Северо-Запад / Эксклюзив 12 января 2015 г. 13:43

Председатель президиума Коми научного центра УрО РАН А.Асхабов: "Наука в Коми всегда ориентировалась на природно-ресурсный потенциал региона"

Председатель президиума Коми научного центра УрО РАН А.Асхабов: "Наука в Коми всегда ориентировалась на природно-ресурсный потенциал региона"

            Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук отметил 70-летие. За это время в институтах центра получены существенные результаты, как в области фундаментальных разработок, так и в сфере прикладных исследований. Кроме того, сотрудники разрабатывали рекомендации по рациону питания путешественника Федора Конюхова, а также обеспечили его экспедицию во время во время длительного высокоширотного перехода с Северного полюса в Гренландию инновационными продуктами. О современном состоянии центра и перспективах научных исследований в интервью "Интерфаксу" рассказал председатель президиума Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук Асхаб Асхабов. 

            - Асхаб Магомедович, какую роль в социально-экономическом развитии республики играет Коми научный центр?

            - С первых лет своего существования Коми научный центр формировался как комплексное научное учреждение, перед которым стояла задача изучения и вовлечения в хозяйственный оборот богатых природных ресурсов северных регионов России. Он быстро стал одним из крупнейших академических научно-исследовательских центров на Европейском Севере России. Важнейшие программы развития региона создавались специалистами центра или проходили в его учреждениях экспертизу. В значительной степени благодаря работам ученых в регионе создана мощная топливно-энергетическая и горнорудная базы, составляющие экономическую основу развития республики. Академическая наука оказала существенное влияние на промышленное освоение не только нашего региона, но и сопредельных северных территорий. Пожалуй, ни один район страны не имеет столь глубоко проработанной научной основы для комплексной разработки ключевых социально-экономических стратегий освоения региона.

            Форпост академической науки на европейском Северо-Востоке России функционирует уже 70 лет. Все эти годы местные власти относились к ученым с должным вниманием и оказывали поддержку. Они вставали на защиту науки и научного центра, как только возникала угроза их существованию в нашей республике. Так было в 1944 году, когда было принято решение о реэвакуации Кольской и северной баз академии наук из Сыктывкара, в 1960-х годах, когда закрывали филиалы Академии наук по стране. И в прошлом году власти серьезно восприняли озабоченность научного сообщества, связанную первым вариантом закона о реформе РАН. Руководство региона и президиум центра исходили из того, что сохранив центр, нам легче будет отстаивать наши институты и науку в целом.

            К нашему удовлетворению пока удалось сохранить статус-кво. К сожалению, нет гарантии того, что и далее все останется без изменений, неопределенность относительно дальнейшей судьбы не исчезла. Более того ситуация в последнее время резко обострилось. Речь идет об объявленном недавно "Плане структуризации научных организаций", согласно которому предлагается группировать научные организации в четыре организационные платформы: Федеральные исследовательские институты (ФИЦ), Федеральные научные центры (ФНЦ), Национальные исследовательские институты (НИИ) и Региональные научные центры (РНЦ). Среди предложенных вариантов для Коми научного центра наиболее предпочтителен вариант Регионального научного центра, который предполагает объединение его институтов в одну организацию. Обсуждаются разные варианты, но на базе наших институтов создать другие организационные платформы, исходя из предложенных в плане критериев, проблематично. Нас подстерегает очень много проблем на пути объединения, и прежде всего необходимо формировать общую исследовательскую программу. Тем не менее, надо признать, что объединение - это не самый плохой вариант для Коми НЦ УрО РАН. Только он гарантирует существование наших институтов и продолжение славной истории центра. Именно такой вариант структуризации твердо поддерживают и региональные власти.

            К сожалению, в наших институтах больше озабоченны предстоящими трудностями объединения. Но если подходить адекватно к сложившейся ситуации, то объединение институтов в одну организацию имеет и существенные положительные моменты. Это, прежде всего, появляющиеся новые возможности проведения очень актуальных в наше время междисциплинарных исследований, оптимизации административно-хозяйственной и управленческой деятельности, развития новых направлений исследований и форм интеграции с вузами республики. В конечном итоге мы сможем более четко обозначить роль Коми научного центра как главного форпоста академической науки на европейском Северо-Востоке России. Мы на самом деле являемся организацией, способной обеспечить комплексные исследования природно-ресурсного, социально-экономического и национально-культурного потенциалов Севера. У нас есть хорошие перспективы для взаимодействия с Кольским и Архангельским научными центрами по Арктической тематике, которые также включаются в интеграционные процессы.

            - Каковы сегодня главные направления исследований ученых Коми научного центра УрО РАН?

            - Исторически наука в Коми была ориентирована на природно-ресурсный потенциал региона. Поэтому здесь первыми появились институты геологии и биологии. Неслучайно, что наиболее крупные проекты касались ресурсной тематики. Первым таким комплексным трудом была знаменитая монография "Производительные силы Коми АССР", изданная еще в 1950-е годы. Получил известность и завершенный несколько лет назад "Атлас республики Коми". Ученые активно участвовали в решении всех крупных народно-хозяйственных задач и их научном сопровождении. Например, по части развития минерально-сырьевого, топливно-энергетического и горнорудного комплексов региона. Выдающуюся роль сыграли биологи в решении аграрных проблем, в исследовании почв, изучении флоры и фауны. Крупные задачи решены в области использования энергетических ресурсов. Благодаря исследованиям сотрудников института языка, литературы и истории изменился социально-культурный облик республики, издана "История Коми", серия словарей. В стенах центра сформировались всемирно известные научные школы академиков Николая Юшкина, Михаила Рощевского, Юрия Оводова. В научном плане Коми научный центр - это шесть институтов и три самостоятельных научных отдела. Исследования ведутся по широкому комплексу научных направлений. Это геология, биология, физиология, финноугроведение, история и филология, археология и этнография, региональная экономика и энергетика, химия, физика, математика и т.д. Здесь работает коллектив высококвалифицированных специалистов, получивших признание в стране и мире.

            - Вы возглавляете еще институт геологии. Расскажите о последних исследованиях ученых-геологов на территории Коми?

            - Институт продолжает комплексные геологические исследования. Установлены фундаментальные закономерности геологического строения и истории геологического развития европейского Северо-Востока России, севера Урала, островов Вайгач и Новая Земля. Внесен важный вклад в познание условий формирования эндогенных и экзогенных геологических комплексов, крупных структур земной коры. Создана прогнозная карта максимальных магнитуд возможных землетрясений. Выделено пять геодинамические неустойчивых зон: Сысольская, Мезенская, Северо-Тиманская, Ижемская и Верхнепечорская. Ученые изучили вещественный состав и разработали эволюционно-генетические схемы проявления осадочных, тектоно-магматических и метаморфических процессов. Проведено глобальное обобщение данных по геохимии углей различных регионов мира, определены важнейшие закономерности эволюции ископаемой биоты Тимано-Североуральского региона, а также сделаны уникальные палеонтологические находки, получившие мировую известность.

            Установлены фундаментальные закономерности организации минерального мира, эволюции минералообразования, биоминеральной коэволюции, кристаллогенезиса, взаимодействия кристаллов и кристаллообразующих сред. Разработаны новые теоретические модели зарождения и роста кристаллов, образования и агрегации наночастиц, формирования различных типов наноструктурированных материалов. Получены новые экспериментальные данные о состоянии и закономерностях упорядочения ультрадисперсного минерального вещества. Сотрудники института были среди пионеров минералого-петрографического изучения метеорита "Челябинск".

            - Известный путешественник Федор Конюхов тестировал разработанные учеными из Коми БАДы. Что это за препараты?

            - Штаб экспедиции Федора Конюхова обратился к нашим ученым с предложением использовать во время длительного высокоширотного перехода с Северного полюса в Гренландию инновационные продукты - адаптогенный препарат "Адастен", содержащий фитоэкдистероиды, и поливитаминный комплекс "Витибаланс-Мультивит", разработанные в институтах биологии и физиологии Коми научного центра для повышения функциональных резервов человека в условиях высокой физической нагрузки и действия неблагоприятных факторов Севера. Ученые не только предоставили Ф.Конюхову и его напарнику Виктору Симонову необходимое количество препаратов, но и разработали для этого ранее недоступного по своей сложности маршрута рекомендации по рациону питания и схему обеспечения витаминного статуса и поддержания высокой работоспособности организма с использованием "Адастена". По мнению путешественников, препараты показали свою высокую эффективность для повышения силы и выносливости и ускорения восстановления после длительных интенсивных нагрузок. Позже Ф.Конюхов отправился в новое путешествие. Стартовав в Чили, он проплыл более 15 тыс. км через Тихий океан на весельной лодке в одиночку. Он планировал спустя 200 дней причалить у берегов Австралии, однако прошел этот путь намного быстрее - за рекордное время 160 дней. В это рискованное путешествие Ф.Конюхов вновь просил наших ученых обеспечить его препаратами для поддержания "силы духа и тела".

            - Достаточно ли молодых приходит на смену опытным ученым?

            - Коми научный центр не испытывает недостатка в молодых кадрах. Проблема в том, что мы не можем принять на работу всех желающих. Даже успешно окончивших аспирантуру.

            Замечу, что существует много разных форм поддержки молодых ученых. Работает программа по улучшению жилищных условий, грантовой и премиальной поддержки. В 2013 году молодые ученые получили финансовую поддержку по 24 молодежным научным и 8 инновационным проектам президиума УрО РАН, 23 молодых ученых получили трэвел-гранты для участия в научных конференциях, более 13 человек получили грант РФФИ "Мой первый грант".

            - Как вы оцениваете реформирование Российской академии наук?

            - Больше года прошло, как был принят закон о реформе Российской академии наук. Что касается его оценки со стороны научной общественности, то здесь мало что изменилось. Это, во-первых, самая радикальная из всех реформ, которые переживала Академия наук за почти 300 лет ее существования. Практически все ключевые идеи закона реализованы, три академии объединены в одну. Академические институты переданы в федеральное агентство научных организаций. РАН фактически стала "клубом ученых". Так же настойчиво, видимо, будут претворяться в жизнь и все задуманные в рамках реформы шаги. В этом смысле теперь мало что от нас зависит. Мы обязаны жить по закону. При этом с определенным удовлетворением должен отметить, что самые катастрофические прогнозы, в том числе по поводу сокращения кадров и институтов и изъятия имущества, не оправдались. Есть, правда, сложности чисто технического характера. Нам трудно привыкать к новым условиям, да и ФАНО не всегда понимает специфику научной работы. Вынужденно повышаем исполнительскую дисциплину, наводим порядок в имущественном комплексе, серьезнее стали относится к планированию. Я полагаю, все это можно рассматривать как небольшие плюсы реформы. Год-два уйдет на взаимную притирку ФАНО и научных институтов. А там уже посмотрим, что дала и не дала для развития науки в стране эта реформа. Если что, то и поправки, как обещано, можно будет внести в закон и в многочисленные подзаконные акты. Поправки, прежде всего, должны касаться более четкого разделения функций и полномочий между агентством и РАН. Хотя функции учредителя научных организаций по закону перешли к ФАНО, в названиях институтов сохранилась аббревиатура "РАН". Разорвать связь научных институтов с РАН невозможно. Хорошо, что все готовы к конструктивному сотрудничеству.

            - В 2013 году вы возглавили Коми республиканское отделение Русского географического общества. Какие проекты сейчас оно реализует?

            - В определенной степени мы переживаем этап возрождения Русского географического общества, резко возрос общественный интерес. Наше отделение в этом плане не исключение. Региональное отделение оформилось в качестве юридического лица, создан попечительский совет, который возглавил глава региона Вячеслав Гайзер. У нас появилось собственное помещение. Провели традиционные географические чтения, посвященные памяти Валентины Витязевой, ряд конференций, краеведческих слетов. Нам удалось организовать несколько экспедиций в бассейне реки Печоры. Одна из экспедиций проводила исследования донорских популяций рыб. Археологи же на раскопках в районе села Новый Бор Усть-Цилемского района обнаружили свидетельства колонизации русскими нижнего Припечерья, нашли подтверждения существования легендарного племени Печеры. Особый интерес для ученых представила найденная керамика, которая не имеет аналогов в лесной зоне Припечорья. Все эти экспедиции проведены в рамках главного нашего проекта - комплексной экспедиции "Печерский меридиан". В наших планах также возобновление выпуска периодического издания "Известия Коми отделения РГО" и издание брошюр "Природное и культурное наследие Европейского Севера".

            - Какие изменения вы ожидаете в научных исследованиях в ближайшие годы?

            - Они связаны с переводом научных достижений в технологическую сферу. Это относится к разработке методик оценки минерально-сырьевого и биоресурсного потенциала, к научному обоснованию применения гео- и биотехнологий производства новых прогрессивных материалов, химических и лекарственных препаратов, биоактивных веществ. Экономические и гуманитарные науки будут в большей мере ориентированы на изучение динамики развития общественных систем и институтов с учетом северных природных условий и этнокультуры укорененных народов. Важной задачей является также развитие теории и методологии воспроизводства природно-хозяйственных комплексов на основе геосистемного подхода. Ясно, что новые условия ставят новые задачи. На современном этапе от ученых требуется не только развитие фундаментальных исследований. Существует необходимость более активного внедрения научных результатов, выполнения ориентированных инновационных исследований. И в этом плане наши ученые предложили ряд разработок и новых технологий, на базе которых могли бы формироваться новые производства. На ближайшие годы мы ставим задачу концентрации усилий исследователей на разработке крупных комплексных проблем и выполнении междисциплинарных исследований. Будет существенно усилен арктический вектор наших исследований.