Одним из главных итогов участия Калининградской области в международном инвестиционном форуме "Сочи-2014" стало заключение четырех инвестиционных контрактов на общую сумму более 60 млрд рублей. Среди подписанных документов – соглашение о реализации проекта, предусматривающего строительство туристско-рекреационного комплекса с элементами игорной зоны. О значении достигнутых договоренностей для экономики региона, повышении туристической привлекательности и развитии туристического кластера на побережье Балтийского моря в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Калининградской области Николай Цуканов.
- Николай Николаевич, прошло две недели с момента завершения форума в Сочи. Эмоции улеглись, и остался, как говорится, сухой остаток. Каков он для области и как вы оцениваете работу в Сочи?
- Можно смело говорить, что это один из самых удачных для региона форумов. Мы сумели представить региональный стенд, который, наверное, был лучшим за все годы наших поездок в Сочи. Нашу выставочную площадку посетил председатель правительства России Дмитрий Медведев, вице-премьеры Дмитрий Козак, Ольга Голодец и Аркадий Дворкович, главы федеральных министерств. При этом все наши гости проявляли большой интерес к тем проектам, которые мы представляли.
О том, что проекты Калининградской области действительно интересны бизнесу, говорит, прежде всего, факт подписания четырех инвестиционных контрактов в рамках форума. Общая сумма инвестиций по ним составит более 60 млрд рублей. Особо отмечу проект "Новый город", предусматривающий строительство туристско-рекреационного комплекса с элементами игорной зоны. Именно он привлек пристальное внимание главы правительства Дмитрия Медведева.
- Что даст проект региону?
- Подписи под соглашением поставили президент Ассоциации игорных зон, глава компании "Роял Тайм Групп" Рашид Таймасов и главный исполнительный директор международной архитектурной компании Steelman Partners Europe Пол Стилман. Согласно этому документу ЗАО "Группа Компаний СТК" (дочерняя структура "Роял Тайм Групп") намерена инвестировать не менее 45 млрд рублей в строительство на побережье Балтийского моря туристско-рекреационной зоны с элементами игорного бизнеса.
Хочу отметить, что этот проект сегодня важен для области даже в большей степени, чем прежде. Наши природные ландшафты лучше чем в Прибалтике, а если говорить еще и о красоте наших дюн на Куршской косе, то у региона есть большая перспектива для развития туризма.
Естественно мы должны привести в порядок и создать современную инфраструктуру. Она поможет нам утвердиться как региону, который соответствует всем европейским нормам и требованиям. Но даже сегодня можно уверенно говорить, что Калининградская область отличается от многих регионов России, оставаясь при этом ее неразрывной частью. Просто нам досталась богатая европейская история, наши жители часто бывают за границей и стараются перенимать там все самое лучшее, в том числе и в сфере туристического сервиса.
И сегодня туристско-рекреационная зона с игровым сегментом может быть двигателем нашей экономики. Очень важно, что инвестор, с которым подписано соглашение, уже фактически вышел на строительную площадку. Впрочем, можно даже говорить, что он уже приступает к строительству. Эти частные инвестиции станут для нашей области одними из самых крупных за последние годы.
-Но сможет ли реализовать столь масштабный проект один инвестор?
- Договор подписан с "Роял Тайм Групп". При этом Ассоциация игорных зон России наделяется функциями и полномочиями по координации вопросов, возникающих в ходе реализации проекта, взаимодействия с третьими лицами. Уже сегодня переговоры идут как минимум еще с двумя компаниями, которые имеют желание и возможности для участия в этом проекте. С учетом того, что развивать мы намерены большую территорию общей площадью 100 га, в проект могут войти многие инвесторы. Главное, чтобы их проекты были реалистичными и интересными.
Я думаю, что сегодня непростая международная ситуация подтолкнула многих наших бизнесменов внимательно присмотреться к отечественным проектам общероссийского масштаба. И проект туристско-рекреационная зона с игровым сегментом является именно таким.
- Эта туристско-рекреационная зона будет расположена на самом берегу Балтийского моря?
- В этом месте на побережье широкий песчаный пляж. Отели и гостиницы будут стоять чуть ли не у самого моря. Но хотел бы отметить и такую деталь: данная зона расположена не только на побережье, но и в 15-20-ти минутах езды по хорошему, европейского уровня автобану от аэропорта "Храброво".
На этой территории присутствуют практически все коммуникации. Но государство берет на себя все расходы по их модернизации, к примеру, коллектора, который идет к действующим очистным сооружениям.
Немаловажно, что в этом же районе мы будем реализовывать и другой интересный проект "Новый город". Это будет строительство действительно нового города в стиле, навеянном архитектурой и атмосферой таких приморских городов, как Гданьск, Сопот, Таллин, знаменитого курорта Баден-Баден. Концепция данного проекта – создать у нас на побережье нестандартное и красивое место отдыха, которое имело бы дух и атмосферу старинной Европы.
Многие россияне едут в ту же Прагу за эмоциями и ощущениями, которые дают им узкие улочки, черепичные крыши, мостовые из булыжника, за особой теплой и уютной атмосферой. Мы, уверен, тоже сможем все это создать. Правительство области приобрело участок площадью около 600 га, который предстоит застраивать не один год. Там будут построены санатории, пансионаты, гостиницы, аквапарк, университетский городок, школа, детский сад.
Наша идея – предложить российскому бизнесу, который отправляет своих детей на учебу за границу, остановить свой выбор на этом городе. Мы сможет обеспечить молодым людям не только интересную и качественную учебу по мировым стандартам, но и атмосферу современного европейского города. Для этого будут привлекаться лучшие научные силы не только России, но и Европы.
Преимущества учебы и отдыха на Калининградском побережье лежат на поверхности. Это близость к Европе и России. Возможность быстро попасть в Европу дает региону уникальную возможность развития туристического потенциала. Ведь мы на велосипеде сможем за пару часов доехать до Литвы или Польши.
А это и есть туристическая привлекательность. Плюс к этому – наши усилия по созданию качественного туристического сервиса – отели, рестораны, кемпинги, яхтенные марины. Мы будем их строить с ориентацией, как для иностранных, так и отечественных туристов. Наша задача, чтобы жители из других регионов России приезжали на отечественный курорт европейского уровня.
Конечно, наш приморский климат не похож на Доминикану или на Монако. Но ведь не все любят жариться на солнце. Тем более, что и зимой у нас нет якутских морозов, а целебные минеральные воды и грязи, которыми богата эта земля, оказывают на людей оздоравливающее воздействие круглый год. Уверен, что и купаться в теплой и целебной воде Балтийского моря отдыхающие смогут благодаря тем бассейнам, которые будут построены в отелях и гостиницах. Уникальная голубая глина также будет использоваться в медицинских и рекреационных комплексах.
- Николай Николаевич, получается, что под новые проекты будет отдана весьма протяженная полоса морского побережья?
- Это действительно так и это здорово. Очень хорошо, что мы успели предотвратить хаотичную застройку этой уникальной земли частными особняками, виллами и многоэтажками. Наше побережье теперь будет развиваться комплексно, и мы сумеем сдать из него настоящую жемчужину российской Балтики.
Повышению туристической привлекательности всего побережья будет способствовать и другой инвестиционный проект, соглашение по которому также подписано в Сочи инвестором, ФГУП "Росморпорт" и областью. Речь идет о строительстве пассажирского терминала в порту Пионерский. Итальянский инвестор в лице компании MSC Cruises, взял на себя обязательство привозить к нам в неделю 3,5 тыс. туристов на круизных судах. Он является владельцем 12 крупнейших круизных лайнеров.
На днях глава правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о внесении соответствующих финансовых корректировок в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010-2020)". На строительство международного морского пассажирского терминала с яхтенной мариной в Пионерском из федерального бюджета будет выделено 8,5 млрд рублей.
Этот морской проект неразрывно связан и с нашими "воздушными воротами" региона. Сегодня мы проводим работы по реконструкции аэропорта "Храброво", который будет отвечать всем современным требованиям. Это значит, что любой житель России сможет прилететь к нам, остановиться в одной из гостиниц Нового города, затем сесть на круизный лайнер и совершить плавание по городам Европы.
Это последовательная цепочка замкнет в единую сеть все наши предложения туристического сервиса, которого ранее не было, но который теперь будет выстроен на качественном, европейском уровне.
По срокам все эти проекты можно сказать, что синхронизированы. Так работы в аэропорту "Храброво" идут полным ходом. Это касается и частного инвестора, который занимается реконструкцией аэровокзала, и государственного проекта, направленного на модернизацию взлетно-посадочной полосы (ВПП). В результате ВПП будет усилена и удлинена на 800 метров, что позволит аэропорту принимать самые крупные и вместительные самолеты.
Мы уверены, что пассажирский порт в Пионерском начнет свою работу к туристическому сезону 2017 года. Такую же задачу ставит перед собой и Министерство транспорта, которое поддерживает этот проект. К этому времени в туристско-рекреационной зоне появится уже несколько гостиниц. Отелей и санаториев, которые смогут принимать большое количество отдыхающих круглый год.
- Николай Николаевич, поедут ли на наши курорты зарубежные туристы?
- Думаю, что они поедут, если наш сервис будет не хуже европейского. Ведь в вопросах повышения туристической привлекательности области, ее транспортной доступности мы реализуем и другие проекты. Так в направлении российско-польской границы мы реконструируем дорогу, что идет к переходу "Мамоново-2-Гжехотки", которая является международным трансъевропейским коридором. Аналогичная работа идет и планируется на всех других магистралях, что соединяют регион с Польшей и Литвой.
Мы стремимся не на словах, а на деле доказать, что территория Калининградской области может являться для жителей Европы территорией транзита. Транзита не только безопасного, но и качественного, наполненного возможностью для изучения культуры, истории и достопримечательностей нашего края.
Сегодня наш регион перешел в плоскость работы по подготовке специалистов в области сервиса и туризма. Во многих учебных заведениях уже открыты такие факультеты. Но мы занимаемся и такой проблемой, как языковая доступность нашего общества для иностранных граждан. Наши специалисты работают над программами, как стимулировать изучение иностранных языков представителями таких профессий, как врачи, полицейские, спасатели, сотрудники музеев и общепита, некоторых других. Они будут работать с гостями региона, для которых Калининградская область не должна быть немой загадкой. Можно говорить, что эта работа вписывается в наши планы по проведению в Калининграде матчей ЧМ-2018 по футболу. Это событие мирового масштаба станет хорошим стимулом для развития индустрии туризма.
- В ходе Сочинского форума вы участвовали в дискуссии "Территория опережающего развития. Примеры Дальнего Востока, Крыма и Калининградской области". Как оцениваете ее результаты?
- С учетом того, что такая дискуссия была организована впервые, ее результаты можно назвать позитивными. Для страны все три региона стратегически важны. В реалиях сегодняшней геополитики и мировой экономики они должны стать точками роста для всей России. Каждый из них имеет для этого свои возможности. Мы не являемся конкурентами, мы дополняем друг друга, выступая партнерами на этом пути. У нас есть общие преимущества, похожие проблемы и риски, которые можно решать в едином подходе и одним ключом.
Это касается, в частности, законов и многих других документов, которые регламентируют жизнедеятельность наших регионов. Можно сколько угодно правильно говорить об инвестиционном климате в Калининградской области. Но когда закон об Особой экономической зоне, который фактически и определяет этот климат, меняется, чуть ли не ежегодно, то это не понравится даже резиденту, не говоря о том бизнесе, что только присматривается к региону.
Нам нужна стабильность на десятилетия, которая бы не зависела от экономических и политических кризисов. Инвестор потратил свои средства, выполнил условия закона, мы ему должны дать гарантию, что его работе ничего не угрожает в течение срока, который ему обещан. Стабильность – это залог успешного развития бизнеса и всего общества.