуждения корректировки бюджета. Расскажите, пожалуйста, о планах реконструкции Центра.

- Сегодня создан достаточно привлекательный проект. Территория Центра будет увеличена существенно: с 3,8 тыс. квадратных метров до 5,5 тыс. В кинотеатре "Прибой", где располагается Центр имени Курехина, будет фактически достроен еще один этаж с террасами. В целом здание должно стать и внешне, и внутренне – по оборудованию, технической начинке – более современным и отвечающим тем задачам, которые перед собой ставит Центр.

Город хочет видеть оборудованный по последнему слову техники центр искусства, культуры, трансформируемую площадку, где можно будет проводить мероприятия разного формата и разной направленности в русле именно современного искусства. Центр и сегодня работает круглый год, просто там не бурлит жизнь. Надо понимать, что многие потенциальные партнеры, которые хотели бы сотрудничать с Центром и реализовывать вместе с ним различные проекты, приходят, смотрят на довольно плачевное состояние здания и уходят. Их не устраивает то, что сегодня в этих стенах есть.

История с необходимостью реконструкции Центра тянется, наверное, уже лет десять. К сожалению, Центр сегодня существует в неприспособленных для него условиях. Хочется верить, что комитет по строительству (а реконструкция и проведение работ – это именно их тематика) сработает лучше того среднего уровня, с которым мы часто сталкиваемся. Пока будут проходить строительные работы, мы откорректируем и дополним концептуальную часть проекта, определим более полно, что должно проходить в Центре. Плюс к этому мы хотим усилить его кадрами, потому что сегодня в учреждении всего пять ставок.

- Каковы сроки реализации проекта?

- Пока сложно сказать, как будет складываться ситуация. Изначально планировалось начать работы в 2017 году, а в 2018-м завершить. Наверное, было бы хорошо, чтобы мы начали в 2016 году и закончили в 2017-м. Но по тем объемам финансирования, которые сегодня предлагаются, можно сказать, что это сделать будет сложно, средств недостаточно. В любом случае, затягивать процесс нам бы не хотелось.

- Рассматривают ли власти города возможность сокращения или слияния учреждений культуры в целях экономии? Какие городские театры, музеи, библиотеки могут быть реформированы, сокращены? Принесет ли результаты оптимизация процесса?

- Нет, таких проектов у нас нет. Я не сторонник слияний театров и считаю, что они должны существовать такими, какие есть. Каждый театр – это свой мир, к которому надо бережно относиться. Если мы не знаем, кого назначить директором или кому доверить художественное руководство, то это уже другая проблема. Пока я не вижу необходимости объединения ни среди театров, ни среди музеев, ни среди библиотек. Проблема оптимизации ни для одной из этих сфер культуры первоочередной не является.

- Планируется ли как-то реконструировать, "оживлять" городские парки, создавая там современные общественные пространства, как это было сделано в Москве?

- У нас есть понимание, что Александровский парк сегодня должен стать единым смысловым пространством с тем культурным кластером, который сформировался в районе станции метро "Горьковская" вокруг "Великан-парка", вокруг Мюзик-холла, вокруг Балтийского дома, зоопарка, планетария. Вся территория этого парка может быть объединена общей идеей. Возможно, мы будем даже инициировать передачу Александровского парка в ведение комитета по культуре (в настоящее время парк подведомственен комитету по благоустройству – ИФ), чтобы развивать его в единстве с объектами, входящими в этот небольшой культурный кластер.

На мой взгляд, и Таврический сад сегодня должен быть насыщен большим количеством культурных событий, разнообразием культурной жизни.

Есть также идеи – и, кстати, это идеи не мои, а уважаемого президента ГМЗ "Петергоф" Вадима Знаменова – "реанимировать" Екатерингофский парк, восстановить объекты архитектуры, которые там существовали. Это прекрасный пейзажный парк времен Екатерины, который создавался так же, как Петергоф, но впоследствии был заброшен и забыт. Пусть он и не находится в самом центре города, но все-таки там достаточно оживленное место, и мы считаем, что Екатерингофский парк можно и нужно наполнить культурной жизнью. Это одна из идей, которую мы будем рассматривать.

На мой взгляд, сегодня в Петербурге лучшим парком является ЦПКиО на Елагином острове. Павел Андреевич Селезнев, директор этого парка, в моем понимании - один из наиболее успешных менеджеров в развитии современной парковой культуры. У него проводится немало значимых мероприятий, открываются новые и новые музейно-выставочные проекты, руководство очень жестко отстаивает режим парковой территории и не допускает нарушений. Как-то я довольно поздним вечером прогуливался в парке, и обратил внимание, что молодые люди там просто сидят на скамейках и читают что-то: книги, айпады. И я понял - в парке безопасно. Это еще одно свидетельство хорошей работы.

- Министерство обороны РФ недавно передало Музею обороны и блокады Ленинграда дополнительное помещение в Соляном переулке. Принято ли окончательное решение относительно строительства нового здания для музея? В бюджете какого года появятся расходы на данный проект?

- Мы проводили переговоры с главой департамента культуры Минобороны Антоном Николаевичем Губанковым и выразили обоюдную заинтересованность в развитии Музея обороны и блокады Ленинграда в тех исторических помещениях, в которых он находится сегодня. По мнению специалистов комитета, территория, занимаемая музеем, для достойного и адекватного рассказа о блокаде должна составлять не те 1,2-1,3 тыс. квадратных метров, которые она составляет сейчас, а хотя бы 5-6 тыс. Мы будем и дальше вести переговоры с Минобороны и искать возможность развиваться именно в рамках Соляного городка. Пока это для нас главный приоритет. Денег на строительство нового музея у города нет, как нет и концепции этого нового музея. Концепции, которая бы обязывала нас строить новое огромное здание, я пока не вижу.

- В бюджете какого года появятся деньги на новый музей?

- Еще раз отмечу, что для нас сегодня приоритетом является развитие в рамках Соляного городка. Если удастся высвободить там достаточные площади в пределах дополнительных нескольких тысяч квадратных метров, то можно сказать, что задачу мы решим.

Конечно, можно построить и очень красивый новый, современный дом. Но для туристов и для жителей города посещение музея блокады Ленинграда в таких местах, как Купчино или окраины Московского района – при всем уважении к этим территориям – будет несколько вырванным из контекста. Все-таки контекст истории блокадного города – это старый Петербург, центр Ленинграда. Я считаю, что в именно этом направлении нам надо работать. Вновь создаваемые объекты могут находиться и в отдаленных районах, но Музей обороны и блокады Ленинграда должен быть в центре.

Был период, когда делался акцент именно на строительстве нового здания. Но недавно мы общались с Георгием Сергеевичем (Полтавченко – ИФ) на эту тему и договорились о том, что сначала постараемся сделать максимум в рамках Соляного городка.

- Вы были назначены на должность главы комитета по культуре в середине февраля. Насколько изменилось Ваше видение на культурную жизнь за время пребывания на посту председателя? Что делать, чтобы Петербург сохранял неофициальное звание культурной столицы?

- Если говорить о моих впечатлениях, то пока я не работал в комитете по культуре, мне казалось, что в городе не так много культурных событий. Теперь я так больше не думаю. То, что культурная жизнь в городе очень активна, я вижу ежедневно.

К сожалению, в этой сфере сегодня накопилось и много проблем. Я полагаю, что для сохранения звания культурной столицы не как дани истории и прежним заслугам нужно удерживать передовые позиции в развитии самых разных сфер культуры. Нужно и в современных направлениях быть впереди, и в сохранении памятников, и в развитии театрального искусства. Нельзя все сводить к тому, что у нас есть Эрмитаж, есть Мариинка – и поэтому мы культурная столица. Такими же яркими и самобытными должны стать десятки и сотни других учреждений культуры. В этом направлении нужно работать, прежде всего, мне, как председателю комитета. Надо добиться того, чтобы творцы, создающие культурные ценности, чувствовали себя в Петербурге комфортно и хотели работать у нас, а не в Москве или другом городе России или зарубежья. Петербург должен стать для деятелей культуры своей средой.

- А деятели культуры сегодня стремятся в Петербург?

- Я считаю, что тот период, когда из Петербурга уезжали в Москву и за границу, завершился, но возвращаться пока не начали. Я же хочу, чтобы возвращались. И я буду работать над тем, чтобы выдающиеся люди работали в Петербурге и стремились к нам, помогая делать наш любимый город лучше.