Северо-Запад / Эксклюзив 24 февраля 2015 г. 14:42

Директор ТЮЗа им.Брянцева С.Лаврецова: "В эпоху гаджетов от нас зависит очень многое"

Директор ТЮЗа им.Брянцева С.Лаврецова: "В эпоху гаджетов от нас зависит очень многое"

            23 февраля Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры "Театр Юных Зрителей им. А.А.Брянцева" отметил день рождения. Об особой роли, миссии театров юных зрителей в воспитании нового поколения, особой репертуарной политике, премьерах, а также гастрольных планах рассказала в интервью "Интерфаксу" директор театра Светлана Лаврецова.

            - Светлана Васильевна, удастся ли в новых экономических условиях сохранить на прежнем уровне доступность театра для юных зрителей?

            - Когда более 20 лет работаешь в театре, опыт помогает точнее анализировать меняющуюся ситуацию. Но сегодня она меняется как никогда стремительно: иные экономические условия диктуют как перемены в самом театре, так и отношение к нему зрителей. Меня, конечно, мучают опасения, что мы можем потерять зрителя, хотя ценовая политика ТЮЗа всегда очень точно адаптировалась к новым условиям. Зал в нашем театре большой, а поскольку работать в полупустом театре нельзя, мы рассчитываем не на узкую прослойку зрителей, а на весь возрастной и социальный спектр публики, который также непрерывно меняется. И тут очень важна ценовая политика. ТЮЗ и в этом году не повышает цены на билеты, поскольку театр вне зависимости от экономических катаклизмов должен оставаться доступным.

            ТЮЗ всегда придерживался особой репертуарной политики: выпуская спектакли для младших школьников и детей среднего возраста, постановки для молодежи, мы одновременно адресуем их взрослой аудитории. На Малой сцене, которую мы открывали как экспериментальную площадку для "взрослых" театральных опытов, сегодня режиссеры ставят и детские спектакли, предлагая поговорить с младшим поколением "вполголоса", языком камерного театра - более интимным и доверительным, обращенным к небольшой, но концентрированной в узком пространстве аудитории. А у Большого зала театра свой мощный потенциал: это пространство, идеальное для создания ярких мюзиклов, спектаклей с оркестром.

            - И как вам удается соблюсти желаемый баланс цены и качества художественного продукта?

            - Спектакли на Большой сцене всегда требуют значительных финансовых вложений, чтобы художественно освоить огромное театральное пространство. В этом году городской комитет по культуре выделил нам на постановки всего 3 млн рублей, но на эти деньги даже один большой красочный спектакль выпустить трудно:. А ТЮЗ не может выпустить только одну премьеру за сезон, обычно мы их выпускаем три-четыре: труппа не должна застаиваться, да и зритель ждет новых театральных событий. Поэтому руководителю театра надо уметь привлекать сторонние средства, а в нынешних условиях, когда многие склонны привязывать размер гонорара к новому курсу евро, это будет непросто. А надо учесть и гонорарную часть, и стремительно дорожающие материалы, реквизит и костюмы. Видимо, придется вспомнить опыт "лихих 90-х", когда у нас проявилась плеяда сильных, предприимчивых директоров, которые умели "варить суп из топора" и при мизерном финансировании ухитрялись организовать и регулярный выпуск премьер, и гастрольную деятельность.

            При этом нельзя забывать и о "дорожной карте", которая предусматривает ежегодный рост заработной платы. А на это не хватит заработанных театром средств, ведь на значительные хозяйственные расходы нам тоже надо вынимать деньги из собственных доходов, - государство никогда не покрывало эту статью театрального бюджета. В ТЮЗах она всегда была очень весомой: за один выходной наш театр посещают более полутора тысяч зрителей, и одно только обеспечение санитарных норм обходится недешево. Тем не менее, нам есть чем гордиться: по итогам минувшего года средняя заплата по труппе была более чем достойной. Но в дальнейшем повышать зарплату из собственных доходов театру будет все сложнее. Поэтому нашему учредителю стоит задуматься о том, что эту статью должен обеспечивать госбюджет. Сегодня мы тратим на зарплаты 70% от доходов театра, а это неправильно. Мне кажется, что политика комитета по культуре должна стоять на трех китах: помогать деятелям культуры, сохранять культурное наследие и, по возможности, переоснащать подведомственные ему учреждения.

            - Вы одна из немногих практиков театра, кто настойчиво говорит сегодня об особой ответственности ТЮЗов перед обществом…

            - Я уверена, что основная идеологическая ответственность сегодня лежит на театрах, созданных по аналогу ТЮЗа, когда учреждения культуры называли инструментом воспитания общества. Мы сегодня имеем прямое отношение к тому, что будет с поколением, которое идет на смену нашему. В эпоху гаджетов, когда книги выносят на помойку, как ненужный хлам, от нас зависит очень многое. Политика государства сегодня справедливо направлена на сохранение библиотек, а задача театра в этих условиях состоит в том, чтобы в репертуаре было все лучшее, что есть в мировой классике, рассказанное ярким, но доступным для молодежи театральным языком. Как мать 16-летней дочери я сама вижу, насколько уязвим сегодня подросток для сторонних влияний. Мы обязаны вовремя дать ему надежные духовные ориентиры.

            Для нас важно, что в Год литературы ТЮЗ будет говорить с молодыми языком классики: скоро выходит премьера спектакля "Маленькие трагедии" по произведениям А.С.Пушкина в постановке Руслана Кудашова. Мы обязаны больше внимания уделять возрождению и укреплению культурных традиций, которые всегда объединяли нацию в трудные для страны времена, делая ее непобедимой. А нам есть что сохранять.

            Да, мы поддерживаем и будем поддерживать молодых режиссеров и их смелые опыты в поисках нового художественного языка. Но при этом наша главная задача - сделать так, чтобы наши дети выросли в понимании величия своей страны, основанного на духовных ценностях, накопленных предшествующими поколениями. Пора уже перестать стесняться слова "патриотизм". В России оно столь же уместно, как в Великобритании или Америке, которые отнюдь не стесняются называть себя супердержавами. У россиян ничуть не меньше, а то и больше поводов гордиться за свою страну. И вырастить новую плеяду истинных патриотов России - одна из первых задач деятелей театра. На это и был нацелен театрально-телевизионный проект "Герои нашего времени", успешно реализованный в конце минувшего года нашим театром вместе с каналом "Санкт-Петербург" при участии комитета по образованию. Поддержанный правительством и Законодательным собранием города и вызвавший широкий общественный резонанс, проект наверняка не останется разовым мероприятием. Есть мысль сделать его регулярным, и мы тут по-прежнему очень рассчитываем на поддержку города, в том числе и финансовую. Поверьте, эти вложения стократ окупятся ростом нравственного потенциала молодежи, которая, как показал проект, с открытым сердцем готова воспринять те духовные заветы, которые поднимали к высотам подвига тех, кто заслуживает звания героев нашего времени - вслед за признанными героями прошлых лет. И, повторяю, миссия ТЮЗов в этом процессе неоценима.

            - По-вашему, эта миссия менялась во времени?

            - На заре возникновения первых ТЮЗов, когда страну захватила стихия беспризорничества, создатели театров для юношества стремились приобщить детей к театральной культуре, привить им уважение к духовным ценностям, к театру как храму искусства, куда следует приходить в чистой одежде и с чистыми помыслами. Сегодня наша миссия шире и ответственнее: юного зрителя, уже образованного и воспитанного на художественных традициях старейшего театра страны, мы исподволь готовим к более сложной духовной работе, которая им предстоит во взрослых театрах Петербурга - Большом драматическом, МДТ-Театре Европы, Александринском, в Мариинке и Михайловском. К серьезному разговору о жизни и о сложном процессе творчества юного зрителя готовят наши фестивали, которые уже давно получили высокий международный статус: Брянцевский фестиваль детских театральных коллективов и Международный фестиваль "Радуга", где представлены лучшие отечественные и зарубежные постановки для молодежной аудитории. Фестиваль расширяет свои границы: после успешного проекта "Радуга-Балтия" этой весной мы перекидываем "Радужный мост" в Симферополь, а в будущем году на очереди - олимпийский Сочи. О растущей мировой популярности "Радуги" говорит и тот радостный факт, что 29 мая фестиваль открывает прославленная театральная Компания Филиппа Жанти.

            - Гастрольная деятельности ТЮЗа в этом сезоне будет такой же активной, как и в прошлые годы?

            - Действительно, ТЮЗ почти каждый месяц выезжает на гастроли. У нашего театра давние отношения с Китаем, и после успешного прошлогоднего визита в Шанхай мы вновь приглашены на большие гастроли по городам Поднебесной. На фестивале "Славия" в Сербии мы покажем спектакль "Иудушка из Головлева", в Москве на фестивале "Золотая маска" будет показана постановка "Плыл кораблик белопарусный" по сказам Шергина. В мае театр едет в Турцию со "Старосветскими помещиками", а зрители Архангельска увидят нашего "Короля Лира". К сожалению, нам не удастся поехать в Тобольск, на родину Ершова, куда ТЮЗ пригласили с "Коньком-Горбунком": в этом спектакле занята вся труппа и оркестр, а оставить театр пустым на несколько дней мы не можем. Приглашений много, и серьезная гастрольная политика, на мой взгляд, для популяризации любого театра просто необходима. Это еще один действенный способ сделать ТЮЗы еще более доступными для широкого зрителя.